Содержание
Acer GD245HQ
Большая диагональ, быстрая матрица, высокое разрешение
Узкий угол обзора по вертикали, излишнее усиление резкости по полю экрана
На сегодня это самый большой (и самый дорогой) 120-герцевый монитор с поддержкой NVIDIA 3D Vision и разрешения Full HD.
Вердикт
Хотя название статьи практически не содержит русских букв, понять его смысл несложно. 24-дюймовый монитор Acer GD245HQ является первым устройством на рынке Украины, совместимым с технологией стереоскопии NVIDIA 3D Vision с поддержкой разрешения 1920х1080, т.е. Full HD. Давайте взглянем, как покажет себя эта комбинация на практике.
Количество устройств, поддерживающих 3D Vision, стремительно растет – вслед за Голливудом, объявившим трехмерное изображение следующей «большой вещью» в кинематографии, производители компьютерных комплектующих представляют собственные новинки с гордыми буквами «3D» на коробке, а иногда – и в названии. Но так как численных мерил «3D-шности» пока что выработать не удалось (то ли дело – динамическая контрастность!), специалисты по маркетингу, представляя детища своих вендоров, продолжают соревноваться в традиционных критериях – например, размере диагонали и разрешении.
Меж тем, перед тем как начать радоваться факту появления на рынке «3D Full HD монитора», не худо бы хорошенько разобраться, что же представляет собой это самое «3D» и как на практике обычный пользователь может получить вожделенную глубину изображения в компьютерных играх – наиболее типичной задаче для 3D-отображения.
Прикладная стереоскопия
На самом деле, конечно же, «3D-мониторы» не являются устройствами, способными полноценно отображать истинно трехмерный контент. Многие полагают, что более корректно было бы называть их стереодисплеями, исходя из аналогии с моно- и стереофоническим воспроизведением звука. И действительно, аналогия эта вполне удачная. Ее можно было бы считать идеальной, если бы не одно существенное «но», рискующее поставить под удар всю маркетинговую красоту концепции «3D-мониторов».
Здесь просим особого внимания. Дело в том, что все мониторы с приставкой «3D», продаваемые в нашей стране, для отображения стереокартинки требуют дополнения их специальным комплектом 3D Vision GeForce Kit производства NVIDIA. В него входят очки с ЖК-затворами и ИК-передатчик для управления ими.
Только вот незадача – во-первых, этот набор не входит в комплект поставки ни одного «3D-монитора», и его требуется покупать отдельно (при том что найти его в продаже – задача пока что непростая). А во-вторых, стоимость этого набора зачастую сравнима с ценой самого дисплея и составляет, ни много ни мало, порядка $230 (в сторону: этот факт несколько проясняет, как NVIDIA вот уже который квартал умудряется оставаться с прибылью, хотя в области разработки GPU дела у нее по-прежнему далеки от «хорошо» и даже от «удовлетворительно»). Однако оба этих момента могут быть совершенно неочевидны для неискушенного покупателя, соблазнившегося обещанием «3D» на экране своего игрового ПК…
Где третье измерение у «3D-монитора»?
Вы все еще хотите 3D? Тогда разбираемся дальше. После осознания того факта, что именно 3D Vision GeForce Kit и является наиболее важной составляющей комплекта для стереоотображения, впору задать совершенно уместный вопрос: а что, собственно, такого требуется от монитора, чтобы он смог нормально работать с этими очками, а на его коробке и в рекламных материалах появилось заветное слово «3D»?
Ответ здесь очень прост: всего лишь поддерживать по входу кадровую частоту 100-120 Гц. Учитывая, что теоретически для нормального отображения 120 fps будет достаточно быстродействия даже 8-миллисекундной панели, с точки зрения ЖК-технологии проблем с этим не предвидится. Другое дело, что потребуется также более быстродействующая управляющая электроника дисплея, которая могла бы справиться с обработкой выросшего вдвое видеопотока. По сути именно этим производители пытаются оправдать более высокую цену таких дисплеев, хотя стоимость их электронных компонент по сравнению с ЖК-панелью обычно невелика.
Самое смешное, что в роли «3D-дисплея» вполне можно с успехом использовать… старый ЭЛТ-дисплей, поддерживающий 100-герцевую развертку! В отличие от цифровых ЖК-монитров, для которых штатной кадровой частотой является 60 либо 75 Гц, аналоговые ЭЛТ-устройства поддерживают refresh rate до 120 Гц и выше – в зависимости от разрешения. Если, конечно, таковые еще у кого-то остались…
В любом случае называть такие мониторы «3D-дисплеями» или «стереоскопическими» – строго говоря, неверно. Для большей корректности предлагаем ограничиться термином «120-герцевые» – хотя, без сомнения, здесь с нами крепко не согласятся специалисты маркетинговых отделов. Что ж, у каждого из нас свои задачи и пути их решения.
Full HD в 3D требует HDMI?
Однако вернемся к герою нашего повествования. Acer GD245HQ отличается не только рекордной диагональю среди 120-герцевых ЖК-дисплеев, но и поддержкой разрешения Full HD, т.е. 1920х1080 пикселов. Казалось бы, сейчас это уже нельзя считать веским аргументом – однако не будем забывать, что речь идет об удвоенной по сравнению с типичной кадровой частотой. А значит, количество передаваемой на дисплей информации также возрастает вдвое. Это приводит к тому, что пропускной способности интерфейса DVI (single link) становится недостаточно и для подключения GD245HQ к видеокарте требуется использование разъема и кабеля DVI Dual Link.
Второй, более предпочтительный вариант подключения – HDMI. Этот интерфейс обладает достаточным запасом пропускной способности, чтобы справиться с потоком около 8 Гбит/с (1920х1080х32х120). К его плюсам также относится поддержка дополнительных каналов передачи данных, таких как многоканальное аудио и функция talkback, а в последних ревизиях интерфейса – еще и Ethernet! К тому же интерфейсные разъемы и кабели для HDMI выглядят не в пример компактнее и эстетичнее, чем громоздкие DVI.
И все бы хорошо, если бы не тот факт, что данная конкретная модель монитора 3D-режим при подключении по HDMI не поддерживает, по оставшимся для нас загадкой причинам. Но это не должно касаться 3D-мониторов и 3D-TВ других производителей. Впрочем, в случае с 3D-ТВ других вариантов подключения обычно просто-напросто нет.
Технические характеристики
ЖК-панель | TN+Film |
Диагональ экрана | 24" |
Разрешение | 1920×1080 |
Заявленная максимальная яркость | 300 кд/м² |
Измеренный диапазон яркости | 45–240 кд/м² |
Измеренная контрастность | 760:1 |
Углы обзора (10:1) | 170°/160° |
Заявленное время реакции | 2 мс GtG |
Интерфейсы | DVI-I, HDMI, VGA |
Ориентировочная цена | $499 |
Предоставлен | представительством Acer в Украине, www.acer.ua |
Проверка «2D-совместимости»
Учитывая, что основное предназначение компьютерного дисплея – это все же отображение двумерной картинки, мы начали тест Acer GD245HQ со стандартной методики для ЖК-мониторов. Устройство базируется на быстродействующей панели типа TN+film, из недостатков которой наиболее заметен узкий угол обзора по вертикали. Инструментальные измерения показывают завышенную гамму, что выражается в более темных полутонах, чем требуется, а также избыток зеленой цветовой компоненты. Все это не располагает к работе и в то же время допустимо, хоть и с натяжкой, для развлекательных целей. Впрочем, график цветовой температуры по шкале серого довольно линеен.
Линейность цветовой температуры по шкале серого для всех режимов цветности
|
![]() |
Тональная кривая (User) | Относительный уровень цветовых компонентов (User) |
![]() |
![]() |
Гамма (User) | Цветовой охват (User) |
У монитора нет проблем с тестом градиента либо с детализацией в светлых и темных областях. Однако вокруг мелких элементов шрифтов на сером фоне хорошо заметны белые «ореолы» – артефакты, появляющиеся от избыточного усиления краевой резкости при обработке видеосигнала. Обычно этот недостаток «лечится» с помощью регулировки Sharpness, но в данном случае таковая не предусмотрена, а жаль.
В динамике к монитору сложно предъявить какие-либо претензии, что, впрочем, совершенно логично – ведь если бы ЖК-панель не успевала «прорисовывать» кадр до конца за отведенные 8 мс, в стереорежиме это приводило бы к размытию изображения (т.н. ghosting). А здесь с этим все в порядке.
И вот, наконец, 3D!
Точнее, стерео. Устанавливаем и настраиваем 3D Vision, запускаем новейшую игру Metro 2033 и… на несколько часов с головой погружаемся в игровую атмосферу. Что и говорить, впечатления – потрясающие. NVIDIA не преувеличивает, говоря о новом уровне реализма и погружения в игру – нет сомнений, что любителям развлечений технологии стереоскопии очень понравятся.
Однако по итогам есть у нас и несколько замечаний. Во-первых, как уже было отмечено, стоимость очков с ЖК-затворами на сегодняшний день высока и может снизиться только после запуска AMD конкурирующей технологии Open Stereo 3D. Во-вторых, физиологические побочные эффекты от их использования еще предстоит изучить, однако уже сейчас понятно, что о комфорте для зрения (и мозга) в данном случае речь идти может с большой натяжкой. И наконец, в-третьих – для рендеринга изображения в разрешении 1920х1080 с удвоенной кадровой частотой потребуется довольно производительная игровая система и особенно – графический акселератор, что также может сузить круг потенциальных пользователей.
В остальном же популяризацию (точнее, очередную реинкарнацию) идей стереоскопического воспроизведения можно лишь приветствовать, так как она знаменует собой пусть и циклическое, но все же движение вперед. Лишь бы не закончилось это все столь же бесславно, как и в прошлый раз. Чтобы убедиться в бренности множества интересных и казавшихся перспективными технологий, достаточно перелистать подшивку «Компьютерного Обозрения» за прошлые годы. В частности, почти десять лет главный анонс на обложке нашего еженедельника (№35 (304) от 12-18 сентября 2001 г.) звучал так: «3D-мониторы: изображение становится объемным. От идеи до воплощения». Как видим, вполне актуально и для дня сегодняшнего.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: