
В декабре украинская компания Terminal Autonomy, ранее известная как One Way Aerospace, сообщила о закупке у нее силами обороны Украины ударных беспилотников AQ 400 Scythe. Компания заявляет о мощностях для производства 100 Scythe в месяц и планах их увеличения до 500 единиц. При закупках Минобороны и/или волонтерами такого количества они могут стать существенным фактором в войне. Разбираемся на что способны AQ 400 Scythe и можно ли их сравнивать с «Шахедами».
Конструкция и характеристики AQ 400 Scythe
О Scythe не так много информации в Интернете. Даже «Википедия» встречает почти пустой страницей только на украинском языке. Сайт Terminal Autonomy содержит ограниченные данные. Сама же компания скромно и технично называет AQ 400 Scythe экономически эффективной системой доставки полезной нагрузки на расстояние до 750 км.
Заявлено, что беспилотник разработан для быстрого и массового производства. Что ж, темп 100 в месяц уже оправдывает такое утверждение. Употребление слов «одноразовое использование» подсказывает, какой именно способ «доставка груза» подразумевается – БПЛА явно рассчитан быть камикадзе.
Корпус беспилотника сделан из фанеры, что должно облегчить конструкцию. Его вид напоминает крылатую ракету: БПЛА имеет две пары крыльев и хвост, оснащенные рулевым механизмом. AQ 400 Scythe может использоваться «роем», с одной управляемой машиной и несколькими ведомыми.
Scythe имеет колесное шасси и нуждается в небольшой взлетной полосе для старта. Другой вариант запуска, который можно видеть на фото – специальная платформа. Компания заявляет о стратегических возможностях использования Scythe, объединяющих большую массу полезной нагрузки, значительное расстояние и достаточную скорость беспилотников. Вот их основные характеристики:
Боевая часть | 43 кг |
Дальность | 750 км |
Время до цели | 6,5 ч |
Вес | 100 кг |
Размах крыльев | 2,3 м |
Крейсерская скорость | 144 км/ч |
Максимальная скорость | 200 км/ч |
Стоимость | от $25 999 |
В других источниках есть некоторые разногласия по характеристикам: например, сообщается о полезном грузе до 32 кг. Следует понимать, что БПЛА относительно новые, их конструкция может изменяться и получать отзывы для усовершенствования во время боевого использования.






Компания не раскрывает большинство технических подробностей, а также системы, которыми оснащен AQ 400 Scythe. Успешность использования БПЛА в значительной степени определяется существующими системами управления и наведения, информация о которых скрыта.
Станет ли AQ 400 Scythe аналогом Shahed?
По своим характеристикам «Коса» находится между Shahed 131 и Shahed 136. Но «Шахеды» делают ставку прежде всего на дальность, у них другое соотношение дальности полета и полезной нагрузки.
Ближайший к Scythe – Shahed 131. Он способен нести нагрузку ориентировочно 15 кг на расстояние до 900 км. При немного меньшем размахе крыльев (2,2 м) «Шахед» весит на 35 кг больше.
Shahed 136 – вдвое более тяжелый беспилотный самолет, его вес достигает 200 кг. БПЛА длиной 3,5 м имеет размах крыльев 2,5 м. Заряд до 50 кг он несет на огромное расстояние – до 2500 км. Однако стоит считать эти данные оценочными, они могут преувеличиваться иранским производителем. По скорости обе модели сравнимы с AQ 400 Scythe – они развивают до 200 км/ч.
Блок управления полетом Shahed-131 способен соединяться со спутниками Iridium, что позволяет изменять траекторию во время полета. Контроллер полета имеет резервную инерциальную навигационную систему на основе гироскопа MEMS. Он получает данные от коммерческого GPS-устройства. Также могут использоваться другие системы управления и наведения. Аналогичных данных о Scythe нет.
История проекта AQ 400 Scythe и компании
Известно, что AQ 400 Scythe представлен весной 2023 года. Возможности БПЛА показали представителям Минобороны Украины и неназванной европейской страны НАТО.
One Way Aerospace была основана на рубеже 2022-2023 годов двумя ветеранами британской и австралийской армии, а также украинским инженером. Среди соучредителей называют Джеймса Эрла, CEO компании является Франсиско Серра-Мартинс, техническим директором Роман Антонов. Поэтому в определенной степени Terminal Autonomy можно считать международной. В LinkedIn указан адрес компании в Калифорнии, на официальном сайте – киевский.
Некоторые детали и конструктивные узлы БПЛА поступают из-за границы, но Terminal Autonomy стремится как можно больше локализовать производство в Украине.
Кроме Scythe компания предлагает намного более легкий БПЛА сходной конструкции AQ 100 Bayonet (10 кг, 150 км).
Также в ассортименте есть FPV-дрон AQV Scalpel, способный поражать цели во время контакта или сбрасывать на нее боеприпасы.
AQ 400 Scythe имеет сопоставимые характеристики с «Шахедами» и в значительной мере локализованное производство, уже достигшее сотни в месяц, которое может быть масштабировано в пять раз. БПЛА способен выполнять схожие индивидуальные или групповые задачи, при оснащении соответствующими системами управления и наведения.
Источники: Вікіпедія, Defense News, Defense Express и другие
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: