Обзоры
Apple: “С песней по жизни!”
0

Apple: “С песней по жизни!”


Apple против Apple

В начале марта 1976 г. два Стива — Джобс и Возняк — ехали по шоссе 85
из Лос-Альтоса в Пало-Альто и пытались придумать название для компьютерной компании,
которую они собирались зарегистрировать. В качестве предложений мелькали Executek,
Matrix Electronics и другие, но когда Стив Джобс произнес вариант Apple Computer,
после некоторой паузы оба согласились, что лучшего названия, пожалуй, не найти.
Стив Возняк в своих воспоминаниях рассказывал, что он не интересовался у Джобса,
откуда у того возникла эта идея. Он знал об увлечении Джобса музыкой и не исключал,
что название было навеяно Apple Corps, рекординговой компанией группы Beatles,
основанной в 1968 году. Оба старательно отгоняли мысль о том, что с таким именем
их детище может столкнуться с массой проблем, связанных с копирайтами, так как
Apple Corps ревностно оберегала свое имя. Хотя, наверное, об этом стоило задуматься
серьезнее.

В 1981 г., после нескольких лет судебных разбирательств, Apple Computer и Apple Corps заключили соглашение, по которому в обмен на неразглашенную сумму первая получила возможность использования торговой марки Apple в компьютерных продуктах, а вторая сохранила права на это имя в музыкальной индустрии.

Но в 1989 г. Apple Corps снова подает в суд на Apple Computer. Причина — некоторые модели компьютеров обладали возможностями воспроизведения музыки, а в модельном ряду компании появились устройства считывания компакт-дисков и MIDI-устройства. Юристы британской фирмы с издевкой предложили, чтобы Apple Computer изменила свое название на Banana или Peach ("Банан" или "Персик"), если компания действительно намерена производить устройства, имеющие отношение к музыке.

Несмотря на то что Apple Computer доказала, что соглашение от 1981 г. не было нарушено, судебный процесс закончился решением о выплате лондонской компании компенсации в 26 млн. долл. плюс 8,5 млн. долл. для покрытия судебных издержек.

До недавнего времени между двумя "яблочными компаниями" сохранялись отношения "холодного мира". Но в июле нынешнего года фирма, которой владеют Пол Маккартни, Ринго Старр, Йоко Оно и правопреемники Джорджа Харрисона, "выкопала топор войны" и опять подала иск на Apple Computer, обвиняя ее в нарушении соглашений более чем десятилетней давности. Причиной такого шага стали успехи в сфере, которая имеет непосредственное отношение к музыкальному бизнесу — выпуск MP3-плеера iPod и запуск компанией одного из самых популярных онлайн-магазинов по продаже музыки в Internet — iTunes Music Store (iTMS).

В 1989 г. во время разработки System 7, одной из версий Mac
OS, инженеры придумали "системный" звук и назвали его Xelophone.
Юридический отдел Apple, уже напуганный судебным процессом с рекординговой
компанией, отклонил этот вариант. Инженеры предложили название Sosumi, объяснив
юристам, что это японское слово, означающее "легкий приятный звук".
Ирония заключается в том, что Sosumi произносится как "So-sue-me",
что по-английски означает "ну так подайте на меня в суд".

Apple Computer отличилась еще в одном процессе, связанном с названиями продуктов.
Модель компьютера носила кодовое название Carl Cogan в честь одного из американских
астронавтов. Когда сам Карл Коган узнал об этом, он потребовал оградить
его от подобного, и кодовое имя изменили на BHA. Ситуация начала успокаиваться,
но лишь до того момента, пока космонавт не узнал, что BHA расшифровывается
как Butt-Head Astronomer. Процесс закончился секретным соглашением, детали
которого не разглашаются и по сей день.

iPod

В 2001 году был выпущен MP3-плеер, который стал событием в мире портативных музыкальных устройств. Заметим, тем не менее, что идея подобного устройства на основе жесткого диска была не новой, и несколько других компаний уже пытались производить и продавать такого рода продукты. Apple подошла к этому вопросу с особой тщательностью и предложила рынку то, что сразу же стало законодателем мод в данном сегменте.

Уникальный дизайн, удобный графический интерфейс, одновременная зарядка аккумулятора и передача данных через интерфейс FireWire (IEEE 1394), литийполимерный аккумулятор, которого хватает на 8 часов беспрерывной работы, хорошие наушники и даже встроенная записная книжка — все это позволило iPod стать на практически недосягаемый уровень.

Выпущенный изначально только для Макинтошей, с жестким диском размером 5 GB, iPod в последующих версиях подрос (сейчас есть версия с жестким диском объемом в 40 GB), добавил в совместимости (теперь он работает и с Windows-компьютерами), а также существенно улучшился в плане набора функций.

Помимо этого, для iPod сегодня существует масса различных аксессуаров, расширяющих его возможности. Например, Belkin выпустила Voice recorder, который позволяет использовать iPod в качестве диктофона и сохранять на нем файлы для последующей загрузки на компьютер. С помощью Media Reader от той же фирмы можно переписать на iPod фотографии с карты памяти камеры — на 40 GB поместится около 20 тысяч цифровых фото. Кроме того, с добавлением к MP3-плееру iTrip FM Transmitter от компании Griffin он превращается в мини-радиостанцию. Вам достаточно поймать по радиоприемнику (например, в автомобиле) частоту передатчика iPod — и у вас в машине практически неисчерпаемый источник музыки. А европейское отделение корпорации Daimler Crysler, выпускающее автомобили Smart, представило в сентябре специальную версию своего автомобиля — Smart City-Coupe i-move, который продается с уже встроенным и подключенным в аудиосистему iPod.

Кроме всего вышеперечисленного, iPod применяется как внешний FireWire-диск для Макинтошей, с помощью которого можно переносить данные между компьютерами и даже использовать его в качестве загрузочного диска. Достаточно на подключенный к Маку iPod установить систему, как на любой другой диск компьютера.

Но iPod, наверное, не был бы столь удобным решением, если бы ему не помогал компаньон со стороны программного обеспечения — приложение iTunes. Именно это приложение используется для синхронизации музыкальных коллекций между компьютером и музыкальным проигрывателем и обеспечивает удобную интеграцию двух составляющих данного решения.

Ирония судьбы в альянсе с Pepsi состоит в том, что пути этих
двух компаний уже однажды пересекались. В 1983 году в Apple Computer вместе
с большими деньгами возникла и потребность в профессиональном руководителе,
менеджере с большим стажем и опытом. Стив Джобс остановил свой выбор на
Джоне Скалли, президенте компании Pepsi. Позднее в своей книге Скалли написал,
что Джобс покорил его фразой, которая с тех пор вошла во все учебники по
истории компьютерной индустрии: "Вы хотите всю оставшуюся жизнь продавать
сладкую воду или же хотите получить шанс изменить мир?". Тогда Скалли
согласился. Теперь же, оказывается, чтобы изменить мир, можно использовать
и сладкую воду.

iTunes

С момента появления в Макинтошах устройств для проигрывания компакт-дисков
(а это впервые произошло одиннадцать лет назад) компьютеры поставлялись с ПО для
аудиодисков. Официально же поддержка MP3 на них появилась в сентябре 1999 года
с выходом QuickTime 4.0. Хотя в конце девяностых годов под Мак существовало несколько
приложений MP3-плееров, наиболее популярным из которых было MacAmp, написанное
группой российских программистов и напоминающее аналог на платформе Windows —
WinAmp.

Чуть ранее, в августе того же года, компания Casady & Green (ныне уже не существующая)
выпустила для Макинтош приложение SoundJam — очень мощную программу типа jukebox,
позволявшую проигрывать аудиодиски и MP3-файлы, сжимать записи в MP3-формат, загружать
с CDDB информацию о содержании
CD. Решение оказалось настолько удачным, что им заинтересовалась Apple и в конечном
итоге выкупила у Casady & Green исходный код SoundJam (вместе с командой программистов).
На основе этого кода в феврале 2001 года Apple выпустила под своей маркой приложение
с названием iTunes. Причем поначалу многие пользователи даже жаловались, что интерфейс
у него отличается от привычного SoundJam, и нет возможности его менять по желанию,
как это было раньше. Однако начиная с первой же версии iTunes имел больше функций,
чем его предшественник, и их число продолжает расти — например, у iTunes появилась
возможность проигрывать MP3-потоки из Internet, записывать аудио- и MP3-диски
прямо из приложения.

Последние версии iTunes дополнились поддержкой технологии Rendezvous (реализация в Mac OS X технологии ZeroConfig, возможности приложений и устройств по самообнаружению друг друга в LAN). С помощью Rendezvous можно транслировать музыку в локальной сети, таким образом, компьютер выступает чем-то вроде радиостанции, передающей музыку в потоке MP3. Пользователь может выбрать — транслировать всю коллекцию или только определенные группы композиций или же ограничить доступ к коллекции по паролю. Программа сама показывает существующие в сети "точки входа", и достаточно двойного щелчка мышью, чтобы получить доступ к чужому плейлисту.

С появлением iPod программа iTunes стала незаменимым спутником этого устройства, обеспечивающим синхронизацию музыкальной библиотеки и других плейлистов.

Как уже упоминалось, iPod существует в версиях как для Мака, так и для PC. До
последнего времени версия iPod для Windows продавалась с популярной на этой платформе
программой MusicMatch, но 16 октября Apple преподнесла большой сюрприз многим
пользователям iPod, выпустив бесплатную версию iTunes 4.1 под Windows. Архив размером
19,1 МВ (доступен с www.itunes.com)
содержит инсталляцию самого iTunes, QuickTime 6.4 и дополнительных файлов, обеспечивающих
поддержку записи компакт-дисков. Интерфейс приложения перешел из версии под Мак,
за исключением некоторых особенностей операционной системы Windows. Установка
QuickTime 6.4 добавляет поддержку формата AAC, который является частью спецификации
MPEG-4 и позволяет достичь более высокого качества звука, чем MP3.

В отличие от платформы Macintosh, в лагере Windows присутствует несколько приложений, которые делят между собой рынок проигрывателей аудиофайлов — Windows Media Player, WinAmp, MusicMatch и RealONE считаются, пожалуй, самыми популярными. Так что Apple есть с кем конкурировать. Кроме того, многим наверняка придется по вкусу возможность трансляции композиций в локальной сети. Тот же MusicMatch не предоставляет максимально возможную скорость записи дисков в бесплатной версии программы и требует оплаты в $20 для того, чтобы снять ограничение (чего нет у iTunes).

У вас наверняка возник вопрос — "А зачем Apple выпускать MP3-плеер для Windows?". Дело не только в том, чтобы дать возможность пользователям iPod на Windows синхронизировать его с музыкальной коллекцией — с этой задачей вполне справлялся и MusicMatch. Причина иная — третий компонент такой музыкальной экспансии Apple — это, как уже упоминалось, онлайн-магазин музыки iTunes Music Store. До сего момента он был доступен только пользователям iTunes на Маках, но сейчас, с выходом версии для Windows, виртуальная "дверь" iTunes Music Store открывается и для более широкой аудитории.


AppleMusic.com

Всего лишь 6 месяцев назад компания Apple открыла новый портал, предназначенный
для продажи музыки в Internet. Доступ к нему был интегрирован прямо в программу
iTunes, позволял покупать отдельно треки по 99 центов или целые альбомы за $9,99,
предлагал на выбор более 200 тысяч композиций. Сам же ресурс был (и остается до
сих пор), в общем-то, достаточно либеральным в вопросах копирования купленных
треков — их можно было переписывать на три других компьютера, без ограничений
записывать на компакт-диски и передавать на прочие плееры.

Если сравнить его с Napster 2.0, который предлагает композиции за те же 99 центов, а альбом — за $9,99, то у ресурса Apple имеется также возможность получить месячную подписку за $9,95 без ограничений на загрузку песен. Правда, если пользователь захочет переписать полученные по подписке композиции, то ему придется заплатить еще по 1 доллару за песню. Стоит отметить, что Napster предоставляет также доступ к большему числу композиций — около 500 тысяч.

Выбор музыки в iTMS в сравнении с другими аналогичными сервисами характеризуется наличием огромного количества эксклюзивных исполнителей и мелодий. Возможно, это объясняется тем, что платформа Macintosh весьма популярна в области аудио- и видеопроизводства, и многие певцы и композиторы сами являются ее пользователями.

Еще один подобный сервис — MusicMatch
— предлагает схожие с iTunes Store условия — композиции за 99 центов, альбомы
за $9,99 и отсутствие ограничений на запись на диски и загрузку на портативные
устройства при наличии 240 тысяч треков.

Два других портала — Rhapsody и BuyMusic — имеют существенные ограничения. Например, пользователь не может загрузить песни с Rhapsody на диск или на MP3-плеер, зато вправе записывать композиции на компакт-диски за 79 центов. Хотя при этом предлагается весьма интересный ассортимент в 390 тысяч композиций. А у BuyMusic много различных ограничений на передачу файлов и на запись их на носители. Кроме того, у BuyMusic при заявленной стоимости композиций "от 79 центов" большинство популярных мелодий стоят $1,14.

Но при наличии многочисленных конкурентов iTunes Music Store по-прежнему остается очень успешным и сохраняет позиции лидирующего онлайн-сервиса по продажам музыки. За неполные 6 месяцев было продано более 13 миллионов композиций (около 70% всех легальных продаж музыки в Internet) — и это только пользователям Макинтошей, которые имели доступ к iTMS в это время. Кроме того, расширяется выбор музыки — на конец октября он составляет около 400 тысяч наименований. В среднем, в неделю iTMS продает 600 тысяч композиций, и Apple установила себе весьма высокую планку — 100 миллионов проданных композиций к апрелю 2004 года. В этом компании должны помочь два альянса, о которых было объявлено на презентации iTMS для Windows.

Во-первых, 25 миллионов подписчиков America Online, самого крупного провайдера в США, смогут покупать композиции, не пользуясь даже кредитными картами, достаточно будет ввести свой логин и пароль в системе AOL.

Вторая акция стартует 1 февраля и характеризуется еще более масштабным размахом. В этот раз Apple скооперировалась с компанией Pepsi, покупатели продукции которой в Соединенных Штатах в течение двух месяцев смогут найти под крышечкой специальный код, дающий право на получение любой композиции из Apple iTunes Music Store. И таких счастливчиков будет, ни много ни мало, 100 миллионов человек. Потребители напитков Pepsi, как правило, школьники и студенты — те, кто чаще всего использует незаконные способы обмена музыкальными файлами — Kazaa, eDonkey, Gnutella и пр. Именно на эту целевую аудиторию рассчитана акция.

Из других новинок, с помощью которых Apple намерена привлекать будущих клиентов в iTMS, можно назвать аудиокниги — около 5 тысяч единиц для начала; "Плейлисты от знаменитостей" — рекомендации различных знаменитостей касательно музыкального выбора; множество эксклюзивных композиций, подарочные сертификаты стоимостью от $10 до $200 и т. д.

К сожалению, существующая схема распределения прав между рекординговыми лейблами, их подразделениями и артистами не позволяет пока сделать доступными iTMS и прочие онлайн-сервисы в Европе и других странах. Согласно заявлениям Apple, она ведет переговоры со студиями о такой возможности и не исключает появления iTMS в Европе уже весной следующего года.


Вместо послесловия

По признаниям руководителей компании, iTMS пока что не является прибыльным
и вряд ли будет приносить большие доходы в обозримом будущем. Но на многомиллионную
прибыль никто особо и не рассчитывал — iTMS хорошо помогает в другом. В квартал,
когда был запущен этот сервис, компания продала более 300 тысяч iPod в сравнении
с около 100 тысячами единиц в предыдущем квартале. Сейчас этому продукту принадлежит
31% рынка MP3-плееров в Соединенных Штатах, и продажи растут. А Apple всегда очень
хорошо зарабатывала именно на аппаратном обеспечении. Объемы продаж iPod (и соответственно,
прибыль) настолько высоки, что даже Dell, известный конкурент Apple на рынке в
США, продает iPod через свою сеть прямых продаж. Кстати, успех этого проекта не
дает спокойно спать многим, та же Dell уже официально заявила, что в следующем
году намерена открыть собственный музыкальный онлайн-магазин и выпустить MP3-плеер.
Всемогущая Sony также недавно обнародовала свои планы в том же направлении.

Вопрос вот в чем — сможет ли Apple заработать достаточно много, чтобы в очередной раз откупиться от рекординговой компании Beatles выплатой в несколько десятков миллионов долларов? Будем надеяться, что сможет.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: