Обзоры Кино 18.05.2024 в 14:00 comment views icon

Рецензия на фильм «Отблеск» / Reflection

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/InShot_20211019_133817124-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/InShot_20211019_133817124-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/InShot_20211019_133817124-96x96.jpg

Денис Федорук

Автор статей и рецензий

Рецензия на фильм «Отблеск» / Reflection

16 мая до кинотеатров наконец-то добирается драма Валентина Васяновича «Отблеск». Она стала первой украинской лентой за последние три десятилетия, получившей право побороться за главную награду Венецианского кинофестиваля. В рецензии ниже разбираемся, что общего и отличного между «Отблеском» и предыдущей работой режиссера «Атлантида», а также почему этот фильм не подпадает под стандартные рамки рекомендательного характера любых рецензий.

Рецензия на фильм «Отблеск» / Reflection

Плюсы:

мощное авторское кино, которое актуально как никогда; гармоничное сочетание выразительной формы и важных смыслов; «Отражение» — это, хоть и болезненное, но важное достояние украинского кинематографа и нашей культуры в целом;

Минусы:

просмотр предполагает дискомфорт и давление на психику зрителя, что в нынешних условиях не есть хорошо;

8/10
Оценка ITC.ua

«Отблеск» / Reflection

Жанр драма
Режиссёр Валентин Васянович
В ролях Роман Луцкий, Ника Мыслицкая, Надежда Левченко, Андрей Рымарук, Игорь Шульга, Александр Данилюк
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2021
Сайт IMDb

2014 год. Начало российской вооруженной агрессии против Украины. Хирург Сергей попадает на празднование дня рождения своей дочери Полины, где встречает бывшую жену Ольгу и ее нынешнего мужа Андрея. Последний только что вернулся из зоны АТО, но не планирует наслаждаться спокойной мирной жизнью и сообщает, что скоро снова отправится на фронт. По его словам Сергей понимает, что ситуация там чрезвычайно сложная.

Чуть позже он также присоединяется к Вооруженным силам Украины на Донбассе в качестве военного медика, но при перевозке раненого наталкивается на вражеский блокпост и становится пленником российской армии. Там Сергею приходится столкнуться с ужасом пыток над украинскими воинами и выявлять во время допросов, живы ли они еще. Когда судьба предоставит мужчине шанс вернуться к прежней жизни, он осознает, что она априори невозможна.«Відблиск»«Отблеск» невольно хочется сравнить с предыдущей лентой Васяновича «Атлантидой», которая по форме и настроению выполнена в том же отстраненно-депрессивном стиле. Картина получила обзор на Венецианском кинофестивале и победила в программе «Горизонты». Главную роль там исполнил ветеран войны на Донбассе Андрей Рымарук, который появился и в «Отблеске».

Таким образом обе ленты перекликаются между собой и составляют своеобразную дилогию на тему российско-украинской войны, где одна рассказывает о начале этого конфликта, а другая переносит в 2025 год, когда боевые действия уже завершены. Впрочем, и это признал сам Васянович, в «Атлантиде» существует заметно больше пространства для надежды.«Відблиск» Действительно, «Отблеск» весьма далек от каких-либо намеков на оптимизм и смотреть его чрезвычайно больно и тяжело. Это суровое и бескомпромиссное авторское кино, которое, вместе с тем, не превращается в манипулятивный пропагандистский инструмент. Украинскому зрителю, в отличие от российского, не нужно доказывать who is who — всем и так все понятно. Нарративы «Отблеска» глубже, а выразительные средства Васяновича — сложнее, чем в типичном жанровом кино или тем более пропаганде.

Если вам интересна история создания проекта, мысли режиссера о пропагандистском кино как таковом, а также о состоянии вещей в украинском кинематографе во время войны, предлагаю посмотреть его интервью телеканалу «Суспільне Новини», которое состоялось осенью 2022 года, когда фильм был представлен на «Киевской неделе критики»:

Просмотр «Отблеска» — опыт не только болезненный, но и впечатляющий. Смотреть кино трудно не только потому, что в нем показывают, но и учитывая то, как это делают. Фильм наследует киноязык «Атлантиды»: здесь Васянович снова демонстрирует почти тотальную отстраненность, но, и это парадокс, не в последнюю очередь благодаря ей главный герой претендует на зрительский отклик. Немалая заслуга в этом и Романа Луцкого, которого вы могли видеть в «Сторожевой заставе».

В монотонности длинных статических кадров с ярко выраженным композиционным центрированием всегда что-то происходит. В этой сплошной статике кипит постоянная динамика.

Достигается она в основном благодаря глубинным мизансценам. В первой же сцене на переднем плане персонажи ведут диалог, а на заднем девочка Полина забавляется на символической пейнтбольной площадке. Поэтому едва ли не каждая сцена здесь — мини-история, с собственной драматургией и кульминацией. И существенное их количество определенным образом рифмуется. Именно это заставляет прикипеть к экрану, причем даже в те моменты, когда просмотр становится сильно дискомфортным.«Відблиск» Собственно, с иносказательностью у Васяновича тоже все в порядке. Страшная ситуация, связанная со смертью особого сослуживца; соответственно, глубоко травмированный Сергей; голубь, ударившийся в окно квартиры и разбившийся насмерть и его символические похороны — все взаимосвязано. Обреченная птица оставила проклятую отметку на стекле, и вывести ее, то есть избавиться от душевной раны — так просто не получится. Только со временем обильный дождь вымоет след, как и слезы, быть может, залечат искалеченную душу.

Формально картину можно разделить на два отрезка: пребывание в плену и дальнейшее приспособление героя к нормальной жизни, когда он пытается быть отцом для своего ребенка.

В первом случае зрителю придется стать свидетелем неописуемо мучительной сцены, которую можно трактовать по-разному (о чем подчеркивал Васянович в вышеупомянутом интервью). Во втором — наружу вырывается тема пережитого опыта, когда человек, побывавший в аду российского плена, не может поделиться самым сокровенным даже с родными, боясь осуждений и неготовности понять. Не лишними выглядят и размышления вроде «существует ли жизнь после смерти?», что, конечно же, касается фактора ПТСР и сегодня актуально как никогда.«Відблиск»

Пессимистическое, тягучее повествование «Отблеска» подкрепляется сплошь блеклыми, серыми и печальными, едва ли не апокалиптическими пейзажами и локациями.

Например, ободранный гараж с российским грузовиком с надписью «гуманитарная помощь», в котором расположен мобильный крематорий. Или когда за окном на первый взгляд комфортабельной квартиры главного героя происходит постоянная непогода. А о музыкальном сопровождении здесь нечего и мечтать. Все это работает на соответствующую атмосферу и характеристику катастрофического внутреннего состояния героя.

Онлайн-курс "PR-комунікації" від Laba.
Опануйте інструменти для побудови якісної антикризової PR-комунікації.Прокачайтесь в роботі з репутацією та інфлюенсерами під менторством експертки з 10-річним досвідом.
Детальніше про курс

«Отблеск» относится к той категории кино, которое не смотришь как нечто сюжетное, а скорее проживаешь, рефлексируешь вместе с персонажем. Какие-то оценки по отношению к такому произведению будут неуместны, как и рекомендации (или не рекомендации) зрителям ввиду того, что фильм может повлиять и на и без того расшатанную психику каждого из нас. Но отрицать тот факт, что это стоящее и до боли актуальное авторское кино — нет никакого смысла.

Вывод:

«Отблеск» требует от зрителя психологической устойчивости и усидчивости, поэтому перед просмотром стоит четко осознавать, нужен ли такой фильм именно вам и именно сейчас, в это непростое время.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: