Обзоры
Valheim: во славу Одина, конечно же!

Valheim: во славу Одина, конечно же!

Valheim: во славу Одина, конечно же!

Мы редко пишем обзоры survival-игр, и еще реже — игр в режиме раннего доступа, но с Valheim случай особый. Незатейливый, казалось бы, “выживач” с простенькой графикой внезапно ворвался на первые позиции в рейтинге самых популярных игр в Steam, а его продажам может позавидовать любая обласканная прессой и игроками ААА-франшиза. Шутка ли, больше пяти миллионов проданных копий за месяц после выхода игры в раннем доступе.

Valheim

Жанр симулятор выживания
Платформы Windows, Linux
Разработчики Iron Gate
Издатель Coffee Stain
Сайт, Steam

Причина феноменального успеха Valheim неочевидна, поскольку на первый взгляд игра мало отличается от любого другого собрата по жанру. Обзор мы и вовсе начнем с разбора минусов, поскольку с ними-то игрок встречается с самого начала, а вот плюсы в основном появляются уже после нескольких часов игры.

По велению Одина герой оказывается в новом, неизведанном мире, чтобы уничтожить здешних чудовищ. Разумеется, на такое серьезное дело положено отправляться исключительно голым-босым, и первые дни вместо того, чтобы совершать подвиги и зарабатывать свое место в Вальхалле, приходится палками отбиваться от кабанов и ящериц-переростков. Постепенно в распоряжении нашего викинга оказываются молоток, верстак, первое примитивное оружие и сколоченная на скорую руку хибара, возле которой на костре шкварчат кабаньи ноги и хвосты тех самых ящеров. Будущий герой сидит где-то рядом, жует собранные накануне ягоды и грибы и пытается присобачить раздобытый на берегу кремень к ветке, чтобы вышло копье. Примерно в это же время Valheim начинает утомлять неподготовленного игрока, поскольку большая часть игрового процесса на этом этапе сводится к сбору ресурсов и поиску пропитания, при том что возможности по созданию предметов очень ограничены, враги особо не докучают, а первые восторги от чудесного освещения и смены погодных условий стихают. Остается гринд и изучение игровых механик методом научного тыка, и обе эти части сделаны не то чтобы очень хорошо. Глупо придираться к гринду в survival-играх? Согласен, но убедить меня в том, что рубка деревьев и копание руды должны происходить именно посредством закликивания, а не по зажатию клавиши, будет чертовски сложно. Как можно догадаться, ресурсами запасаться необходимо в промышленных масштабах, а это значит сотни и сотни кликов мышью — дерево, к примеру, сперва необходимо срубить, потом разрубить ствол на бревна поменьше, после чего разрубить получившиеся бревна еще раз. На все про все кликов двадцать каменным топором. При этом на звук рубки со всей округи сбегаются серые дворфы, которые особой угрозы не представляют, а лишь отвлекают от процесса и заставляют расходовать на бой драгоценную выносливость, замедляя тем самым и без того небыстрый процесс запасания древесины.

Дальше придется столкнуться со здешней спецификой различных ремесел — возможности по созданию новых предметов появляются тогда, когда персонаж подбирает необходимые ресурсы и обзаводится производственными мощностями, заранее изучить какой-то рецепт нельзя. О чем игра, разумеется, не предупреждает, из-за чего возникают раздражающие ситуации, когда у тебя в сундуке лежат кирка и мотыга, но посадить собранные семена моркови ты не можешь, потому что ямки в земле, оказывается, можно ковырять только культиватором (который выглядит как обычные грабли). А получить возможность его создавать — целое приключение, гораздо более сложное, чем убийство первого босса, с которого, собственно, оно и начинается. Может показаться, что я излишне придираюсь к игровым условностям, но они здесь уж слишком нелепы, чтобы закрывать на них глаза. И если отсутствие внятного объяснения механик можно объяснить тем, что Valheim еще находится в состоянии раннего доступа, то как аргументировать то, что вспахать свой дачный участок нельзя любым острым предметом или что колбасу можно делать только из кишок драугров-зомби? Во-первых, к тому моменту, когда вы до них доберетесь, счет убитых оленей и кабанов пойдет на сотни, чем они хуже? А во-вторых, ну фу.

Боевая система минималистична — поставленный вовремя блок оглушает врага, атаковать желательно связкой из трех ударов, можно уворачиваться от вражеских атак с помощью отскоков и перекатов, весь бой строится больше вокруг менеджмента выносливости, чем здоровья. В большинстве случаев, впрочем, проще расстреливать врагов из лука, чем пытаться победить в ближнем бою. В рамках разумного, разумеется, тех же скелетов лучше лупить дубиной или молотом, а призраков жечь факелами. Ролевая система олдскульна — в игре отсутствуют уровни и характеристики персонажа, а все навыки прокачиваются по мере использования. Уровень здоровья же напрямую зависит от диеты, и эта система отлично вписывается в общую концепцию — пока викинг питается подножным кормом, силенок у него не особо много, но с появлением котла и возможности готовить комплексные блюда прибавку к здоровью еда начинает давать более ощутимую, а эффект от нее длится намного дольше. Причем Valheim заставляет питаться правильно и выбирать полноценное меню из трех различных блюд, поглощение трех продуктов из одной категории гораздо менее эффективно. И самое главное — голод в Valheim докучает, но он не может вас убить, так что если вы решите потратить несколько игровых дней на обустройство базы из заранее заготовленных ресурсов, можно не отвлекаться на поиски пропитания.

Исходя из вышеизложенного, все-таки не совсем понятно почему Valheim населяют уже больше пяти миллионов викингов и с каждым днем их становится больше. Все это мы уже видели неоднократно, может, немного в другом сеттинге, в чем же секрет? Ответ прост, на общем фоне упомянутые минусы очень быстро теряются. Valheim на самом деле — глубокая и хорошо проработанная игра, которая еще на этапе раннего доступа дает игроку больше, чем иные “выживачи” в своем релизном состоянии. Во-первых, здесь отличная физика — возможность умереть, получив по голове неудачно срубленным деревом, уже стала своеобразным внутриигровым мемом. Кроме того, возводя сооружения, необходимо учитывать крепость фундамента и наличие опорных элементов. Если строительные блоки при установке окрашены в синий и зеленый цвета, то все отлично, желтый и оранжевый означают, что конструкция ненадежна и будет активно разрушаться со временем, красный, соответственно, сигнализирует о том, что эта часть здания вот-вот рухнет. Деревянные постройки уязвимы к воздействию стихий, а потому их обязательно следует размещать под крышей. И не забудьте соорудить дымоход для своего очага, иначе рискуете задохнуться от дыма. Конструктор сам по себе прост, однако фантазию не ограничивает, игроки вовсю сооружают то исторически достоверные длинные дома викингов, то Тысячелетний сокол в натуральную величину.

Добавляет интереса и то, что у каждого игрока будет свой уникальный мир — в Valheim используется процедурная генерация игровой карты, так что исследовать его каждый раз интересно, хотя в связи с этим могут возникать и забавные ситуации. В моем случае алтарь для призыва второго босса расположился над обрывом, что позволило мне занять позицию, в которой агрессивный древень не мог подойти ко мне в радиус ближней атаки, и спокойно расстрелять его огненными стрелами. Расплачиваться за такой бонус пришлось тем, что дорога до самого этого алтаря занимает примерно двое суток внутриигрового времени. Это если забыть о том, что мне пришлось потратить пару вечеров чтобы ее найти. Умолчим про то, что я чудом избежал смерти от обморожения в горах, дважды стал жертвой волков, заглянул в заброшенную деревушку в поисках поживы и наткнулся на кучи трупов, порождающих драугров пачками, и еле унес оттуда ноги (в карманах лежали драгоценные ядра суртлинга, необходимые для построения порталов, умирать очень не хотелось), попробовал пересечь океан в шторм на хлипеньком плоту, после чего словил встречный ветер и, не рискнув возвращаться обратно через огромные волны, долго дрейфовал к ближайшему островку, который пришлось отвоевывать у оравы дворфов и не пойми как тут оказавшегося тролля. Такие истории игра генерирует пачками, каждая вылазка рискует превратиться в захватывающее приключение, а точнее, в спасение собственной шкуры из очередной нестандартной ситуации.

Сама карта в Valheim, как вы уже догадались, огромна и состоит из различных биомов, которые определяют то, какие монстры повстречаются игроку и какие ресурсы будут доступны. С одной стороны, плохо, что прогресс в игре жестко залочен на убийство боссов, без которого игрок не сможет открыть новые технологии, позволяющие извлечь пользу из исследования различных биомов, с другой — Valheim, в отличие от других игр в жанре, мало того что не заставляет игрока прогрессировать (здесь можно сколько угодно долго не выходить за пределы изначального острова, если вам этого захочется), но и очень лояльно относится к ошибкам. По крайней мере в том, что касается крафта, строительства и эксплуатации экипировки. Починка чего угодно в игре не требует ресурсов, а любую постройку можно разобрать, вернув себе все затраченные на нее материалы (единственное условие — конструкция должна быть целой, не забывайте чинить ненужные здания перед сносом), так что можно дать волю фантазии, не переживая насчет того, что при перестройке будут утрачены редкие запчасти. А вот за ошибки в бою, конечно, придется заплатить не только тем, что все, что было надето на персонаже и лежало у него в сумках, остается на месте гибели, но и потерей части заученных навыков. Игрок появится возле последней кровати, на которой спал, и будет вынужден добираться до своей могилы, чтобы вернуть утраченное добро. Утраченную часть навыков, правда, все равно придется прокачивать заново.

Несмотря на то что разработчики рекомендуют играть в Valheim с друзьями (до 10 человек на сервер), лично мне очень нравится атмосфера, которую игра создает при игре соло. Да, так замедляется прогресс, да и опасностей больше, но ведь в этом и смысл. И дух первооткрывателя при беготне с друзьями все-таки немного пропадает. Впрочем, это дело вкуса, я в принципе получаю гораздо больше удовольствия не от однообразных сражений, а наблюдая за тем, как растет мое городище, а некогда небольшая полянка в лесу превращается в обжитую местность, с огородами, пасекой, свинарником и индустриальным уголком, где пышет жаром плавильная печь, в котлах варится похлебка, а в ферментере готовится выпивка. Впрочем, прелесть Valheim как раз в том, что каждый найдет здесь занятие по вкусу, одних увлечет строительство, других — походы в подземелья, пещеры троллей и охота на драконов, а третьи станут пытаться запустить друг дружку в космос, погуглите Valheim: Viking Space Program.

Не возьмусь сказать, станет ли Valheim игрой года, но на звание открытия года игра абсолютно серьезно может претендовать прямо сейчас. Попробуйте, даже если вы не любите игры в жанре survival. Пять миллионов викингов не могут ошибаться.

Valheim: во славу Одина, конечно же!

4.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Визуальный стиль; система крафта; физика; огромный открытый мир; возможность игры как соло, так и в кооперативе
Минусы: Не все механики очевидны; странные условности; привязка прогресса к убийству боссов; не все оценят минималистичную картинку
Вывод: Valheim - это однозначно открытие года, игра, в которой каждый найдет занятие себе по вкусу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: