Наука и космос Новости 07.11.2016 в 11:58 comment

SpaceX наконец-то установила точную причину недавнего взрыва ракеты Falcon 9 и готовится возобновить полеты к середине декабря

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/04/vova-96x96.jpeg

Володимир Скрипін

Ексзаступник головного редактора

Специалисты SpaceX, занимающиеся расследованием сентябрьского инцидента Falcon 9, полагают, что им наконец-то удалось разгадать таинственную «аномалию» и установить истинную причину возгорания ракеты. Об этом на днях сообщил основатель и глава компании Илон Маск, назвав аварию «самой сложной головоломкой» из тех, с которыми им доводилось сталкиваться. И теперь, когда доподлинно известно, что конкретно пошло не так, компания рассчитывает возобновить запуски в середине декабря.

В недавнем интервью CNBC Маск сказал, что причина взрыва, в результате которого была утрачена ракета и полезная нагрузка, «поистине удивительна» и подобное в индустрии ракетостроения «произошло впервые». По словам Маска, «она [проблема], собственно, связана с жидким гелием, передовыми композитными материалами из углеродного волокна и твердым кислородом (при снижении температуры до -218,89 градуса по шкале Цельсия кислород переходит в твердую форму)».

explosion-0-0

И что все это значит, спросите вы? Получить простой ответ на этот вопрос можно, вспомнив, выступление главы SpaceX в Национальном управлении военно-космической разведки США (NRO) в прошлом месяце. Согласно опубликованной ресурсом Space News стенограмме закрытого заседания, в ходе доклада Маск утверждал, что переохлажденный жидкий кислород, используемый SpaceX в качестве ракетного топлива, переохладился настолько сильно, что перешел из жидкого агрегатного состояния в твердое. А этого произойти не должно было.

Образовавшийся в результате кристаллизации твердый кислород оказал негативное воздействие на другой важный аппаратный компонент – один из резервуаров со сжатым под высоким давлением гелием. Всего таких резервуаров в ракете три, они расположены в кислородном баке второй ступени ракеты и поддерживают необходимое давление при сжигании топлива. Конструкция резервуаров усилена специальным композитным материалом из углеродного волокна. В то же время твердый кислород мог вступить в реакцию с композитом и спровоцировать воспламенение. Что было дальше мы уже знаем.

Увы, SpaceX скромно умолчала другие подробности результатов расследования и отказалась давать какие-либо дополнительные разъяснения по заявлению, которое Маск сделал в интервью CNBC. Из заявления Маска точно неясно, что именно спровоцировало кристаллизацию жидкого кислорода, хотя Ресурс New York Times строит вполне логичное предположение, что жидкий гелий вполне мог «заморозить» жидкий кислород. Он хранится в баках при температуре -268,89 градуса по шкале Цельсия, а температура жидкого кислорода существенно выше – -206,67 градуса.

Онлайн-курс "React Native Developer" від robot_dreams.
Опануйте кросплатформну розробку на React Native та навчіться створювати повноцінні застосунки для iOS та Android.
Програма курсу і реєстрація

Остается напомнить, что несколькими днями ранее SpaceX объявила о том, что им удалось воспроизвести условия, предшествующие поломке, путем манипулирования параметрами давления и температуры в полностью заполненном гелием резервуаре. Также производитель заявил о намерении доработать систему подачи гелия таким образом, чтобы предотвратить возникновение подобных проблем в будущем.

Между тем, в NASA предупреждают о высоких рисках, связанных с использованием ракет SpaceX Falcon 9 для пилотируемых миссий. Об этом пишет издание The Wall Street Journal.

По мнению экспертов NASA, силовая система в ракетах SpaceX нуждается в доработке, так как требует выполнить пуск двигателей не позднее чем через полчаса после начала заправки, а этого времени слишком мало для размещения астронавтов. При этом ни в одной стране мира никто не размещает астронавтов в корабле до завершения заправки. Соответствующий документ с техническими обоснованиями уже направлен в профильный комитет и будет рассмотрен в ближайшее время.

Источник: Engadget и The Verge


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: