Статьи Авто 27.04.2015 в 13:56

Автономный транспорт: уже в 2020 году и не только Apple

https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвів та оглядів

ЗАГЛАВ 1

2015-й годы мы начали с темы электромобилей как ближайшего будущего. Но есть еще одно направление развития транспорта, которое может перевернуть мир едва ли не круче, чем электромобили – это автономный транспорт. Сегодня такие машины выглядят пришельцами из далекого будущего, но реально находятся на расстоянии лишь нескольких лет. И вот почему…

Автономный транспорт – понятие очень растяжимое: начиная от системы помощи при парковке (самостоятельная парковка автомобиля) и заканчивая автомобилем, который самостоятельно проезжает весь путь «из точки А в точку Б» – все это автономный транспорт. Первый вариант реализован уже сегодня: автоматическая парковка, удержание автомобиля в своей полосе на дороге, адаптивный круиз-контоль, который умеет разгонять и тормозить автомобиль – все эти функции уже можно встретить в автомобилях даже среднего класса, и для них уже существует свой термин «частичная автономность».

А вот «полная автономность» – когда автомобиль сам едет из точки А в точку Б – намного сложнее в реализации. Однако полностью автономный транспорт дает столько преимуществ, что его разработкой обязательно следует заниматься. К примеру:

  1. радикальное сокращение ДТП – сегодня более 90% аварий происходят по вине водителя;
  2. уменьшение загрузки дорог – автомобили можно заставить ехать ближе друг к другу;
  3. освобождение времени для водителя – можно читать, отдыхать, общаться с друзьями;
  4. снижение расхода топлива – благодаря оптимизации стиля езды, что недостижимо для водителя-новичка или агрессивного стиля вождения; и т.д.

ФОТО 1

Автономный транспорт через несколько лет должен оказаться там, где сегодня находятся электромобили: пусть еще не широкая популярность, но уже реальность и доступность для обычного покупателя. Обратите внимание – на фото Nissan Leaf пересекаются две самые современные технологии в мире автомобилестроения: электрический привод и автономное управления

Также важно отметить, что полностью автономный транспорт существует уже несколько лет, проводились гонки подобных машин в пустыне и по имитации города. Но все это единичные экземпляры. А рынок заинтересует автономный транспорт, который может ездить в автоматическом режиме практически всегда и везде, но при этом будет стоить аналогично или лишь чуть дороже обычных машин. То есть к 2020 году автономный транспорт должен оказаться там, где сейчас электромобили – пусть еще не массовый приход на рынок, но уже довольно заметный сегмент; есть несколько вариантов, есть конкуренция; цена решения сопоставима со схожими обычными машинами. А по-настоящему массовым автономный транспорт должен стать к 2025-2030 году.

Можно до хрипоты в горле заявлять, что «я хочу ездить сам», но от этого никуда не деться: автономный транспорт – это одна из ближайших глобальных целей в развитии транспорта вообще, на уровне важности прихода электромобилей, если не больше.

Посты
Грати та працювати: переваги ноутбуків, ПК і консолей
Автономный транспорт: уже в 2020 году и не только Apple
https://secure.gravatar.com/avatar/fce490d4a67e3ccbdccb4fe44b29d72b?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/fce490d4a67e3ccbdccb4fe44b29d72b?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.png

OleksandrON

автор

Как это работает?

Давайте разберемся, как работает автономный транспорт. Условно все функциональные элементы можно разделить на три части, связанные между собой единой цепочкой: исследование информации вокруг автомобиля + обработка и принятие решения + выполнение этого решения. С последним пунктом все просто уже сегодня: электрический усилитель руля позволяет поворачивать автомобиль вправо-влево как угодно; электро-дроссель и АКПП позволяют разгонять автомобиль; электроника в управлении тормозами (ABS, ESP, автоматический «ручник») позволяет замедлять и останавливать автомобиль. С приходом электрокаров реализация команд и управление автомобилей становится еще проще. Следующее – за обработку и принятие решений отвечает «электронный мозг» системы: ранее это были несколько блоков, но сегодня все идет к более правильному решению с одним блоком (пример Audi, см. ниже).

ФОТО 2

В упрощенном представлении автономный транспорт – это дальнобойный радар спереди да датчики кругового обзора вокруг автомобиля…

Обычно при разговоре об автономности массу внимания уделяют именно первому блоку – всем системам, которые видят, что происходит вокруг автомобиля. Традиционный набор выглядит так: лидар (лазерный радар) + обычные сенсоры (как партноник) + камера (визуальное восприятие информации) + GPS-привязка к электронным картам + облачный сервис и общение с другими автомобилями. Но если копнуть глубже…

К примеру, можно рассмотреть опыт компании Volvo в создании автономного транспорта, где шведы, пожалуй, одни из лидеров рынка. В автомобилях, разработанных и построенных по проекту «Drive Me», используется: лазерный сканер в передней части автомобиля – для обнаружения объектов вдалеке (дальность 150 м, охват 140 градусов); три камеры с разным охватом (34, 45, 140 градусов) в едином блоке у лобового стекла – для визуального восприятия информации и измерения расстояния до него; радары дальнего действия в углах заднего бампера – для обнаружения объекта сзади при необходимости перестроения из ряда в ряд; радары в углах всех бамперов и 4-е камеры по периметру автомобиля – для создания точной картинки кругового обзора на 360 градусов; 12 датчиков по периметру – для создания картинки и обнаружения объектов вокруг автомобиля во время парковки (пешеход переходит дорогу за машиной). И это лишь датчики и радары, а ведь есть еще и нюансы GPS-карты или работы облачного сервиса. К примеру, Volvo разрабатывает т.н. «3D GPS карту», где обычная оцифрованная карта местности дополнена 3-осевым акселерометром и гироскопом с 3-мя степенями свободы. Итого автомобиль получает информацию не только о том, куда он едет согласно карте, но и понимает, что он едет с ускорением (спускается с горки) и с небольшим поворотом, к примеру, вправо. Плюс добавьте к этому возможности облачных сервисов, где машины постоянно общаются между собой и могут заранее предупредить о гололеде или ДТП на дороге. Часть технологий уже была описана в наших статьях о Volvo.

ФОТО 3

… но компания Volvo показывает, что на самом деле не все так просто в контроле окружающей обстановки вокруг автомобиля: одним лазером и парой датчиков никак не обойтись

Ожидаемо, что объем данных, который нужно обрабатывать автономному транспортному средству в реальных условиях (а не на искусственном полигоне) просто огромен. Причем логичная цепочка «получение сигнала – обработка и решение – команда на выполнение» вполне может проходить по разным каналам и система, которые не пересекаются между собой. Первый автономный транспорт имел так много различных компьютеров и блоков для обработки сигналов и принятия решений, что они занимали едва ли не весь багажник автомобиля. Решение этой проблемы – в объединение всех систем (и датчиков для получения сигнала, и исполнителей команд) в едином блоке управления. Подобное решение уже сейчас прорабатывает компания Audi (в партнерстве с Delphi, NVidia, и другими компаниями) в своем блоке управления zFAS. Уже сегодня блок zFAS имеет размеры сопоставимые с планшетом, расширяемую архитектуру, многоядерный процессор. Этот блок можно использовать для разных целей и управления различными системами автомобиля, но именно тема автономного транспорта стала первопричиной его разработки – и именно для управления автономным транспортом блок zFAS и разрабатывался в первую очередь. Идея уже есть, она воплощена в реальность, однако серийного выпуска zFAS следует ожидать лишь через несколько лет.

CES Las Vegas 2014

Блок zFAS может обрабатывать информацию с 22-х датчиков, включая и лазерный радар, обрабатывать данные, и отдавать команды исполнительным механизмам (газ, тормоз, поворот)

А какие еще проблемы ждут автономный транспорт? И что можем ему помочь?

Неожиданные проблемы и неожиданная помощь

Автономный транспорт – это следующий виток, следующая эра развития вообще. Как и всегда в подобных случаях, возникают проблемы не только с самой идеей и ее воплощением, но и с окружающей действительностью.

К примеру, одна из главных проблем – юридическая ответственность в случае ДТП. До сих пор не ясно, кто будет отвечать за произошедшую аварию. Водитель – за то, что не взял управления в свои руки в критический момент? Производитель автомобиля – за то, что не «научил» машину тормозить или объезжать препятствие? А может разработчик ПО – ведь, фактически, именно он и должен был «учить» автомобиль? Или интернет-провайдер – за то, что не обеспечил должную скорость передачи данных и автомобиль вовремя не узнал из «облака», что через 2 км его ждет обледенелый поворот? Сегодня только в нескольких штатах США разрешено использование автономного транспорта и то при условии, что за рулем автомобиля будет находиться опытный водитель, прошедший соответствующую аттестацию, имеющий определенный допуск, и т.д.

Следующая проблема – скорость обновления карты GPS и реальной ситуации на дороге. Как автомобиль должен знать, что еще вчера по одной дороге можно было проехать, а уже сегодня она закрыта на ремонт? Частично эту проблему могут решить облачные сервисы и обмен информацией между автомобилями. Но здесь возникает вопрос быстрой передачи данных и наличия интернета «всегда и везде».

ФОТО 5

Автономный транспорт сильно «завязан» на GPS-карты и облачные сервисы, а потому очень важен быстрый интернет – для обновления карты и получения информации о состоянии дороги, ремонтах, объездах и т.д.

Ефективний курс від skvot: Режисура відеороликів.
Творча магія кінематографу.
Дізнатись про програму

Еще одна проблема – психология водителей. К примеру, компания Google при тестировании своих прототипов обнаружила, что они едут слишком мягко, плавно, аккуратно. Реальные водители предпочитают более активный стиль вождения. Это стало проблемой, к примеру, при необходимости выезда со второстепенно дороги на главную (нужно быстро разогнаться и вклинится в поток) и при перестроения из ряда в ряд. Сегодня Google заставляет свои тестовые автономные машины ездить активнее, но в будущем, скорее всего, будет несколько режимов езды на выбор водителя. Еще один нюанс: а куда водителю деть руки? Ведь в обычной машине руль используется не только как орган управления, но и как точка опоры для рук.

Также существует проблема тестирования автономного транспорта. К примеру, компания Nissan еще в 2014 году начала строительство специального полигона для тестов автономного транспорта. Схожий полигон создала и компания Volvo, плюс в Китае запущена программа China FOT по исследованию психики и поведения водителя в разных ситуациях – эти данные пригодятся и для создания автономного транспорта. Тема автономного транспорта уже продвигается не только компаниями, но и на уровне государственных администраций: в Германии идет активная работа по созданию первого автобана для автономного транспорта; правительство Великобритании думает над изменением и упрощением законов (ПДД), чтобы привлечь исследователей автономного транспорта; в США уже существует практика допуска автономного транспорта на обычные дороги при выполнении ряда условий (см. выше).

И подобная помощь «откуда не ждали» приходит снова и снова. Так, широкое распространение электрокаров существенного упрощает управление в цикле «разгон-торможение». Неудивительно, что компания Nissan строит свои автономные машины именно на базе электрокара Leaf. Но еще более интересны другие наработки Nissan. К примеру, «опыт рыб и пчел». Разработчики Nissan обратили внимание та поведение животных и их взаимодействие друг с другом: очень интересным оказался опыт изучения поведения рыб и глаза шмеля. В результате была создана система EPORO (EPisode 0 Robot), в которой используется система лазерного обнаружения (LRF), созданная с учетом строения составного глаза шмеля с углом обзора более 300 градусов. В тоже время шесть модулей EPORO обмениваются данными друг с другом для контроля препятствий и предотвращения столкновений с препятствиями или объектами, движущимися рядом в группе или по отдельности – аналогично движению рыб в стаях.

ФОТО 6

Nissan работает с теорией «рыб и пчел», сотрудничает с NASA, строит свой полигон для тестирования автономных машин – в новом и неизведанном деле хороши любые способы, которые позволяют двигаться вперед

Как заявляют разработчики Nissan «движение рыб подчинено трем правилам: не смещаться слишком сильно в сторону, не уменьшать дистанцию ниже определенного предела и не сталкиваться с другими рыбами. Пользуясь этими правилами, они движутся в стаях, причем стаи перемещаются без использования какой-либо разметки, но рыбы плывут на очень малых расстояниях друг от друга. Поэтому, если автомобили смогут двигаться в группах по такому алгоритму, то при неизменной ширине проезжей части на ней будет помещаться большее количество автомобилей. Это позволит увеличить объем транспортных потоков без образования пробок и ДТП».

Добавьте к этому совместную работу Nissan и NASA в области создания нового интерфейса управления «человек-машина» (вспомните: нет руля – где деть руки?) и разработку необходимого ПО. Снова помощь пришла «откуда не ждали». Но пришла.

Примеры автономного транспорта: реальные и не очень

Теперь давайте рассмотрим несколько примеров автономного транспорта – как теория работает на практике.

Начнем с проекта Apple Titan, который «громко, но случайно» появился в начале этого года (мы уже о нем рассказывали). Одна из важных составляющих будущего «яблочного электромобиля» – его автономность. Однако когда само создание электромобиля является лишь слухами и догадками, что уж говорит о системе автономного управления.

Освітній курс від mate.academy: UI/UX Design.
Творчий розвиток навичок дизайну.
Дізнатися про програму

Намного ближе к реальному созданию автономного транспорта стоит прямой конкурент Apple – компания Google, которая уже несколько лет экспериментирует с автономным транспортом. Так, компания Google работала с Toyota и строила свои машины на базе Toyota Prius и Lexus RX; разработала собственный Google-мобиль в виде 2-местной капсулы; встречалась информация, что Google хотела выкупить компанию Tesla. Словом, компания Google в который раз больше работает над ПО, нежели над конкретным воплощением идеи «в железе». И в целом стратегия Google правильна в том, что компания разрабатывает решения и, можно не сомневаться, что в будущем будет адаптировать его для всех и для каждого. Скорее всего, что «автономность от Google» для автомобилей станет тем же самым, что и ОС Android для смартфонов – подобное решение устроит всех: и разработчика ПО, и производителей автомобилей (особенно, если можно будет создать свои надстройки над системой, подобно фирменным оболочкам над Android).

ФОТО 7

Первая поездка автономной машины Google. Причем это даже не машина, а больше «капсула» для городских перемещений. Первая партия из 100 Google-каров должна выехать на реальные дороги уже к 2017 году. Наверняка компания будет использовать их для отработки логики движения в городе – это самая сложная задача для автономного транспорта

Следующий пример вытекает из связи с Google – это электромобиль Tesla Model S. Сложите воедино несколько факторов: Tesla претендует на звание самого инновационного автомобиля и пытается всячески это показать; возможная покупка Google компании Tesla (значит присматривались и изучали друг друга); уже существующая функция «автопилот». Компания Google рассчитывает представить полностью автономный транспорт даже ранее знакового 2020 года – ориентировочно уже в 2017 году. Примерно к этому времени можно ожидать и заметного обновления Tesla Model S (не просто апгрейд ПО, но и технические изменения) – не удивлюсь, если «полная автономность» от Google впервые появится именно на новой версии Tesla Model S.

На фоне таких имен как Apple, Google, Tesla – передовые компьютерные компании и электрические технологии – кажется, что традиционные автопроизводители безвозвратно отстали. Но это не так, многие компании ведут свои разработки автономного транспорта.

ФОТО 8

Компания Volvo разрабатывает проект Drive Me независимо от модели автомобиля – это может быть и новейший XC 90 (на фото выше) и уже известные модели S60 или V60: можно не сомневаться, что шведы могут научить ездить в автоматическом режиме любой из своих автомобилей

Прежде всего, речь идет о компаниях Volvo, Nissan, Audi, BMW. Так, Volvo несколько лет работает над проектом «Drive Me» в рамках которого компания хочет создать полностью автономную машину. Первые экземпляры уже ездят по дорогам, а к 2017 году Volvo рассчитывает выпустить на дороги 100 полностью автономных автомобилей. Причем, внимание, выпустить 100 автомобилей на обычные дороги, в реальный мир, реальный город, реальную трассу. Компания Volvo ставит перед собой очень амбициозную задачу, которая звучит как «безотказная система»: если в экстренном случае предполагается, что автономный транспорт будет призывать на помощь водителя, то Volvo хочет создать автомобиль, который даже в экстренной ситуации будет вести себя правильно. И только в том случае, если система совсем не может справиться с ситуацией, а водителю стало плохо – автомобиль сам подрулит и припаркуется у обочины.

Компания Nissan ведет работу над проектом «Autonomous Drive», в рамках которого были созданы автономные Nissan Leaf и проходят все наработки, описанные выше («опыт рыб и пчел», работа с NASA). Еще в конце 2013 года первые автономные Nissan Leaf уже ездили по дорогам. Сегодня автономный транспорт от Nissan умеет самостоятельно соблюдать свою полосу, перестраиваться и ряда в ряд, выезжать и заезжать в поток автомобилей, проезжать круговые развязки, выполнять обгон, и пр.

ФОТО 9

Audi тесно работает с Delphi и другими компаниями над созданием автономного транспорта, и уже добилась в этом определенных успехов. Так, в плюсы Audi, помимо блока zFAS, можно записать и длиннющий (5 633 км) пробег на автономном Audi SQ5

Следующий пример – компания Audi, которая работает в партнерстве с Delphi (крупный производитель и поставщик автомобильных компонентов) и другими компаниями. Уже сегодня существует несколько автономных прототипов Audi, которые за последнее время проехали сразу несколько путешествий, преимущественно в автономном режиме. Первая серийная автономная модель от Audi должна появиться примерно в 2017 году (новая Audi A8), но изначально речь идет об автономности в пробке: автомобиль сможет двигаться сам на скорости до 16 км/ч, маневрировать, останавливаться и т.д. После этого ожидается повышение скорости до 60 км/ч; затем – повышение скорости автономной езды почти до максимальной скорости автомобиля.

Другие немецкие премиум-бренды также стараются не отставать. Компания BMW уже давно работает над созданием автономного транспорта – и самостоятельно, и в партнерстве с другими компаниями (к примеру, концепт Rinspeed Budii). Мало того, фирма BMW как «динамичный бренд», даже научила свои автономные машины ездить в боковом заносе без участия водителя…

Интересно, что электронная система сама может вести автомобиль в боковом заносе. Но какой в этом смысл? Ведь весь «фан» от заноса как раз в том, что «смотрите, как я умею!»

А компания Mercedes недавно показала концепт F015, где автономность является одной из главных изюминок. Словом, процесс идет и движет его не одна компания, а многие лидеры своих областей – и инновационные компьютерные компании, и известные производители автомобилей. Поэтому можно даже не сомневаться, что автономный транспорт на протяжении ближайших 5-10 лет появится на улицах наших городов.

Завантаження коментарів...

Новые тексты

Посты
Грати та працювати: переваги ноутбуків, ПК і консолей
https://secure.gravatar.com/avatar/fce490d4a67e3ccbdccb4fe44b29d72b?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/fce490d4a67e3ccbdccb4fe44b29d72b?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.png

OleksandrON

автор

Посты
Surface Go: планшет, ноутбук, знову планшет
https://secure.gravatar.com/avatar/11763c5e3e38bf3e4e8a0f458c83307b?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/11763c5e3e38bf3e4e8a0f458c83307b?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.png

Colins

автор

Посты
Ноутбуки: від громіздких до невидимих
https://secure.gravatar.com/avatar/3756071a2a49be28bde4fde4cd74ec48?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/3756071a2a49be28bde4fde4cd74ec48?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.png
Загрузить еще

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: