Украинское кино редко выпускает что-то праздничное без желания «сделать по-голливудски». И это нормально, ведь мы только ищем собственный стиль, особенно в жанре рождественских комедий, где всегда есть баланс между искренностью и китчем. Новый фильм «Стражи Рождества» — именно та попытка найти эту золотую середину. Без чрезмерного пафоса, лишних спецэффектов, но с ощущением, что авторы действительно хотели сделать что-то теплое. И пусть результат не дотягивает до чего-то сверх качественного, однако как для нашего кинематографа, все же это приятная, праздничная история, которая легко воспринимается в кино.
«Стражи Рождества» / «Вартові Різдва»
Жанр рождественская комедия
Режиссёр Александр Кириенко
В ролях Станислав Боклан, Майкл Кукуюк, Екатерина Кузнецова, и др.
Премьера 13 ноября 2025 года, кинотеатры
Сюжет фильма «Стражи Рождества» прост, как и положено рождественскому фильму, но в нем есть изюминка. В центре событий три главных праздника года: Святой Николай, Дух Рождества и Санта Клаус, которые вдруг узнают, что кто-то пытается «украсть» их праздник. Между ними разворачивается соревнование кто из них настоящий символ Рождества, кто заслуживает любовь детей, и кто сумеет спасти волшебную ночь, пока все не испортится.
Идея с противостоянием праздничных легенд сама по себе очень крутая, хоть и подана максимально просто. Авторы не пытаются погружаться в философию, делая ставку на легкий юмор и семейный вайб, что, собственно, и держит фильм на плаву.
Трое главных героев выполнены в узнаваемых, но по-своему интересных интерпретациях. Святой Николай — современный, энергичный, с шутками на грани молодежного сленга, из-за чего фильм порой балансирует между забавностью и откровенным кринжем. Дух Зимы часто недоволен жизнью. А Санта Клаус типичный «западный гость», который вносит во всю историю немного самоиронии и вечной борьбы между нашими и чужими традициями. Их характеры выписаны не очень глубоко, но химия между троицей работает, потому что есть шутки, споры, теплые сцены и даже намек на настоящую дружбу под всем этим праздничным хаосом.
Впрочем, проблемы сценария нельзя не заметить. Местами шутки кажутся чужими, будто их писали для другой аудитории. Часть сцен повторяет друг друга. Но странным образом это не портит впечатление. Потому что в жанре рождественского кино логика всегда стоит на втором месте после ощущения тепла. А вот с этим у фильма все хорошо, он на самом деле излучает праздник, искренность и ожидание чуда.
Есть еще одна вещь, которая ощутимо подрывает эффект. Кажется, что создатели фильма не до конца решили, для какой аудитории они его делают. Иногда «Стражи Рождества» выглядят одновременно и для детей, и для взрослых, и для тех, кто давно уже не верит в чудеса, а это создает определенный тональный разрыв. Юмор местами таки слишком детский, диалоги слишком простые, персонажи не всегда имеют логику поступков; и когда фильм пытается стать «современным», вбрасывая сленг и шуточные образы, он автоматически теряет классическую сказочную магию. Вот здесь и видна проблема, потому что жанр без четкой референции, где святой мог бы быть спокойным и мудрым, но вместо этого имеем современного блогера в костюме.
Технически фильм «Стражи Рождества» тоже выглядит более чем достойно. Картинка яркая, операторская работа приятная, композиционно кадры выстроены с любовью к деталям. Особенно хорошо смотрятся ночные сцены с огоньками, есть в них настоящая рождественская магия. Декорации и костюмы создают атмосферу, в которой хочется остаться еще немного, даже когда история уже подходит к концу. Музыка аккуратно поддерживает настроение. Она иногда легкая, иногда эмоциональная, без попыток «давить» на слезу, и это большой плюс.
Что касается актеров, то здесь без сюрпризов, но все стабильно хорошо. Станислав Боклан в очередной раз доказывает, что он универсален. Даже в простом жанре он выглядит убедительно, добавляя своему герою глубины просто взглядом или интонацией. Екатерина Кузнецова приятно удивляет, ведь ее персонаж не центральный, но именно она добавляет человечности ко всему этому праздничному безумию. Есть и несколько второстепенных актеров, которые порой переигрывают, но это не критично, комедия всегда позволяет немного перебора.
Основная проблема, которая бросается в глаза (и не только в этом фильме, этим болеет весь украинский коммерческий сегмент) — это никуда не годная, ужасно снятая и абы как вмонтированная рекламная интеграция. Наш кинематограф всегда во всем целится на Запад, но там рекламу вплетают в сценарий настолько органично, что зритель ее даже не замечает.
У нас же просто крупным планом есть пачка майонеза, например. Никто не имеет ничего против рекламы в кино, это ваши деньги, ваша финансовая поддержка, окей. Но ведь это можно сделать красиво: интегрировать в сцену, обыграть диалогом, снять с умом, чтобы не выбивалось из истории. К сожалению, в «Стражах Рождества» этого опять не случилось. И это, повторюсь, проблема не только этого фильма — это болезнь всего нашего кинематографа. Надеюсь, когда-то это изменится, потому что подобные вещи реально режут глаз и портят восприятие даже самой теплой истории.




Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: