Обзоры
No One Lives Forever 2: A Spy In H.A.R.M.’s Way
8

No One Lives Forever 2: A Spy In H.A.R.M.’s Way



Первая часть No One Lives Forever была, несомненно, настоящим хитом. Лишнее тому доказательство — ее продолжение, которое, будучи лишь бледным подобием своей предшественницы, тем не менее остается очень и очень интересной игрой.


No One Lives Forever является, пожалуй, самым любимым моим шутером последних лет
— достаточно сказать, что это единственная игра, которую я прошел трижды и к
которой наверняка буду возвращаться снова и снова — как ни грустно это признавать.
Грустно — потому что еще месяц назад я был уверен, что его место по праву займет
продолжение, Spy In H.A.R.M.’s Way. Самое интересное, что мне даже в голову не
приходила простая мысль о том, что сиквел может оказаться хуже оригинала. Тем
более что зачастую именно так и случается — вспомним хотя бы, чем закончилась
предыдущая попытка Monolith сделать продолжение другого своего хита — готического
шутера Blood. Печально, что свой же опыт разработчиков ничему не научил, и они
снова наступили на старые грабли — NOLF2 хуже своего предшественника практически
по всем параметрам, не считая разве что графики.

No One Lives Forever 2: A Spy In H.A.R.M.’s
Way 
Жанр first person shooter Разработчик
Monolith Productions
Издатель Fox Interactive/Sierra
Web-сайт nolf2.sierra.com

Графика
Звук
Играбельность
 + Отличная графика; увлекательный
игровой процесс
 — Примитивный сюжет; малая продолжительность
игры; не такая сильная проработка персонажей по сравнению с первой частью
 ! Cлабое продолжение первой части, в которое
все равно интересно играть

С нее, пожалуй, и начнем. Помнится, после выхода первого NOLF мнения игроков разделились
— одни считали, что он выглядит "на все сто", другие же уверяли, что
графика в нем — уровня Half-Life, не выше. Сразу замечу, что я относился к первой
категории — тем приятнее мне видеть, что сейчас подобного "раскола"
в геймерском стане нет, все единодушно признают, что в NOLF2 графика практически
безупречна. В игре масса деталей, причем разработчики не поленились сделать такие
вещи, о которых другие компании прежде даже не задумывались — чего стоит один
только уровень с торнадо (выпущенный вначале в виде "предварительного демо"),
где ураган расшатывал забор вокруг дома, вырывал из него доски, которые затем
застревали в стоящем на обочине автомобиле!

Отдельных слов восхищения достойны, разумеется, модели персонажей. Помнится, в первом NOLF (вышедшем, между прочим, два года назад) были настолько детально проработаны лица главных героев, что другие игры взять эту планку сумели сравнительно недавно. Что ж, NOLF2 подхватил эстафету — новым играм опять есть на кого равняться. И дело даже не в возросшей детализации — этим сейчас мало кого удивишь — "монолитовцы" первыми смогли оживить мертвые доселе маски, добавив в игру совершенно потрясающую мимику. Если так будет продолжаться и дальше, то через год-два мы на полном серьезе станем обсуждать, насколько достоверно "играют" актеры в том или ином шутере, ролевой игре или адвентюре — благо, предпосылки для этого уже есть. Свирепого, на первый взгляд, Магнуса Армстронга (старый знакомец — верзила-шотландец, с которым Кейт Арчер в свое время выясняла отношения в честном кулачном бою) то и дело выдает добродушная ухмылка, едва заметная в огромной рыжей бороде. Зловещий Директор, чье отношение к этому миру становится понятно уже по тому, как презрительно он кривит рот — даже беседуя с собственной матерью (надо признать, весьма докучливой особой). Молчаливая невозмутимая японка с непроницаемым лицом — но ее глаза красноречивее всяких слов говорят, что она на самом деле думает о своем боссе и поручаемых ей заданиях. В итоге заставки между миссиями перестают восприниматься как некое связующее звено, объясняющее игроку, почему он оказался в Антарктиде сразу после Индии — кажется, еще чуть-чуть, и видеоролики превратятся в самостоятельный фильм, который даст фору любому боевику про этого самоуверенного пижона Бонда, Джеймса Бонда… К сожалению, для того чтобы это "чуть-чуть" произошло, игре не хватает одной очень важной составляющей — сюжета. Приготовьтесь, сейчас я буду ругать NOLF2.

За что я люблю первый NOLF, так это за сюжет, который превращал и без того отличный шутер в шикарный шпионский боевик. Перед вами разворачивалась захватывающая дух история привлекательной девушки с не совсем чистым прошлым, ставшей секретным агентом и спасшей в итоге целый мир. Проваленные первые задания, смерть наставника — единственного близкого человека, недоверие со стороны начальства, отчаянные попытки доказать свою "профпригодность", раскрыв заговор против родной организации, — сюжет не просто держал игрока в напряжении, а заставлял сопереживать главной героине, ее закономерным поначалу неудачам и первым успехам… Все это в прошлом. Сопереживать нынешней Кейт Арчер просто глупо — это все равно что волноваться за Джона Мэтрикса из фильма "Коммандо". Кейт вторая на десять лет старше и на голову профессиональнее первой Кейт… И ей не пошло на пользу ни первое, ни второе. Да, она стала сногсшибательно красивой, научилась в совершенстве обращаться с огнестрельным оружием самого разного калибра, освоила новые, абсолютно безумные шпионские штучки, но… "но я часто вспоминаю те времена, когда я знал тебя совсем другой" — Майк Науменко, как всегда, попал в самую точку.

Новая Кейт смотрелась бы в старом сюжете, как здрасьте среди ночи — и сюжет в NOLF2 оказывается под стать новой ипостаси нашей героини. Старая вражина — преступная организация H.A.R.M., как гидра, отрастила новые щупальца и опять грозит всему прогрессивному человечеству, причем делает это в самых разных уголках нашей планеты — и Кейт Арчер отправляется то в Сибирь, то в Штаты, то в Индию, то в Антарктиду, где быстро и профессионально "решает проблемы". В итоге складывается устойчивое впечатление: сюжет здесь нужен только для того, чтобы хоть как-то объяснить игроку, что за нелегкая носит его взад-вперед по нашему многострадальному шарику (да и с этой более чем скромной задачей он справляется, прямо скажем, не лучшим образом). Пересказывать сюжет не буду специально (просто он весь укладывается в два не самых длинных предложения, причем второе из них — "У них опять ничего не получилось"), позволю себе лишь легкий намек. Больше всего фабула NOLF2 напоминает… странноватую смесь Operation Flashpoint и Return to Castle Wolfenstein. При этом она еще и очень короткая — игра без особых проблем проходится за три-четыре вечера (при том что на первый NOLF уходило полторы-две недели).

Но и это еще не все — слабый сюжет неожиданно ударил по… юмору, которым была
пропитана первая часть. В результате шутки в игре остались практически только
в диалогах противников, которые мы время от времени подслушиваем. Из игры оказались
вычищены практически все комические ситуации, в которые то и дело попадали главные
герои первой части, — кроме презабавного появления в игре Армстронга да еще "разоблачения"
(причем в прямом смысле) прославленного мима, работающего киллером, после прохождения
Spy In H.A.R.M.’s Way вспомнить особо и нечего…

Статья уже подходит к концу, но почему-то у меня такое ощущение, что я что-то забыл… Ах да, я же ни слова не сказал об игровом процессе. Итак, он достаточно сильно изменился — во-первых, стал гораздо менее "экшеновым", приобретя многие характерные черты Thief, — половину игры вам придется прятаться в тени, вычисляя маршруты движения патрулей, красться, бесшумно обезвреживать часовых и всячески избегать лишнего шума. Помнится, после первой части некоторые игроки возмущались тем, что игра получилась слишком аркадной. Какие проблемы, говорили разработчики, проходите ее тихо и бесшумно. Нет, говорили игроки, ведь ее можно пройти как обычный шутер! Хорошо, сказали разработчики, мы это исправим. И действительно исправили. Получилось, в принципе, не так уж и плохо, хотя постоянно возрождающиеся противники в некоторых миссиях производят весьма тягостное впечатление…

И во-вторых, в NOLF2 появились элементы ролевой игры — а-ля Deus Ex. За выполнение заданий, а также сбор различной информации (как и прежде, щедро разбросанной по уровням в конвертах, записках и дипломатах) вы получаете самые натуральные очки опыта, которые затем можно потратить на развитие различных навыков, вроде умения использования "гэджетов" и оружия, меткости, выносливости, скрытности и т. д. Кроме как данью моде, я это назвать не могу больше ничем — при всем моем уважении к разработчикам. Конечно, в первой части сбор информации выглядел довольно бессмысленно — влиял он только на ваш ранг, а от того, кем вас в итоге называли — жертвой или суперагентом, не зависело вообще ничего, но все равно, наградой за усердие тогда был сам процесс — нахождение писем наемных убийц вроде "Здравствуй, мама. Я наконец устроился на хорошую и уважаемую работу. Правда, время от времени мне приходится убивать людей…" поднимало настроение гораздо надежнее, чем безусловно полезное, но такое скучное улучшение характеристики "скорость обыска трупов"…

Самое же любопытное, что при всех своих недостатках в NOLF2 все равно очень интересно играть — ведь если у первого NOLF отнять захватывающий сюжет, харизматичных героев, уменьшить количество шуток на единицу времени, то в итоге получится просто отличный шутер, т. е. NOLF2…


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: