
Сегодня миром удобных мессенджеров правят WhatsApp, Telegram и Facebook Messenger. Набирает популярность Signal. И мы понемногу начали забывать, как в начале 2000-х каждый, кто имел собственный компьютер, пользовался «аськой». Постепенно ICQ превратился в нечто из давно забытого прошлого, а в 2024 году мессенджер прекратил существование. Теперь на притрушенной пылью лет полке воспоминаний оказался и Skype. Вспомним, как в свое время этот продукт произвел революцию на рынке, и почему потерял свои позиции и в конце концов стал цифровым реликтом.
Содержание
Зарождение Skype: маленький стартап с большими амбициями
Вернемся в 2003 год. Мир технологий еще не был таким разнообразным. Медленный интернет и постоянно занятая телефонная линия. Звук dial-up модема, и ты сидишь по несколько минут в ожидании, пока полностью загрузится веб-страница за толстенным монитором.

Компьютеры — это громоздкие ящики с толстыми мониторами, ноутбуки — редкость и стоят Именно в те времена мир цифровых технологий начал набирать обороты. И в этот период двое техноэнтузиастов — Никлас Зеннстрем из Швеции и Янус Фрис из Дании — решают сделать общение в интернете чем-то новым, удобным, революционным.
Оба успели показать, на что способны, еще до разработки Skype. Они создали успешную платформу для обмена файлами под названием Kazaa, которая полюбилась миллионам пользователей, но и одновременно стала головной болью.
Kazaa позволял пользователям делиться любыми файлами напрямую друг с другом (P2P или peer-to-peer), без центральных серверов. Из-за этого юристы звукозаписывающих компаний неоднократно обвиняли Зеннстрема и Фриса в содействии пиратству. Но талантливые технари не думали остановиться, и решили использовать возможности P2P в новом проекте, создав инструмент для свободного, доступного общения по всему миру. Это было в те времена, когда каждая минута разговора по телефону с, например, родными в США могла стоить до $1 (около 5.33 грн). Для сравнения, средняя зарплата в Украине тогда составляла 462 гривны. То есть, несколькоминутный разговор стоил очень дорого. А видеосвязь вообще казалась чем-то фантастическим.
Именно это стремились изменить Зеннстрем и Фрис. Они хотели создать программу, которая бы позволяла людям звонить друг другу через интернет бесплатно благодаря децентрализованной P2P-технологии. Никаких посредников и дорогих серверов.
Для работы над своим новым замыслом они пригласили трех эстонских программистов — Ахти Хейнла, Прийта Касесалу и Яана Таллинна, которые уже работала над Kazaa и имели отличную репутацию. Последний, кстати, позже стал соучредителем сервиса для перевода средств Wise.
Проект решили назвать Sky peer-to-peer (коротко — Skyper): это соединило в себе романтику «неба» возможностей и намек на техническую часть, а именно, P2P. Однако выяснилось, что домен Skyper уже занят. Поэтому команда просто решила обрезать «r», и так появился Skype. Название оказалось метким и хорошо запоминающимся.
29 августа 2003 года стала доступной для загрузки первая публичная бета-версия Skype. Программа позволяла делать только голосовые звонки.
Команда открыла скромный офис в столице Эстонии — Таллинне, маленьком и тихом городе. Такое расположение позволило сэкономить на расходах и иметь под рукой хороший выбор талантливых инженеров. После работы сотрудники часто ходили в дешевый местный бар Valli, где, по слухам, проводили ритуал для ведьмаков новичков. Новоприбывшие должны были пройти испытание травы адским коктейлем Millimallikas, который состоял из анисовой водки, текилы и Табаско.
Даже с ограниченным функционалом Skype сразу привлек внимание. Он предложил невиданную до того альтернативу обычной телефонии: бесплатные звонки за границу. Достаточно было иметь компьютер с установленной программой и интернет. Да, качество разговоров было не самое лучшее. Но люди получили шанс общаться без границ, так долго, как хотели, и это изменило правила игры.
Стартап понемногу расширялся, команда уже составляла несколько десятков человек, которые работали в тесном офисе.
Первыми пользователями Skype, конечно же, были преимущественно техноэнтузиасты и студенты. Слухи о чудо-программе распространялись со скоростью света. И Skype быстро стал легендой.
Двухтысячные: Skype завоевывает мир
Без рекламных кампаний на ТВ или в газетах, только благодаря через сетевое радио, приложение для общения без границ приобрело колоссальную популярность. А еще, пользоваться им было очень просто: загружаешь программу, устанавливаешь ее, вводишь имя пользователя, добавляешь друга в контакты — и все, можешь звонить ему. В первый день Skype загрузили 10 тысяч человек. А в 2004 году количество одновременных пользователей достигло 1 миллиона. Это был феноменальный результат для стартапа, который ни копейки не потратил на рекламу.

Программа вышла за круг техногиков и стала массовым продуктом. Именно благодаря технологии P2P Skype смог преодолеть недостатки традиционных телефонных звонков, которые проходят через центральные серверы. Это оборудование надо покупать, обслуживать и платить еще много за что. Но с использованием Skype каждый компьютер становился частью сети, ПК с этой программой со временем позволил не только звонить, но и передавать данные другим. И чем больше людей добавлялось, тем крепче становилась система.
А еще Skype был простым и понятным даже для тех, кто с техникой на «вы». В 2003 году большинство программ для интернет-звонков — например, Microsoft NetMeeting или ранние VoIP-сервисы — были сложными в настройке. Приходилось возиться с портами, брандмауэрами и кодеками. Это было задачей со звездочкой для старшего поколения. А Skype был интуитивно понятным: надо только скачать, установить, и уже можно звонить.
Даже люди, далекие от технологий, могли разобраться за пять минут. Именно эта доступность стала вторым ключиком к успеху.
На этом команда разработчиков не остановилась. В 2004 году была добавлена платная функция SkypeOut, которая позволяла звонить на стационарные или мобильные телефоны по очень низким тарифам. Например, позвонить из США в Украину можно было всего за 2-3 цента за минуту. Для студентов, эмигрантов и малого бизнеса это стало спасательным кругом.
Стартап превратился в серьезный бизнес. Юридически Skype зарегистрировали в Люксембурге для оптимизации налогов (самая низкая ставка НДС в ЕС — 15%). Это был главный офис: был крошечный и незаметный, без вывески. Сотрудники вспоминали, что иногда им даже приходилось звонить из ванной комнаты, потому что все забивал шум вентилятора.
Впоследствии еще один офис открыли в Лондоне. Помещение работники Skype делили с модельным агентством. Стена, которая отделяла их, была стеклянной и частично прозрачной. С одной стороны сидели мрачные программисты, а с другой — туда-сюда бегали стилисты и модели. Но было видно только ноги и головы
К 2005 году Skype стал настоящей сенсацией. Количество зарегистрированных пользователей достигло 50 миллионов. Постепенно приложение стало типичным атрибутом повседневной жизни: проникло в дома, офисы, студенческие общежития.
Эра eBay: большая ставка и громкий провал
Успех Skype не давал покоя eBay. В сентябре 2005 года торговый гигант приобрел компанию за $2,6 млрд. В то время это была одна из крупнейших сделок в мире технологий. От eBay ожидали очередного существенного улучшения. Skype собирались интегрировать в торговую платформу, чтобы покупатели и продавцы могли общаться в реальном времени. Это должно было навсегда изменить онлайн-шопинг. Но…
Пользователям eBay хватало текстовых сообщений на самой платформе или через электронную почту, голосовые и видеозвонки оказались ненужными. Генеральный директор eBay Мэг Уитмен позже признала, что компании не удалось найти способ монетизировать Skype. Идея оказалась хорошей только на бумаге. В 2007 году eBay списал $1,4 млрд стоимости Skype — фактически признав, что переплатил за актив, которому не смог найти применение.
Ситуацию осложнило то, что основатели Skype Зеннстрем и Фрис не продали eBay все. Они оставили себе права на P2P-технологию через свою компанию Joltid. Когда eBay начал экспериментировать с кодом Skype, пытаясь адаптировать его под свои нужды, основатели обвинили его в нарушении авторских прав. Эта ситуация напугала потенциальных покупателей Skype, среди которых, по слухам, были Google и Facebook (сейчас Meta). Рассматривали возможность покупки Skype, но отступили, опасаясь юридических рисков.
В конце концов в 2009 году eBay продавец 70% Skype группе инвесторов во главе с Silver Lake за $1,9 млрд.
Сделка с eBay стала первым эпикфейлом. Но не последним.
Microsoft забирает «душу» Skype
На дворе 2011 год, а Skype — гигант с 600 миллионами зарегистрированных пользователей, на который приходится 25% всех международных голосовых звонков. Microsoft делает крупнейшую на то время покупку: выкладывает $8,5 млрд. У техногиганта грандиозные планы сделать Skype основой коммуникационной стратегии. Программу интегрировали в Windows 8, добавили в Xbox, подключили к Outlook и начали продвигать как решение для бизнеса. В 2012 году Skype заменил популярный чат Windows Live Messenger. Видеозвонки стали главной фишкой Skype. К 2015 году программа созданная когда-то маленькой командой энтузиастов достигла наибольшей популярности — 40 миллионов ежедневных активных пользователей.
Компании начали массово использовать Skype для деловых звонков, фрилансеры — для общения с клиентами, а преподаватели — для групповых занятий. Казалось бы, все складывается наилучшим образом. Но тут наступает пора второго эпикфейла.
Новый владелец, Microsoft, решает отказаться от уникальной P2P-архитектуры Skype. И перевел его на собственные централизованные серверы Azure, поскольку их легче контролировать, обновлять и масштабировать под тысячи новых пользователей, которые добавлялись каждый день. С этого момента Skype потерял часть своей «души». Благодаря P2P каждый пользователь был частью сети, а теперь все зависело от серверов Microsoft. Это сделало систему более уязвимой к сбоям и отслеживанию.
Из простой «звонилки» Skype превратился в громоздкого монстра, который постоянно обрастал новыми функциями. В 2010-х Microsoft добавила в программу emojis, групповые чаты на большое количество людей, Stories (привет, Snapchat), интеграцию с Outlook и возможность отправлять GIF-ки. Легкий когда-то интерфейс превратился в хаос. Пользователи начали жаловаться. Начали появляться публикации с критикой вроде «Skype когда-то был легким и удобным, а теперь это сплошной бардак». Качество звонков падало, многие были недовольны Android-версией, количество конкурентов росло. На Microsoft началось ощутимое давление.
Скандалы, интриги, расследования
Один из первых серьезных сбоев произошел в 2007 году, когда компанией руководила команда Зеннстрема. В августе миллионы пользователей по всему миру потеряли доступ к программе на несколько дней. Skype объяснил это глюком, вызванным обновлением Windows, которое спровоцировало ряд сбоев в P2P-сети. Компания принесла извинения и в качестве компенсации, раздала бесплатные минуты для SkypeOut. Однако пользователи были в ярости, хотя некоторые отнеслись к этому шутливо и назвали инцидент Skype’s Y2K. Это обыгрывало панику перед началом 2000 года, когда по сети распространялись слухи о потенциальном глобальном сбое компьютеров с 1 января.
Были и другие инциденты. Например, в 2007 году немецкий суд признал, что Skype нарушил лицензию GNU General Public License (GPL) в своем платном продукте SMC WSKP100 — телефоне, который работал со Skype. Компания использовала открытый код, но не соблюдала условия лицензии. Пострадала репутация.
Еще одно темное пятно на репутации Skype появилось в 2008 году. Стало известно, что TOM Online, партнер Skype в Китае, передавал логи чатов и ключи шифрования правительственным серверам для мониторинга. Для западных пользователей это стало неприятным сюрпризом.
Зеннстрем, который к тому времени уже отошел от дел, оправдывался, что просто придерживались местных законов. В Китае иначе не получится. Но это не успокоило тех, кто считал Skype безопасным убежищем для частных разговоров. Это существенно подорвало доверие.
Но самый большой удар по репутации Skype в 2013 году, который тогда находился под крылом Microsoft, нанес Эдвард Сноуден. Бывший сотрудник ЦРУ обнародовал документы о масштабной системе слежки за людьми: PRISM от Агентства национальной безопасности США (АНБ). Оказалось, что Skype был ее частью. Microsoft, который приобрел Skype в 2011-м, якобы передавал американским властям данные пользователей: записи звонков, текстовые сообщения и даже видео. Поскольку старая P2P-система затрудняла слежку, переход на централизованные серверы в 2011 году облегчил АНБ работу.
Материалы Сноудена показали, что Microsoft активно сотрудничал с властями. Например, в 2012 году корпорация якобы предоставили АНБ доступ к зашифрованным сообщениям и помогла обойти шифрование видеозвонков. В Microsoft уверяли действовавших согласно судебным приказам и не нарушавших приватность без законных оснований.
Skype, который когда-то ассоциировался со свободным, простым и безопасным общением, стал инструментом власти. Защитники приватности начали массово покидать платформу, и переходить к конкурентам, таким, как Signal или Telegram.
Упадок Skype
Расцвет Skype пришелся на 2015 год. Ежедневно программой пользовалось 40 миллионов человек. Но конкуренты не спали. Запущенный в 2009 году WhatsApp начал забирать часть аудитории, поскольку предлагал бесплатные текстовые сообщения и звонки через мобильный интернет, и все это с обещанием шифрования данных. В 2011 году появился Zoom, который делал ставку на простые и надежные видеоконференции. FaceTime от Apple стал наращивать популярность среди пользователей iPhone, а Discord — геймеров и онлайн-сообществ. А Skype тем временем стал слишком неудобным для повседневного общения, и слишком нестабильным для профессионального использования.
Microsoft пытался превратить Skype в корпоративный инструмент. В 2015 году корпорация запустила Skype for Business, чтобы конкурировать со Slack и Cisco Webex — платформами для командной работы с чатами, звонками и видео. Но Skype for Business был отдельным продуктом, которому уделялось много внимания, а тем временем обычная версия Skype начала приходить в упадок. В 2019 году Microsoft объявил, что Skype for Business будет постепенно интегрируют в Microsoft Teams. Становилось все больше обновлений, которые пользователи не оценили.
В 2017 году Microsoft провалилась попытка добавить в Skype функцию Highlights, которая дублировала Snapchat Stories. Затем добавили реакции в виде смайликов на сообщения, интеграцию с поисковой системой Bing и возможность записи звонков. Многое мы используем сегодня в разных мессенджерах. Но в ситуации со Skype это с каждым разом делало интерфейс все более перегруженным.
Пользователям стало сложно найти базовые функции среди кучи ненужных фич. Продолжались проблемы с качеством звонков. На этом фоне Zoom, который предлагал стабильные видеозвонки даже на слабом интернете, выгодно выделялся. WhatsApp был легким и быстрым и хорошо работал на смартфонах. Skype на фоне новых игроков начал выглядеть как пережиток старой эпохи. Все накопленные проблемы стали очевидными, когда мир погрузился в старые-добрые времена пандемии COVID-19.
В 2020 году видеосвязь стала главным источником общения. Компании массово перешли на удаленный режим работы. Большинство людей предпочло пространство и стабильность Zoom, которым в пиковые периоды ежедневно пользовались 300 миллионов человек.
А что же Skype? Microsoft пытался продвигать приложение, но интерес к продукту был потерян. И хотя по состоянию на март 2025 года Skype все еще жив, аудитория сильно сократилась. Большинство пользователей это те, кто привыкли к нему еще в 2000-е, или компании, которые до сих пор вынуждены работать с ним из-за интеграции с Outlook или Teams (последний стал главным продуктом Microsoft). Хотя в 2024 году Skype еще пытались реанимироватьубрав рекламу и добавив искусственный интеллект. Не помогло.
И вот настал этот момент. В эпической истории Skype поставили логическую точку. Корпорация Microsoft закроет Skype в маеи полностью сосредоточится на Teams.
Но мы всегда будем помнить Skype. Он был первым, кто сделал интернет-звонки бесплатными, а видеосвязь — доступной. Без Skype не было бы WhatsApp, Zoom и Google Meet в том виде, в котором мы их знаем. Он был первым, и проложил путь для индустрии VoIP (Voice over Internet Protocol), изменив то, как люди общаются в любом уголке планеты.
Favbet Tech – это IT-компания со 100% украинской ДНК, которая создает совершенные сервисы для iGaming и Betting с использованием передовых технологий и предоставляет доступ к ним. Favbet Tech разрабатывает инновационное программное обеспечение через сложную многокомпонентную платформу, способную выдерживать огромные нагрузки и создавать уникальный опыт для игроков.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: