Долгое время в фототехнике оптическими системами стабилизации изображения оснащали лишь высококачественные телеобъективы для зеркальных фотоаппаратов, а также некоторые модели камер с несменной оптикой. Сегодня же с различными системами стабилизации изображения мы все чаще сталкиваемся в сравнительно недорогих компактных цифровых аппаратах, снабженных, к примеру, всего лишь 3-кратными объективами. Что это – очередной маркетинговый трюк или действительно важный инструмент, способный улучшить качество изображений при определенных условиях съемки? На этот вопрос мы и постараемся ответить. Но прежде немного теории.
Как известно, изображение на светочувствительном элементе (пластинке, пленке или матрице) формируется в результате воздействия на него светового потока, который регулируется в фотоаппаратах двумя параметрами – выдержкой и диафрагмой. Величина выдержки указывает, сколько времени будет поступать свет на элемент, диафрагма определяет площадь поперечного сечения светового потока. Процесс воздействия света на светочувствительный материал называют экспонированием, а конкретные значения выдержки и диафрагмы, установленные в тот или иной момент съемки, – экспопарой. Очевидно, что при разных экспопарах результат экспонирования может быть одинаков (при неизменном значении светочувствительности элемента). Например, количество света, прошедшее через объектив при диафрагме f/2,8 за 1/250 с, будет приблизительно таким же, что и при выдержке 1/30 с и относительном отверстии f/16. Однако во многих случаях экспопара влияет на характер получаемого снимка. Так, при длинных выдержках подвижные объекты на снимках выглядят смазанными, а большие значения диафрагмы существенно увеличивают глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Эти свойства активно используют фотографы для того, чтобы придать своим снимкам те или иные художественные акценты.
Основной причиной некачественных размытых снимков, особенно в условиях недостаточной освещенности, является дрожание камеры в руках во время съемки. Это почти неизбежный артефакт, независимо от того, фотограф новичок или умудренный опытом профессионал. Причем какой бы физической силой вы ни обладали, это явление полностью не удастся исключить. Для того чтобы получать более-менее четкие фотографии снимая с рук, следует придерживаться простого правила: выдержка должна быть меньше или равна величине, обратной фокусному расстоянию объектива. Так, при съемке объективом с фокусным расстоянием 50 мм необходима выдержка не более 1/50 с, для 200 мм – 1/200 с, для 500 мм – 1/500 с и т. д. При фотографировании на улице при ярком солнечном свете добиться нужной скорости затвора не составит особых проблем. Но когда съемка происходит в пасмурный день, в сумерках или в помещении с искусственным освещением, придерживаться упомянутого правила довольно сложно. Вот и выходит, что в каждый момент времени, пока открыт затвор, на пленку попадают различные изображения одной и той же сцены. Они накладываются друг на друга, и в результате получается размытая, некачественная фотография.
![]() |
Рис. 1 |
Фактически дрожание камеры можно разбить на три составляющие: элементарные вращения аппарата вокруг поперечной и продольной воображаемой оси, а также относительно оптической оси объектива – все они должны иметь начало координат в точке заднего фокуса, т. е. в центре кадра (рис. 1).
![]() |
Рис. 2 |
Рисунок 1 демонстрирует положение камеры во время съемки, выбранное фотографом, – желательно, чтобы оно не изменялось, пока открыт затвор. В реальности же это положение соответствует самому начальному моменту открытия затвора, когда луч света, отразившись от точки А, фокусируется в точке B на поверхности пленки без угловых отклонений. В результате дрожания камера начинает смещаться в разные стороны относительно объекта. Естественно, что в последующие моменты луч будет попадать в другие точки. На рис. 2 представлена ситуация, когда камера чуть изменила свое положение и образ точки A уже сместился в точку В’. Вряд ли в дальнейшем он совпадет со своей первоначальной позицией – луч в такт дрожания ваших рук начнет «бродить» по пленке, выписывая дивные узоры. В итоге получается артефакт размытости изображения.
Величины углов отклонения камеры в процессе съемки от фиксированных позиций характеризуют дрожание камеры. Например, если в течение секунды аппарат в ваших руках в среднем отклонялся на три градуса в сторону, то дрожание его в этот момент можно считать равным 3 град./с. Исследования показали, что данная величина у новичков составляет примерно 5 град./с, у профессионалов – 2 град./с. Вряд ли вам о многом говорят эти значения. Однако возможна несколько иная формулировка: так, при использовании объектива с фокусным расстоянием 400 мм и выдержке 1/100 с при угловой скорости 2 град./с точка фокусировки луча на светочувствительной поверхности будет смещаться в пределах 140 мкм. Иными словами, расстояние между точками В и В’ составит 0,14 мм. Думаете, это мало? Тогда судите сами. Если с помощью 5-мегапиксельной светочувствительной матрицы с диагональю 2/3" вы хотите получить фото размером 3072×2048 пикселов, то смещение по ней луча на 0,14 мм даст радиус размытости примерно в 30 пикселов. И это при том, что камера находилась в руках профессионального фотографа!
Означает ли это, что без штатива практически нет шансов сделать качественную фотографию? Нет, конечно же – здесь на помощь приходят системы стабилизации изображения.
Содержание
Стабилизация с помощью перемещения группы линз
![]() |
Рис. 3 |
На рис. 3 изображена уже знакомая нам схема, но с некоторыми поправками: средняя группа вогнутых линз смещена в сторону отклонения, благодаря чему луч света, отраженный от объекта, снова фокусируется в точке В. Вроде бы все просто, однако для получения желаемого результата необходимо, чтобы смещения этой группы линз, названной стабилизирующей, были максимально синхронизированы и согласованы с движениями камеры. Малейшее отклонение камеры в любую сторону должно вызывать ответную реакцию стабилизирующей группы в реальном времени, что обеспечит постоянную корректировку хода луча света от объекта и правильную его фокусировку. Для решения данной задачи используют специальные сенсоры движения, регистрирующие отклонения камеры от первоначально зафиксированных осей, и двигатели, смещающие в нужных направлениях стабилизирующую группу линз, а также – из-за отсутствия места для сложных механических связующих систем – микрокомпьютер, поддерживающий взаимодействие этих двух элементов в реальном времени.
На сегодняшний день самые известные объективы, оборудованные подобной системой стабилизации, представлены в продуктовых линейках компаний Canon и Nikon. Это оптика Canon IS (Image Stabilizer) и Nikon VR (Vibration Reduction). Именно данные технологии и были адаптированы упомянутыми брендами для применения в соответствующих компактных камерах с несменной оптикой.
![]() |
Рис. 4 |
На рис. 4 хорошо видны все основные элементы стабилизирующей системы, встроенной непосредственно в объектив. Сенсоры движения регистрируют вращения камеры вокруг осей Y(1) и X(6). Их сигналы фиксируются микрокомпьютером. Он учитывает такие параметры, как текущее фокусное расстояние и положение стабилизирующих линз внутри объектива (3 и 5), передает управляющие команды на микроприводы (2), которые, в свою очередь, смещают соответствующие линзы в стабилизирующей группе (4) в нужных направлениях на требуемое расстояние. Эти элементы находятся в постоянной взаимосвязи, и на одну операцию (считывание данных с сенсоров, расчет, смещение линз) уходит 1/1000 секунды. Таким образом, внутри объектива идет непрерывная корректировка хода лучей перед попаданием их на светочувствительную поверхность. В итоге системы стабилизации изображения, использующие перемещение группы линз, позволяют избегать упомянутого выше жесткого соотношения выдержки и фокусного расстояния оптики при съемке с рук. Скорость срабатывания затвора при этом можно уменьшать в 4–8 раз.
Но что же делать в том случае, если размытость изображения является художественным приемом? Для этого в технологиях оптической стабилизации изображения предусмотрели распознавание намеренных и ненамеренных отклонений. Секрет заключается в применении специального алгоритма, анализирующего статистическую информацию, собранную при работе пяти тысяч пользователей с различными моделями камер. Такие данные выявляют закономерные связи между характером движения аппарата и вызывающими его факторами.
Тем не менее подобные системы не лишены недостатков. Самый первый из них – повышенное энергопотребление (для пользователей цифровых фотокамер это особенно важный параметр). Правда, существует режим экономии энергии, при котором система стабилизации изображения включается только во время съемки, т. е. после полунажатия на кнопку спуска. Второй недостаток – относительно малая скорость автофокусировки. Связано это с тем, что система стабилизации учитывает текущее значение фокусного расстояния и при изменении последнего вынуждена осуществлять пересчет.
Стабилизация с помощью перемещения матрицы
![]() |
Рис. 5 |
![]() |
Рис. 6 |
Обратимся к рис. 5. До сих пор мы рассматривали схемы, когда для коррекции лучей производился соответствующий сдвиг стабилизирующей группы линз объектива. Но почему бы для компенсации эффекта дрожания не перемещать саму светочувствительную поверхность в нужном направлении (рис. 6), т. е. точку B переводить в положение В’? Да, для аналоговой камеры это организовать довольно сложно, ведь вместе с поверхностью кадра нужно научиться передвигать и весь механизм перемотки пленки. Очевидно, такая система будет стоить очень дорого. Другое дело цифровой фотоаппарат – в нем для регистрации светового потока применяется специальный сенсор сравнительно малых размеров, обладающий гораздо большей потенциальной свободой, нежели весь лентопротяжный механизм в пленочной камере. Именно это свойство цифровиков впервые в промышленности решили использовать для стабилизации изображения разработчики из Koniсa Minolta. В системе Anti-Shake уже знакомые нам вспомогательные стабилизирующие элементы связаны не с группой линз в объективе, а со светочувствительной матрицей. Впоследствии такую схему взяла на вооружение компания Pentax (назвав ее Shake Reduction, или сокращенно SR), Sony же технология Anti-Shake, очевидно, досталась в наследство вместе с остальным имуществом подразделения фототехники Konica Minolta.
Теоретически такие системы весьма перспективны, ведь в них можно заложить данные обо всех объективах, применяемых с камерой, и обеспечить стабилизацию картинки с любой оптикой. Кроме того, для передвижения маленькой матрицы расходуется намного меньше энергии, чем для перемещения группы линз. Заметим, что система Anti-Shake позволяет при необходимости в 3–4 раза увеличивать время выдержки без существенного ухудшения качества результата.
Улучшение четкости изображения путем повышения ISO
Время экспонирования кадра можно также уменьшать путем повышения светочувствительности матрицы, правда, при этом существенно возрастает уровень электронных шумов. В данном случае для получения хорошей картинки необходимо использовать совершенные алгоритмы шумоподавления, однако пристойным качеством таких встроенных инструментов могут похвастаться далеко не все модели.
Некоторые производители идут на определенные хитрости, предлагая пользователям функцию повышения светочувствительности сенсора при уменьшении разрешения матрицы. Так, ряд технологий предусматривает формирование кластеров из нескольких пикселов, при этом используется известный принцип: чем выше площадь светочувствительной ячейки, тем менее шумными будут получаемые изображения.
Электронная стабилизация изображения
Некоторые модели применяют электронные системы стабилизации, подобные тем, какими оснащаются видеокамеры (в этом случае, как правило, уменьшается размер кадра). Специальный датчик распознает дрожание камеры и моментально корректирует изображение на сенсоре (при этом имитируется смещение матрицы), а затем при построении результирующей картинки используется информация из пикселов, не задействованных в формировании основной картинки меньшего размера, т. е. созданной в момент нажатия на спуск затвора.
Технические характеристики камер и оценки
Как мы тестировали
Исходя из поставленной задачи, мы несколько изменили привычную методику тестирования. На первом этапе, как обычно, проводились стандартные испытания моделей на выявление дисторсии, хроматизма, качества цветопередачи и отображения телесных оттенков, выяснялись макровозможности камер, уровень цифрового шума, степень детализации снимков и т. п. Напомним, однако, что основной задачей для нас было исследовать эффективность системы стабилизации в компактных цифровых камерах – данный параметр был ключевым при определении победителей нашего теста. Поэтому дополнительно мы провели съемку на улице в сумерках и фотографирование в лабораторных условиях специального натюрморта с динамичным объектом при недостаточной освещенности.
Соответственно с тем, какую систему стабилизации использует устройство, все модели были разделены на две группы. К первой мы отнесли те аппараты, которые применяют стабилизацию линз и матрицы. Ко второй – те, где для получения резкой картинки в условиях недостаточной освещенности используется либо электронная система стабилизации, либо возможность повышения светочувствительности матрицы.
Съемка пейзажа в сумерках
Для устройств с аппаратной стабилизацией один и тот же сюжет фотографировался сначала со штатива с минимально возможным значением светочувствительности (эталонный образец, в тестовых кадрах обозначен STon), потом с рук с включенной (ISon) и выключенной (ISoff) системой стабилизации. Для полноты картины эксперимент проводился на всех доступных значениях ISO. Для моделей с электронной стабилизацией съемка сюжета выполнялась вначале со штатива при минимальном ISO (эталонный образец), потом с рук при всех возможных значениях светочувствительности.
Съемка специального натюрморта в тестовой лаборатории
Все камеры переводились в программный режим, баланс белого определялся автоматически, съемка производилась приблизительно на одних и тех же фокусных расстояниях. Освещение подбиралось таким образом, чтобы выдержка для всех аппаратов при минимальном ISO соответствовала приблизительно 1/30 с, а для устройств с аппаратной стабилизацией время экспонирования в дальнейшем увеличивалось и до 1/15 с. Среди предметов натюрморта был подвижный объект. По этим фото легко судить о том, насколько значения выдержки и ISO влияют на четкость съемки движущегося предмета.
Для устройств с аппаратной стабилизацией сначала выполнялся эталонный снимок со штатива с применением автоспуска. Потом этот же сюжет снимался с рук при включенной/выключенной стабилизации. Эксперимент проводился при выдержках 1/30 и 1/15 с.
Для моделей с электронной стабилизацией фотографировался натюрморт со штатива с применением автоспуска и с минимально возможным ISO, после чего камерой с рук выполнялась съемка при минимальном и максимальном значении светочувствительности, а также при ISO 800 (в силу того что каждая тестируемая модель поддерживала это значение).
Canon Digital Ixus 800 IS
Очень компактное имиджевое устройство, заключенное в металлический корпус, удобное в управлении и оснащенное фирменной системой оптической стабилизации
Класс имиджевые камеры
$467
Canon Digital Ixus 800 IS
Матрица CCD, 1/2,5"
Млн пикселов Всего/эффективных 6,2/6,0
Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов
Объектив 5,8–23,2 мм; 35–140 мм; f/2,8–5,5
Минимальная дистанция фокусировкиОбычный/макрорежим 0,45/0,02 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO)Авто, 80, 100, 200, 400, 800, Hi ISO
ЖК-монитор 2,5", 173 тыс. пикселов
Система стабилизации Оптическая
Компактный металлический корпус; наличие стабилизации и подсветки автофокуса; неплохое качество снимков
Отсутствие гистограммы и ручных режимов съемки
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»
Эргономика
Корпус камеры выполнен из металла (включая штативное гнездо) и имеет приятный дизайн. Впервые взяв модель в руки, неожиданно ощущаешь тяжесть, казалось бы, не характерную для таких габаритов. Количество функциональных элементов сведено к минимуму, но тем не менее управление очень удобно. Несмотря на большой ЖК-дисплей, разработчики оснастили Canon Digital IXUS 800 и оптическим видоискателем.
Функциональность
Наряду с автоматическим в камере присутствует и так называемый ручной режим, в котором можно изменять светочувствительность и баланс белого, выбирать из трех значений экспозамера, применять цифровые эффекты и вводить экспопоправку. Доступны также более десятка программных сюжетов (не считая видео и панорамирования), среди которых есть и уникальные, например Под водой, Макро с цифровым зумом и т. п. Кроме того, можно включать длинные выдержки и устанавливать высокие ISO.
Качество снимков
Камера позволяет получать снимки с достаточно высокой детализацией, она также имеет неплохие макровозможности. Хроматизм практически незаметен. Цифровой шум умеренный даже при значениях ISO 400.
Количество управляющих элементов на задней панели сведено к минимуму, тем не менее работать с камерой довольно удобно |
![]() |
Canon PowerShot A700
Данная модель является флагманом линейки аппаратов серии A, которые сегодня задают тон в классе недорогих компактных камер для творческой съемки
Класс камеры для творческой съемки
$332
Canon PowerShot A700
Матрица CCD, 1/2,5"
Млн пикселов Всего/эффективных 6,2/6,0
Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов
Объектив 5,8–34,8 мм; 35–210 мм; f/2,8–4,8
Минимальная дистанция фокусировкиОбычный/макрорежим 0,5/0,01 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO)Авто, 80, 100, 200, 400, 800
ЖК-монитор 2,5", 115 тыс. пикселов
Система стабилизации Путем повышения ISO
Отличная эргономика; наличие ручных настроек; 6-кратный оптический зум; быстрая и уверенная фокусировка
Медленная перезарядка встроенной вспышки; довольно значительные паузы между кадрами
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»
Эргономика
Аппарат отлично лежит в руке благодаря сильному утолщению правой части корпуса, способствующему лучшей ухватистости. Внешний вид и расположение органов управления достаточно традиционны для моделей этого бренда.
Функциональность
Canon PowerShot A700 наверняка удовлетворит потребности как начинающего фотолюбителя, так и искушенного пользователя. Для первого имеется полностью автоматический режим и тринадцать сюжетных программ, а к услугам второго – приоритет диафрагмы/выдержки и ручной режим. Есть также возможность произвольного выбора типа экспозамера и точки автофокуса, введения экспокоррекции и точной установки баланса белого, поддерживается отображение гистограммы в реальном времени и запись видеороликов.
Качество снимков
Камера демонстрирует хорошую детализацию и приемлемый уровень шумов вплоть до ISO 200. Хроматические аберрации незначительны. На широком угле наблюдается бочкообразная дисторсия, исчезающая при установке максимального фокусного расстояния.
Следуя современным тенденциям, разработчики оснастили А700 большим 2,5-дюймовым дисплеем, правда, его разрешение маловато для таких размеров |
![]() |
Fujifilm FinePix F30 Zoom
Компактная камера с металлическим корпусом и большим высококачественным дисплеем, имеющая, пожалуй, самый широкий в своем классе диапазон значений ISO – от 100 до 3200
Класс камеры для творческой съемки начального уровня
$372
Fujifilm FinePix F30 Zoom
Матрица CCD, 1/1,7"
Млн пикселов Всего/эффективных 6,3/6,1
Максимальный размер кадра 2848×2136 пикселов
Объектив 8–24 мм; 37–111 мм; f/2,8–5,0
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,3/0,05 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200
ЖК-монитор 2,5", 230 тыс. пикселов
Система стабилизации Путем повышения ISO
Металлический корпус; широкие функциональные возможности; подсветка автофокуса; наличие высоких значений ISO
Агрессивная система шумоподавления; к управлению камерой надо привыкнуть
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»
Эргономика
Металлический корпус камеры не отличается какими-то особыми дизайнерскими изысками – все просто и функционально. На большом ЖК-экране почти не заметно инертности пикселов при выводе картинки. К управлению надо привыкнуть, однако организация меню и некоторые функциональные элементы традиционны для камер этого бренда.
Функциональность
Аппарат поддерживает как полностью автоматический режим, так и съемку с приоритетом выдержки и диафрагмы. Доступно полтора десятка сюжетных программ, среди них есть и экзотические, например Под водой. Возможна запись видеороликов и макросъемка, имеется также функция, компенсирующая дрожание рук. При необходимости можно изменять баланс белого и светочувствительность (до значения ISO 3200 включительно), выбрать один из трех методов экспозамера и фокусировки, ввести экспопоправку и применить несколько цифровых эффектов.
Качество снимков
Экспонометрия камеры работает вполне корректно, изображения демонстрируют достаточно большой динамический диапазон. Начиная с ISO 400 наблюдается агрессивная работа системы шумоподавления.
Большой ЖК-дисплей имеет хорошее разрешение, инерция у элементов матрицы практически отсутствует |
![]() |
Fujifilm FinePix V10 Zoom
Эта симпатичная имиджевая камера отличается от других моделей тем, что практически всю ее заднюю панель занимает яркий информативный 3-дюймовый ЖК-монитор
Класс имиджевые камеры
$306
Fujifilm FinePix V10 Zoom
Матрица CCD, 1/1,7"
Млн пикселов Всего/эффективных 5,1/5,1
Максимальный размер кадра 2592×1944 пиксела
Объектив 6,3–21,6 мм; 38–130 мм; f/2,8–5,5
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,4/0,1 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 64, 100, 200, 400, 800, 1600
ЖК-монитор 3", 230 тыс. пикселов
Система стабилизации Путем повышения ISO
Компактность; яркий, качественный 3-дюймовый ЖК-монитор; широкий диапазон ISO (80–1600)
Определенные проблемы с эргономикой; нет подсветки автофокуса; агрессивная система шумоподавления
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»
Эргономика
Серебристый металлический корпус, темно-серая пластина на передней панели, хромированные вставки – внешний вид Fujifilm FinePix V10 Zoom просто великолепен. Почти всю заднюю панель занимает 3-дюймовый ЖК-монитор, поэтому управляющие элементы скромно ютятся внизу под дисплеем и работать с камерой можно, только удерживая ее двумя руками – лишь в таком случае вы получите более-менее удобный доступ ко всем кнопкам и не будете закрывать часть монитора.
Функциональность
Системное меню позволяет устанавливать полностью автоматический и ручной режимы, а также ряд популярных сюжетов. При необходимости вы можете включить высокую скорость затвора, серийную съемку, выбрать язык интерфейса и пр. Ручной режим позволяет варьировать баланс белого, экспозамер и вносить коррекцию в экспозицию.
Качество снимков
Снимки демонстрируют естественную цветопередачу и неплохое макро. Система шумоподавления очень агрессивна и при значениях ISO выше 400 изображения становятся заметно «изъеденными». По краям кадра явления хроматизма умеренно выражены.
C помощью кнопок под дисплеем можно повышать яркость экрана, устанавливать макро, управлять вспышкой и таймером, отображать сетку золотого сечения и пр. |
![]() |
Nikon Coolpix P4
Эта 8-мегапиксельная модель с большим 2,5-дюймовым ЖК-экраном оснащена зум-объективом с системой оптической стабилизации изображения Vibration Reduction
Класс камеры для творческой съемки
$420
Nikon Coolpix P4
Матрица CCD, 1/1,8"
Млн пикселов Всего/эффективных 8,3/8,1
Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов
Объектив 7,5–26,3 мм; 36–126 мм; f/2,7–5,3
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,3/0,04 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200, 400
ЖК-монитор 2,5", 150 тыс. пикселов
Система стабилизации Оптическая
Металлический корпус; система оптической стабилизации; подсветка автофокуса; широкие функциональные возможности
Медленное выключение; заметное замыливание деталей изображения по всему полю кадра
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией ERC
Эргономика
Nikon Coolpix P4 заключен в металлический корпус. На верхней панели расположен круговой селектор, с помощью которого можно легко настроить светочувствительность или баланс белого, задать степень сжатия кадра и его размер, установить нужный режим съемки. В одно касание выбираются и многие другие параметры.
Функциональность
Камера поддерживает автоматический и программный режимы, а также съемку с приоритетом диафрагмы. При желании можно выбрать один из пятнадцати популярных сюжетов. Имеется три способа экспозамера, брекетинг по экспозиции и балансу белого, вывод гистограммы как при фотографировании, так и при просмотре изображений. Доступна установка фокуса на бесконечность и включение ограничения – от 2 м и более. Присутствует подсветка автофокуса и система стабилизации Vibration Reduction, работающая не только в фото-, но и в видеорежиме.
Качество снимков
Аппарат порадовал хорошей цветопередачей и неплохими макровозможностями, а также минимальным хроматизмом. Наблюдается, однако, некоторая замыленность деталей (даже при отключенной системе шумоподавления) по всему полю кадра.
Оптический видоискатель отсутствует, а большую часть задней панели занимает 2,5-дюймовый ЖК-дисплей, правда, разрешение его невелико |
![]() |
Olympus μ 720 SW Digital
Новая камера серии µ позволяет делать снимки на глубине до 3 м без использования подводного бокса, кроме того, она устойчива к падениям с высоты до 1,5 м
Класс имиджевые камеры для экстремальной съемки
$335
Olympus μ 720 SW Digital
Матрица CCD, 1/2,3"
Млн пикселов Всего/эффективных 7,4/7,1
Максимальный размер кадра 3072×2304 пиксела
Объектив 6,7–20,1 мм; 8–114 мм; f/3,5–5,0
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,5/0,07 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 64, 100, 200, 400, 800, 1600 (2500)
ЖК-монитор 2,5", 115 тыс. пикселов
Система стабилизации Путем повышения ISO
Компактность; эргономичность; защита от брызг со всех направлений; широкие функциональные возможности
Небольшое разрешение ЖК-дисплея; отсутствие подсветки автофокуса; вспышка работает не всегда корректно
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»
Эргономика
Аппарат заключен в металлический корпус, обладающий ударопрочностью и водонепроницаемостью в соответствии со стандартом IEC 529 IPX8 (можно снимать под водой при кратковременных погружениях). Встроенный зум-объектив полностью спрятан в корпусе и закрывается металлической шторкой.
Функциональность
Помимо режима Авто, Olympus mju 720SW поддерживает 24 сюжетных программы, среди которых Под водой, При свечах и др. Можно вручную варьировать ISO, баланс белого, способ экспозамера и вводить экспокоррекцию. Камера позволяет вести съемку с электронной стабилизацией изображения и поддерживает технологию BrightCapture, которая дает возможность получать сравнительно неплохие результаты при работе в темноте. В режиме просмотра доступен ряд инструментов для редактирования изображений (кадрирование, устранение эффекта красных глаз и пр.).
Качество снимков
Снимки демонстрируют естественную цветопередачу, хорошую детализацию и корректное воспроизведение телесных оттенков. Начиная с ISO 200 на изображениях заметны шумы. Хроматизм умеренный.
Большую часть задней панели занимает 2,5-дюймовый ЖК-монитор; справа от него находятся выходы динамика и множество миниатюрных кнопок |
![]() |
Panasonic Lumix DMC-FX01
Очень удобная в эксплуатации компактная имиджевая камера в металлическом корпусе, оснащенная системой оптической стабилизации изображения
Класс имиджевые камеры
$377
Panasonic Lumix DMC-FX01
Матрица CCD, 1/2,5"
Млн пикселов Всего/эффективных 6,37/6,0
Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов
Объектив 4,6–16,8 мм; 28–101 мм; f/2,8–5,6
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,5/0,05 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400 (в режиме Высокая чувствительность – 800–1600)
ЖК-монитор 2,5", 207 тыс. пикселов
Система стабилизации Оптическая
Удобный компактный корпус; контекстная подсказка по сюжетным режимам; система оптической стабилизации
Отсутствие ручных режимов; ощутимый шум при высоких значениях ISO
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией MTI
Эргономика
Аппарат имеет элегантный корпус, выполненный из металла. Интерфейсные разъемы и аккумуляторный отсек защищены удобными крышками. Видоискатель отсутствует – почти всю заднюю панель занимает большой ЖК-экран. Меню русифицировано и интуитивно понятно, имеются подробные подсказки, облегчающие использование сюжетных программ.
Функциональность
Помимо так называемого простого режима для начинающих, Panasonic DMC-FX01 предлагает около двух десятков сюжетных программ, в том числе макросъемку и возможность записи видеороликов. Имеется и нормальный режим, где пользователь может настраивать баланс белого и светочувствительность, управлять работой вспышки и вводить экспопоправку, выбирать метод фокусировки, применять брекетинг по экспозиции и просматривать гистограмму в реальном времени, здесь также доступен ряд цифровых эффектов.
Качество снимков
На снимках легко обнаружить замыливание мелких деталей вследствие довольно агрессивного шумоподавления. Система экспонометрии не всегда работает корректно. Отметим хорошие макровозможности камеры и правильную цветопередачу.
Все немногочисленные функциональные элементы расположены с правой стороны, что очень удобно; ЖК-дисплей малоинертен и обладает хорошей яркостью |
![]() |
Panasonic Lumix DMC-TZ1
то самая маленькая в мире фотокамера с 10-кратным зум-объективом, обладающая целым рядом очень привлекательных функций
Класс компактные камеры с длиннофокусными объективами
$440
Panasonic Lumix DMC-TZ1
Матрица CCD, 1/2,5"
Млн пикселов Всего/эффективных 6,37/5,0
Максимальный размер кадра 2560×1920 пикселов
Объектив 5,2–52 мм; 35–350 мм; f/2,8–4,2
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,4/0,05 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800 (1600 в режиме Высокая чувствительность)
ЖК-монитор 2,5", 207 тыс. пикселов
Система стабилизации Оптическая
Компактность; эргономика; яркий и качественный ЖК-монитор 2,5" ; 19 сюжетных программ; большой диапазон ISO
Отсутствие творческих режимов съемки; нет ручной фокусировки
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией ERC
Эргономика
Камера заключена в металлический корпус, правая часть которого имеет массивный выступ, способствующий более комфортному удержанию ее в руке. Кнопка спуска затвора совмещена с рычагом трансфокатора. Системное меню русифицировано и интуитивно понятно.
Функциональность
Помимо режимов Программный и Простая съемка, можно выбрать один из многочисленных сюжетов, среди которых Свечи, Малыш, Полет, Под водой, Высокая чувствительность (автоматически устанавливается ISO 1600). Panasonic DMC-TZ1 позволяет вручную варьировать ISO, баланс белого, способ фокусировки и экспозамера, а также вводить экспокоррекцию. Имеется возможность применять цветовые эффекты и выполнять запись видео. К сожалению, отсутствуют творческие режимы съемки.
Качество снимков
Снимки показали естественную цветопередачу, хорошую детализацию и корректное воспроизведение телесных оттенков. Макро реалистичное и объемное. Начиная с ISO 200 видны следы довольно агрессивной работы системы шумоподавления.
Задняя панель не перегружена управляющими элементами, их функции интуитивно понятны, все кнопки гармонично вписываются в стильный дизайн камеры |
![]() |
Pentax Optio A10
В этой модели компания впервые реализовала собственную систему стабилизации, основанную на сдвиге матрицы относительно корпуса и объектива
Класс
$398
Pentax Optio A10
Матрица CCD, 1/1,8"
Млн пикселов Всего/эффективных 8,32/8,0
Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов
Объектив 7,9–23,7 мм; 37,5–112,5 мм; f/2,8–5,4
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,35/0,06 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200, 400 (800 – в режиме Свеча)
ЖК-монитор 2,5", 232 тыс. пикселов
Система стабилизации Путем сдвига матрицы
Компактный металлический корпус; фирменная система стабилизации; широкая функциональность
Посредственное качество снимков; невысокая скорость фокусировки; дискретное зумирование
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией ERC
Эргономика
Аппарат заключен в металлический корпус серебристого цвета с темно-серыми вставками. Несмотря на свою компактность, он хорошо лежит в руках. Благодаря продуманному расположению управляющих элементов и интуитивно понятному системному меню работать с этой моделью очень удобно.
Функциональность
Pentax Optio A10 поддерживает 11 сюжетов, программный и полностью автоматический режимы, а также Макро и Супермакро. А10 позволяет изменять ISO и баланс белого, управлять вспышкой и вводить экспопоправку. Имеется функция диктофона, обеспечивается запись видео в формате MPEG-4. Можно настраивать резкость, контрастность и насыщенность изображения, а также применять к кадрам после съемки различные цифровые эффекты. Присутствует подсветка автофокуса и вывод гистограммы в режиме реального времени.
Качество снимков
Несмотря на хорошее разрешение матрицы и стабилизацию при съемке, детализация фото оставляет желать лучшего. Иногда вспышка в авторежиме сильно пересвечивает объекты на переднем плане. Порадовали хорошая цветопередача и широкий динамический диапазон.
Оптический видоискатель отсутствует, а большую часть задней панели занимает 2,5-дюймовый ЖК-дисплей высокого разрешения |
![]() |
Sony Cyber-shot DSC-W100
Эта модель является очередным продолжением линейки W – на этот раз разработчики увеличили значения ISO и разрешение матрицы
Класс камеры для творческой съемки
$425
Sony Cyber-shot DSC-W100
Матрица CCD, 1/1,8"
Млн пикселов Всего/эффективных 8,3/8,0
Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов
Объектив 7,9–23,7 мм; 38–114 мм; f/2,8–5,2
Минимальная дистанция фокусировки Обычный/макрорежим 0,2/0,06 м
Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800, 1250
ЖК-монитор 2,5", 115,2 тыс. пикселов
Система стабилизации Путем повышения ISO
Металлический корпус; наличие ручных настроек, подсветки автофокуса и оптического видоискателя
Заметная нерезкость по всему полю кадра; отсутствие настройки баланса белого по белому листу
Наша оценка
Продукт предоставлен компанией ERC
Эргономика
Металлический корпус этой модели не отличается оригинальным исполнением, однако все сделано добротно, кнопки в меру упруги, а заглушки плотно прикрывают интерфейсные разъемы. Помимо ЖК-экрана, камера оснащена оптическим видоискателем. Все управляющие элементы сосредоточены справа.
Функциональность
Функциональное оснащение Sony DSC-W100 традиционно на высоте. Имеется полностью автоматический, программный и ручной режимы съемки, а также несколько популярных сюжетов, в том числе Высокая чувствительность. Можно изменять баланс белого (настройка по белому листу отсутствует), выбирать метод экспозамера, управлять мощностью вспышки и применять цифровые эффекты. W100 позволяет также варьировать резкость и контрастность изображений, вести серийную и мультикадровую съемку, выполнять запись видео в формате MPEG VX.
Качество снимков
На снимках заметна нерезкость по всему полю кадра, возрастающая по мере увеличения ISO. Макрорежим не впечатляет, зато неплохо передаются телесные оттенки.
Несмотря на компактные размеры камеры, на ее задней панели разместились не только группа управляющих элементов и ЖК-экран, но и оптический видоискатель |
![]() |
Примеры работы систем стабилизации на тестируемых моделях
![]() |
![]() ![]() |
Камера Fujifilm FinePix F30 Zoom: значения ISO 100 (слева) и 800 | |
![]() ![]() ![]() |
|
Камера Olympus µ 720 SW: фото 1 – ISO 64, штатив; фото 2 – ISO 64, съемка с рук; фото 3 – ISO 400, съемка с рук |
Итоги
Исходя из результатов теста, можно сделать следующие выводы:
- Применение систем стабилизации, использующих перемещение группы линз или матрицы, в компактных цифровых камерах вовсе не является маркетинговым трюком, такие аппаратные средства вполне эффективны. В частности, они позволяют получать более четкие кадры в условиях недостаточной освещенности по сравнению с подобными камерами без систем стабилизации, а также дают возможность использовать как минимум на две ступени меньшие выдержки при прочих равных условиях.
- Оптические системы стабилизации (сюда же следует отнести и Anti-Shake) позволяют более адекватно передавать поведение снимаемых объектов.
- Оптическая стабилизация не является спасением от любых вибраций – она компенсирует только дрожание рук. Поэтому если вы, к примеру, снимаете пейзаж из окна движущегося автомобиля или поезда, то эффективно нейтрализовать прочие движения камеры вам не удастся. Кроме того, следует помнить, что даже с включенной системой оптической стабилизации изображения при достаточно длинных выдержках (1/15–1/30 с) все подвижные объекты в кадре будут запечатлены на снимках размытыми (или, как говорят, со смазом).
- Улучшение четкости картинки путем повышения ISO также может быть вполне эффективным, если не забывать об упомянутом выше правиле «обратной пропорциональности» по отношению к значению диафрагмы.
- При включенной электронной стабилизации, как правило, нельзя в полной мере использовать художественные приемы съемки для передачи движения в кадре.
- При повышении ISO во многих камерах существенно возрастает уровень цифровых шумов, что значительно ухудшает картинку, поэтому данный способ улучшения четкости изображения желательно использовать, если снимок планируется печатать малым форматом либо же применять для рассылки по электронной почте или на Web-страницах.
- В некоторых аппаратах при увеличении ISO шум практически незаметен, однако в этом случае наблюдается активная работа алгоритмов шумоподавления. В результате мелкие детали почти полностью пропадают уже при ISO 800, а изображение утрачивает свою естественность, становясь «пластмассовым».
- Работа систем экспонометрии во многих устройствах оставляет желать лучшего – кадры зачастую существенно недоэкспонированы. Кроме того, параметры экспопары, отображаемые на экране во время съемки, в большинстве случаев не соответствуют таковым при просмотре EXIF-информации снимков.
Победители
Пришло время объявить победителей наших испытаний. В тесте камер с расширенным диапазоном ISO победитель определился без труда. Им стала модель Fujifilm FinePix F30 Zoom, демонстрирующая потрясающие результаты даже при значении светочувствительности сенсора, эквивалентном ISO 1600. Эта камера и была удостоена почетного знака «Выбор редакции». И хотя система шумоподавления существенно «замыливает» мелкие детали, в целом картинка выглядит гораздо лучше, чем при фотографировании другими аппаратами.
В классе компактных камер с оптической стабилизацией изображения сложилась несколько иная ситуация. Три модели – Canon Digital Ixus 800 IS, Panasonic DMC-TZ1 и Pentax Optio A10 – продемонстрировали почти одинаковые результаты по эффективности системы стабилизации (к сожалению, несколько хуже показала себя Nikon Coolpix P4). И хотя мы в первую очередь обращали внимание именно на эти характеристики, победителя пришлось выявлять с учетом нашей обычной методики. Знак «Выбор редакции» в данной категории получает Canon Digital IXUS 800.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: