Обзоры Технологии 23.06.2015 в 17:00 comment

Электровелосипед: пан или пропал?

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/07/Roman-Melnychenko-96x96.jpg

Роман Мельниченко

Автор статей, тест-драйвов и обзоров

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На улице – лето, на теле – футболка, на ногах – сандалии. Кажется, сейчас идеальным транспортом будет мотоцикл или скутер. Но можно ли найти альтернативу без требования «прав» и топлива, с меньшей ценой и «чистой» ездой? Глянем на электрические велосипеды.

Электровелосипед – это велосипед, который оснащен электромотором и аккумулятором. Как правило, они могут проезжать 20-50 км на электротяге и стоят меньше или сравнимо с самыми дешевыми скутерами. Добавьте к этому отсутствие затрат на топливо (лишь пару гривен на электричество), возможность езды в парках (как на обычном велосипеде), эксплуатация без «прав» (сегодня даже для 50-кубового скутера нужны водительские права), компактные размеры (помещается в лифт и тамбур между квартирами). Идеальный летний транспорт? Мы это проверили на двух диаметрально разных моделях…

Optima City 250 Вт

Заводской электровелосипед, 2 режима работы электропривода, 7 передач, относительно невысокая цена, передняя амортизирующая вилка – это действительно оптимальный велосипед? Не совсем…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сможет ли электрический велосипед стать идеальным летним транспортом, «задвинув» автомобиль сугубо в осенне-зимний сезон? Сейчас проверим!

Главная проблема – в конструкции велосипеда: заднее расположение АКБ, электромотор в заднем колесе, традиционная и смещенная назад посадка человека. Все это уж слишком сильно нагружает заднее колесо, которое еще и лишено амортизатора. В итоге быстро ехать на велосипеде неприятно и тряско. Да и не выйдет толком – электродвигатель слаб (максимальная скорость около 20-25 км/ч) и ему не слишком помогает даже встроенный планетарный редуктор.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Вся суть электровелосипеда Optima City: АКБ, проводка, электромотор. И вся его проблема – ну уж слишком большая нагрузка на заднее колесо. Обратите внимание на ключи: позиция блокировки АКБ, позиция «зажигания» – прям как в автомобиле или скутере.

Project Manager.
Онлайн-курс Project Manager. З нуля за 3,5 місяці до нової позиції Без знання коду, англійської та стресу.
Зарееструватися

К примеру, подъем улицы Елены Телиги велосипед на электротяге проехал ровно до половины (до синей АЗС), а вторую часть подъема пришлось крутить педали. Благо, здесь есть режим «Pedal Assistance» когда электродвигатель работает в режиме помощи при вращении педалей человеком. Так и различные подъемы даются легче, и заряда АКБ хватит на дольше. Ведь в полностью электрическом режиме Optima City проезжал в реальных условиях лишь 15-20 км (разгоны и торможения, много подъемов, разный ветер); в идеальных – способен километров на 25-30 (равнина, невысокая скорость, слабый ветер или его отсутствие).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Optima City предлагает 2 режима езды в электрическом режиме: кнопка P/A служит переключателем между «Pedal Assistance» (электромотор эпизодически помогает крутить педали) или полностью электрическим режимом езды; кнопка «Mode» регулирует уровень помощи при вращении педалей; шкала «LH» показывает «запас топлива» в АКБ.

Электровелосипед Optima City 250 Вт вряд ли можно назвать «оптимальным» вариантом замены скутера и реальным транспортом для ежедневного использования в крупном городе и/или при больших пробегах. В тоже время, Optima City – это вариант для небольших городков и сел, где не нужна высокая скорость и длительная дистанция пробега, а также для прокатных станций, расположенных в парках (Пирогово), у замков (Каменец-Подольский), в центральной части города (Львов).

И был я слегка расстроен, пока не сел на…

Ardis Kaliber 1 000 Вт

Горки в Парке Дружбы Народов? Да не вопрос! Вверх по Елены Телиги? Да с ускорением!

Project Manager.
Онлайн-курс Project Manager. З нуля за 3,5 місяці до нової позиції Без знання коду, англійської та стресу.
Зарееструватися

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ardis Kaliber выглядит более подтянутым и спортивным: велосипед предлагает посадку человека с наклоном вперед; здесь более толстые шины, дисковые тормоза. Более динамичным и собранным он оказался и в езде.

Этот самодельный электровелосипед построен на базе традиционного Ardis Kaliber, но имеет мотор-колесо на 1 000 Вт и контроллер на 800 Вт – т.е. он еще ехал не на максимуме, и при «тюнинге» способен даже на большее.

Но все равно его динамика, мощность, скорость впечатляла. При старте со светофора первые 50-100 метров электровелосипед уезжал едва ли не быстрее обычных автомобилей. Максимальная скорость на электротяге может достигать около 50 км/ч, что сопоставимо с дешевыми 50-кубовыми скутерами.

фото 5

Максимальная скорость, до которой удалось разогнаться исключительно на электротяге – 44 км/ч (без спусков и подъемов, полный заряд АКБ, нагрузка 75-80 кг); а ведь будь дорожка длиннее, то, пожалуй, можно было дотянуть и до 50 км/ч – чувствовалось, что запаса у двигателя еще был.

Быстрый разряд АКБ из-за высокой мощности? Нет такого – достаточно поставить 48-вольтную батарею, сравнимую по размерам с 36-вольтным аккумулятором Optima City, и пробег мощного Ardis был уж точно не меньше. Даже если постоянно крутит электровелосипед Ardis Kaliber 1 000 Вт почти «на полную» да ездить по горкам на электротяге, все равно можно легко проехать 25-30 км. При здравом использовании запаса электрики можно вполне рассчитывать уже на 40 км; а при экономичном стиле езды может выйдет и больше.

Однако в случае с Ardis Kaliber 1 000 Вт важен не только мотор и АКБ, но и общая конструкция. Во-первых, здесь посадка такова, что человек больше наклонен вперед. Во-вторых, аккумулятор и блок управления установлены не на задней оси, а в пределах рамы, по центру велосипеда.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В случае с Ardis Kaliber аккумулятор и контроллер управления электрической системой велосипеда были установлены по центру рамы – это благотворно сказалось на развесовке данной модели.

В результате Ardis Kaliber 1 000 Вт лучше сбалансирован, что одновременно прибавляет комфорта и стабильности при езде. На общий положительный имидж работают даже мелочи: более удобная ручка «газа»; аккуратный «Power-метр», мощные дисковые тормоза; багажник сзади свободен.

Да и в целом – Ardis Kaliber 1 000 Вт уже вполне претендует на то, чтобы стать транспортом на каждый день, заменить скутер летом даже в крупном городе, где нужны длинные поездки и высокая скорость. Кроме того, он занимает «фан-нишу», когда на таком велосипеде можно отправится в «сложные» прогулки по парку-лесу (где есть подъемы, спуски, триал-трассы). Вот это отличный баланс и мощности, и скорости, и запаса хода, и стабильной езды. Однако цена мощного электровелосипеда уже сравнима с дешевыми 50-кубовыми скутерами.

Электровелосипед против конкурентов

Так какой велосипед лучше? А может общественный транспорт? И что, если добавить в сравнение автомобиль? Давайте сравним разные виды транспорта на примере поездки на работу по длинному маршруту (22 км) с разными условиями движения (есть скоростной участок, затяжной подъем, дворовые проезды на невысокой скорости).

ТАБЛИЦА

Транспорт Optima City 250 Вт Ardis Kaliber 1 000 Вт Общественный транспорт Автомобиль
Время в пути 1 час 30 минут 1 час 1 час 30 минут 40 минут
Расход «топлива» за 22 км пробега АКБ 36В 10 Ач – почти все – 360 Вт АКБ 48В 10 Ач – около 3/4 – около 360 Вт Не учитывается 7-7,5 л/100 км – около 1,6 л
Затраты на поездку 63 коп за 1 кВт – 23 коп. 63 коп за 1 кВт – 23 коп. 7 грн. (автобус + метро) 32-33 грн
Выгода эл.-велосипеда

К авто – 32 грн.

Общ. тр. – 6,75 грн.

Цена эл.-велосипеда 12 300 грн 17 500 грн.
Окупаемость (2 поездки в день по 22 км)

К авто – 192 дня

К общ. тр. – 911 дней

К авто – 273 дня

К общ. тр. – 1296 дней

А теперь несколько комментариев к таблице:

  1. Как видите, более слабый велосипед Optima City 250 Вт сравним по скорости с общественным транспортом, в то время, как мощный электровелосипед Ardis Kaliber оказывает заметно быстрее. Причем он тратит не намного больше энергии, т.к. достаточно один раз разогнаться до высокой скорости и затем можно дольше ехать накатом, вообще не расходуя электроэнергию.
  2. В сравнении с обычным велосипедом, оба электрических выигрывают хотя бы в том, что добираешься на работу свежим и без усталости, при этом с аналогичной, если не большей, скоростью. В сравнении с недорогим 50-кубовым скутером, мощный Ardis Kaliber ездит лишь чуть медленнее, но заметно проще (не надо «прав», можно поставить в кабинете) и экономичнее в эксплуатации (для скутера – средний расход топлива 2,5л/100 км; около 0,55 л топлива за 22 км пробега; около 11-12 грн за одну поездку).
  3. Ввиду меньшей цены, электровелосипед Optima City окупается заметно быстрее, чем более дорогой Ardis Kaliber. Снова подтверждается прошлый вывод: Optima City – отлично подходит для небольших городков и сел; там, где не нужны длительные поездки и высокая скорость; для пунктов проката велосипедов; более мощный Ardis Kaliber – реальная альтернатива скутеру; высокая скорость и большая дальность пробега; интересный «фан-велосипед».

Конечно, осталось еще масса вопросов к велосипедам. К примеру, защита от угона. Так, каждый электровелосипед имеет съемную АКБ с возможностью ее блокировки и ключами «зажигания». Но эти ключи лишь прерывают электрическую цепь, однако не блокируют педальный привод – можно уехать как на велосипеде.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Съемная АКБ устанавливается в нишу и блокируется поворотом ключа. Средний срок службы АКБ – до 5 лет, причем желательно раз в 2 года проводить процедуру калибровки ячеек аккумулятора для восстановления максимальной емкости.

Безусловно, можно поставить и мотосигнализацию, но ее просто некуда спрятать, проводку можно легко перекусить. Выход лишь один: прочная и толстая цепь или трос с замком.

Также важен вопрос места установки электродвигателя, ведь существует масса электровелосипедов с передним мотор-колесом, а у нас на тесте были только заднеприводные модели: какой привод лучше? И на что еще обратить внимание при выборе электровелосипеда – вольтаж системы, мощность мотора, тип АКБ?

Если всерьез заинтересовались темой электровелосипедов, то ответы на все основные вопросы вы сможете найти в соответствующем гиде покупателя на Hotline.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: