Первая декада апреля выдалась весьма богатой на объединения компаний, влияющие на конъюнктуру различных сегментов мирового рынка. В сфере средств видеоизображений самым громким, бесспорно, стало слияние двух тайваньских производителей ЖК-панелей. Образованная вследствие этого компания вполне может стать крупнейшей в мире по выпуску TFT LCD-заготовок, опередив многолетних лидеров данного сегмента – южнокорейские LG.Philips LCD и Samsung.
Главным возмутителем спокойствия стала корпорация AU Optronics (AUO), входящая в промышленный холдинг BenQ Group, – на протяжении последних нескольких лет она прочно удерживает третью позицию в мировом рейтинге производителей TFT LCD-заготовок. В собственности компании, образованной путем объединения структурных подразделений Unipac Optoelectronics и Acer Display Technology (это произошло еще до выделения BenQ из состава последней) находятся несколько заводов: три – поколения 3,5G, столько же – 5G и по одному – 4G и 6G. Такие мощности дают AUO возможность быть лидером среди тайваньских поставщиков, однако на мировом рынке первые строчки до сих пор занимали южнокорейские промышленные гиганты Samsung и LG.Philips LCD, идущие фактически «нос к носу» уже второй год подряд.
Расстановка сил на рынке кардинально меняется после достижения AUO соглашения о поглощении ею компании Quanta Display Inc. (QDI), занимающей пятую позицию в рейтинге тайваньских производителей панелей по объему продаж (в финансовом выражении) и владеющей тремя производственными линиями: 3,5G, 5G и 6G. Согласно договоренностям, достигнутым советами директоров, консолидированный капитал AUO и QDI будет сформирован путем обмена акций из расчета 1:3,5. Исходя из текущих биржевых котировок активов обеих компаний стоимость данной сделки составит порядка 2,2 млрд долл., а завершить интеграционные процессы «под вывеской» AUO планируется к октябрю нынешнего года.
Параллельно осуществляются и другие важные шаги. К примеру, уже выработано соглашение с Samsung Electronics относительно кросс-лицензирования технологий производства ЖК-панелей и окончательно урегулированы патентные шероховатости с рядом японских производителей. Активной фазы достигает запланированное расширение производственных мощностей в континентальном Китае (здесь строится LCM-завод), а также возведение новых предприятий поколения 8G на территории технопарка Central Taiwan Science Park. Перед их введением в строй основные потребности в матрицах будут удовлетворять две фабрики 6G объединенной компании. Технологические особенности последних позволяют изготавливать панели для LCD TV с диагональю 32", которые, по оценкам экспертов, могут стать наиболее популярными в текущем году.
Собственно, именно фабрика 6G, принадлежащая QDI, побудила AU Optronics инициировать сделку, – сообщил в интервью Taipei Times аналитик тайваньского подразделения Merrill Lynch Джеффри Су (Jeffrey Su), – ведь возведение завода такого уровня с нуля обошлось бы AU Optronics не менее чем в 3 млрд долл. Сегодня участникам рынка все труднее самостоятельно инвестировать в строительство фабрик по производству матриц новых поколений на фоне стремительного снижения цен на жидкокристаллические панели, а также доносящихся из исследовательских лабораторий известий об удачных испытаниях технологий, альтернативных TFT LCD. Кстати, еще одним примером объединенных инвестиций может служить недавнее сообщение Samsung Electronics о намерении совместно с Sony расширить линии по выпуску ЖК-матриц восьмого поколения. Ожидается, что дополнительные вложения в их предприятие S-LCD будут сопоставимы со стоимостью тайваньской сделки (их запланировано порядка 2 млрд долл.).
Согласно оценкам специалистов исследовательской группы DisplaySearch, по итогам 2005 г. AUO и QDI суммарно принадлежало 19% мирового рынка (первой – 14,2%). Таким образом, тайваньский тандем оказался ненамного позади южнокорейских лидеров: LG.Philips LCD заняла долю в 22%, а Samsung – 21,3%. Однако по данным апрельского отчета аналитической компании iSuppli, уже в IV квартале прошлого года общий объем поставок двух тайваньских компаний оказался крупнейшим, а суммарная доля на мировом рынке составила 20,6%.
Объединение AUO и QDI, скорее всего, повлияет на стратегии других производителей ЖК-панелей Формозы. Перед лицом усилившего свои позиции игрока Chi Mei Optoelectronics (CMO), Chunghwa Picture Tubes (CPT) и другие поставщики будут вынуждены искать новые пути выживания, оптимизируя издержки, объединяя каналы поставок, снижая отпускные цены и, возможно, консолидируя активы. Здесь будет уместно вспомнить о том, что на протяжении последних нескольких лет правительство Тайваня постоянно взывало к благоразумию локальных производителей ЖК-матриц, пытаясь направить их усилия не на внутреннюю конкурентную борьбу, а на соперничество с представителями Южной Кореи и Китая. Как видно, усилия чиновников не пропали даром.
Компания | Объем поставок, тыс. шт. | Рыночная доля, % |
AUO/QDI | 13 147 | 20,6 |
Samsung | 12 947 | 20,3 |
LG.Philips LCD | 12 612 | 19,7 |
Остальные | 25 190 | 39,4 |
Всего | 63 896 | 100 |
По данным iSuppli |
Компания | Объем продаж, млн долл. | Поставки, тыс. шт. |
AUO | 6750 | 30 641 |
CMO | 4970 | 24 540 |
CPT | 3210 | 15 332 |
HannStar Display | 1940 | 11 528 |
Quanta Display | 1910 | 12 520 |
Всего | 18 780 | 94 561 |
По данным DigiTimes |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: