Статьи
Made in Ukraine: Как делают бронеавтомобили
216

Made in Ukraine: Как делают бронеавтомобили

Made in Ukraine: Как делают бронеавтомобили

Этим материалом я бы хотел начать новый тип статей – рассказы о жизни компаний, создающих в Украине интересные и необычные продукты, связанные с миром автомобилей. Первый материал, который диктует нынешняя ситуация в Украине, посвящен производству бронированных автомобилей. А потому мой путь лежит в цеха НПО «Практика».

Я еду по трассе на выезд из Киева, буквально на городскую черту столицы, затем сворачиваю на небольшую улицу с милым названием Малинская, где подчас виднеются частные дома с садами-огородами. Спокойная и размеренная жизнь. Но еще пару минут в пути – и я оказываюсь у высокого забора, скрывающего за собой парочку немалых производственных цехов с военной техникой. На проходной дежурит солдат с автоматом (говорят, «выписан» с МО). Но спустя несколько звонков (конечно, предварительно согласованных) я оказываюсь на территории НПО «Практика». Где первым на глаза попадает бронеавтомобиль «КОЗАК».

Что такое бронеавтомобиль «КОЗАК»?

Сегодня «КОЗАК», а если быть точным, то «КОЗАК-2», является основным продуктом «Практики». И породила его современная война: хитрая и скрытная, без явного разделения территории «свой/чужой», с минными полями даже в тылу.

Бронеавтомобиль «КОЗАК» представляет собой, как принято говорить, «модульную конструкцию». Базовая комплектация неизменна: рамное шасси, дизельный мотор, полный привод, V-образное днище (для рассеивания взрывной волны при подрыве мины снизу). Однако ряд элементов комплектуется по желанию заказчика: фильтровентиляционная установка, камера переднего обзора и/или прибор ночного виденья, поворотный круг-турель с ручным или электрическим приводом… От финального исполнения зависит и цена.

В итоге любое перемещение людей, даже в 20-30-километровой зоне от линии огня таит в себе опасность. Обычные грузовики или внедорожники не подходят – слишком сложно их бронировать, да и не получить там хорошей защиты (к примеру, вспомним V-образное днище). Гонять БТР и, тем более, танк – дорого и не целесообразно: они должны ездить на первой линии огня. Подобный подход привел к созданию автомобилей типа MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), прообразы которых можно отыскать еще в 1970-х годах. Однако по-настоящему MRAP-автомобили стали популярны с начала 2000-х годов – когда в мире становилось все больше мелких, скрытных, «гибридных» боевых действий. Если добавить подобному бронированному автомобилю боевой модуль, то выходит эффективное средство для передвижения и боевых действий, относительно недорогое в покупке и эксплуатации в сравнении с БТР или танком. Именно к классу MRAP-автомобилей и относится украинский броневик «КОЗАК-2».

Однако если есть «КОЗАК-2» – то должна быть и первая версия, верно? Да, первый «КОЗАК» был построен на шасси Iveco Daily еще в 2009 году, по техзаданию Министерства Обороны, демонстрировался на параде в честь Дня Независимости, и был во всем более слабой версией в сравнении с «КОЗАК-2»: ниже класс бронирования (Класс 1 по STANAG 4569, стандарт NATO); 4-цилидровый турбодизель (170 л.с. и 400 Нм); грузоподъемность до 1 000 кг; полный вес 5 500 кг. Автомобиль появился в качестве факультативного развития класса бронированных инкассаторских автомобилей. Его последователь – «КОЗАК-2» – появился на стыке 2014-2015 годов: в нем учли все проблемы и недостатки первого «КОЗАК-а»; добавили опыт, полученный во время работы в зоне АТО в 2014 году. Так, «КОЗАК-2» построен уже на шасси компактного полно-приводного грузовика Iveco EuroCargo с 6-цилиндровым 5,9-литровым мотором (279 л.с. и 950 Нм); у него мощнее броня (Класс 2 по STANAG 4569, стандарт NATO); а большая грузоподъемность и другая внутренняя компоновка позволяет перевозить до 10 человек! Наконец, существует и «КОЗАК-3», представляющий, в свою очередь, уменьшенную вариацию «КОЗАК-1»: компактный легкобронированный автомобиль, построенный на базе внедорожника Land Rover Defender. В зависимости от конфигурации и оснащения, он может быть командно-штабным, транспортным, разведывательным, связным, патрульным, санитарным автомобилем.

Первая фотография, передний план – это «КОЗАК-1». Однако сегодня основной автомобиль НПО «Практика» – это «КОЗАК-2» в двух версиях по длине (базовый 7,05 м и короткий 6,6 м; вторая и третья фотография). Существует и компактный «КОЗАК-3» на базе внедорожника (четвертое фото). Кроме того, «Практика» делает броне-капсулы для грузовиков, которые перевозят личный состав; ремонтирует бронеавтомобили, поврежденные в зоне АТО.

И как делают «КОЗАК»?

Технология проста и сложна одновременно. Так, шасси «КОЗАК-2», как указано выше, берется от грузовика Iveco EuroCargo: полный привод, достаточный запас мощности и прочности. На него устанавливается корпус из броне-стали. Внутри – сиденья для экипажа; сверху – поворотное кольцо-турель. Кажется все просто…

Но секретов и нюансов масса. К примеру, лучше всего использовать финскую сталь MIILUX: высокое качество, адекватная цена, простота в заказе и логистике. Стали THYSSENKUPP SECURE и ARMOX хороши, но их подводят сложности в организации работы: к примеру, заказ на сталь подается один раз в начале года и может выполняться 6 месяцев. Напротив, использовать украинские стали выгодно по цене, но их качество не слишком высоко и для обеспечения должной защиты приходиться устанавливать слишком толстые листы (в 2 раза толще относительно MIILUX и ARMOX), что утяжеляет автомобиль.

Бронированные стекла – собственного производства НПО «Практика». Берем 7-мь слоев стекла, между ними устанавливаем листы специальной соединяющей пленки, добавляем нити электрического подогрева. Затем этот «сэндвич» запекаем в специально печи, где даже можно задать определенную кривизну (для лобового стекла). Кстати, стекла – это едва ли не «расходный материал» в бронированных автомобилях: из-за наших разбитых дорог и постоянной тряски стекла начинают расслаиваться и их приходится менять примерно каждые 3 года.

Сиденья для экипажа тоже непростые. Фактически они не стоят на полу, а висят на верхних креплениях пространственной рамы, которая устанавливается внутрь жилого модуля – это еще один уровень защиты при подрыве взрывчатки под днищем автомобилем.

Производство бронеавтомобиля «КОЗАК-2» в одном фото: на переднем плане – кузов из бронестали; на заднем – грузовик Iveco EuroCargo, от которого берут шасси. Обратите внимание на двери: изначально их делают из обычной стали, а уж затем изнутри обшивают броней с учетом всех изгибов замков. Многослойные стекла с подогревом – собственного производства НПО «Практика». На стали MIILUX маркировка PRKT.UA, чего удостоены только спецклиенты. Сиденья подвешены на пространственной раме, которая устанавливается внутрь бронеавтомобиля. Срок производства «КОЗАК-2» составляет около 1 месяца от момента прихода из Италии базового шасси (которое делается на заказ в специальной комплектации); VIN-номер у НПО «Практика» собственный.

Еще секрет: основной корпус и моторный отсек разделены между собой – в случае подрыва переднего колеса так меньше передача взрывной волны внутрь бронеавтомобиля. Да и колеса с изюминкой: в них установлены пластиковые вставки «Run-Flat», позволяющие продолжать движение даже при повреждении шины. И это при полном весе до 15 000 кг!

Легковые VIP-бронеавтомобили: завод против фирмы

С таким количеством военной бронетехники НПО «Практика» сейчас не производит легковые автомобили, последний легковой бронированный VIP-автомобиль сделали в 2014-м году. Хотя если будут заказы – почему нет?

Процесс бронирования легкового автомобиля не слишком уж отличается от производства автомобиля-инкассатора: нужно вычистить салон; установить бронелисты; а затем собрать салон обратно. Но, снова-таки, нюансов – тьма! Так, автомобили-инкассаторы строят на базе микроавтобусов, у которых грузоподъемность составляет около 1 000 кг, чего достаточно для установки брони (около 500-600 кг) и перевозки 3-х людей. Легковые автомобили и внедорожники имеют грузоподъемность около 500 кг, которую «съедает» броня. Значит, нужно усиливать подвеску; попутно нужно усиливать и тормоза, которые, в противном случае, будут трудиться на пределе. Плюс крайне желательно для бронирования выбирать мощные версии автомобиля, иначе модель с базовым слабым двигателем будет очень медлительной и придется тюнинговать мотор для увеличения его мощности. Еще одна сложность – передние стойки лобового стекла сложной формы, под которые очень тяжело выгнуть заготовку из бронестали. В этом плане внедорожники с простыми формами выглядят более предпочтительно. Наконец, третья особенность VIP-автомобилей – дополнительное оснащение. Здесь все выполняется по желанию заказчика: можно перетянуть салон другой кожей; можно поставить опускающиеся на 10-15 см стекла (хотя это неправильно с точки зрения безопасности); можно установить систему пожаротушения, проблесковые маячки, «Run-Flat»-вставки в шины (а вот это уже правильно). В итоге эти нюансы сказываются на сроке изготовления бронированного автомобиля: только обсуждение концепции и подбор комплектующих занимает несколько недель; а производство потребует уже нескольких месяцев. Что касается цены, то здесь действует стандартное правило: «бронирование под ключ обходится примерно в еще одну цену автомобиля»; но бывает и дороже – если много изменений в салоне.

Лучший вариант бронирования – крупный внедорожник: проще формы для панелей брони; есть запас места в салоне для обустройства «мобильного офиса»; больше выбор компонентов для усиленной подвески. Особое внимание уделяется месту соединения двери и дверного проема – там детали должны перекрывать друг друга внахлест. Бронированное стекло очень тяжелое и стеклоподъемнику приходится нелегко. Радикальное решение вопроса – установка гидравлических стеклоподъемников, но к этому прибегают крайне редко.

Так может выбрать автомобиль, бронированный с завода? Сегодня существует множество серийных бронированных автомобилей известных марок: Audi, BMW, Mercedes-Benz. Причем некоторые из них продаются и в Украине. К примеру, BMW X5 с уровнем защиты VR4 или VR6 (BRV 2009) может выдержать выстрелы из пистолета (VR4) и даже автомата АК-47 (VR6). Плюс предлагается защита днища (может выдержать подрыв ручной гранаты), шины Run Flat, бензобак с самозатягивающимся покрытием (т.н. «протектированный бак»). Цена подобного автомобиля стартует примерно с 200 тыс. евро, но все обсуждается индивидуально и итоговый прайс будет зависит от набора опций. Кстати, компания BMW предлагает и другие бронированные автомобили, но именно сейчас, летом 2016-го, происходит смена их поколений. Бронированной BMW 7-серии еще нет, она появится совсем скоро, ориентировочно – в конце лета или начале осени. А бронированная BMW 5-серии, наоборот, «сошла со сцены» – ждем новое поколение 5-ки осенью, после чего на ее базе и будет создан бронеавтомобиль.

Компания Mercedes-Benz предлагает в Украине бронированный S-класс, причем исключительно с уровнем защиты VR6 (BRV 2009). Из интересных особенностей следует отметить днище с защитой от взрывчатки, систему пожаротушения, гидравлические стеклоподъемники. Цена автомобиля составляет около 600 тыс. евро, но, как и в случае с BMW, все просчитывается индивидуально. Срок изготовления автомобиля составляет 9-12 месяцев. Кстати, Mercedes-Benz предлагает бронированные внедорожники GL и GLS (уровень защиты VR4 по BRV 2009); парочка уже проданы в Украине. Но основную ставку Mercedes делает на VR6-бронированном S-классе: если уж защищаться – то по максимуму.

Два самых реальных заводских бронеавтомобиля для Украины – это BMW X5, Mercedes S-класса. В конце 2015 года компания Audi также заявила свой бронированный седан – A8 L Security с уровнем защиты VR 9, который сегодня является одним из наивысших для «гражданских» авто. Ждем в Украине?

Кстати, во всех трех случаях заводские бронированные автомобили избавлены от того недостатка, о котором говорили представители «НПО Практика»: все автомобили доступны с наиболее мощными моторами из модельной гаммы и с соответствующими усиленными тормозами. Однако минус заводских бронированных автомобилей – в их соотношении прайса и уровне защиты: за цену заводского бронирования среднего уровня сторонний производитель может дать бронирование максимального уровня. К примеру, НПО «Практика» бронирует легковые автомобили по уровню ПЗСА-4, что примерно отвечает уровню B6+ по европейской классификации: защита от пистолетов ТТ и ПМ, защита от автомата Калашникова и снайперской винтовки СВД. Это – оптимальный класс защиты. Бронировать по классу ниже – смысла нет: на цену практически не влияет, а защиты от автомата нет. Бронировать по классу выше? Не факт, что пригодится: если человека нужно убрать, то это можно сделать и вне автомобиля. Хотя подобные заказы были: бронировали внедорожник по максимуму, толщина стали достигала 12 мм, общий вес брони составил около 2 000 кг. В плюсах у «бронировки на стороне» – возможность забронировать любой автомобиль, который уже есть в наличии, плюс возможность улучшить оснащение и обивку салон… Словом, клиенты найдутся для разных вариантов.

Не только броневики, но и…

История НПО «Практика» насчитывает уже почти четверть века – компания появилась в 1993 году. Все началось с производства защитного банковского оборудования: «лихие девяностые» требовали бронированных стекол и дверей, надежных сейфов, защиту для пунктов обмена валют. В 1998-м Практика логично расширила свое предложение – появились первые бронированные инкассаторские автомобили, за которые последовали и легковые бронированные VIP-автомобили. В 2003-2005 годах открылись новые направления: производство защитного противопожарного оборудования (огнеупорные двери, ворота, стекла); работа на ЧАЕС дала толчок к развитию защитных конструкция для атомных станций. Наконец, НПО «Практика» сегодня занимается и производством автомобилей скорой помощи и транспорта специально назначения (например, автомобили для перевозки задержанных).

Одно из ответвлений Практики – производство автомобилей скорой помощи. Несмотря на кажущуюся огромную разницу (где броневик, и где скорая помощь), для компании здесь все просто: речь идет о встраивании в пустой кузов микроавтобуса специальной капсулы – помог опыт создания инкассаторских автомобилей. Только вместо брони теперь эта капсула состоит из медицинского оборудования. На этот раз украинских комплектующих довольно много – например, сидения врачей или пластиковые панели, изготавливаемые непосредственно «Практикой».

Сейчас в распоряжении НПО «Практика»: собственный завод по производству бронетехники и автомобилей специального назначения; конструкторское и технологическое бюро, лаборатория для проведения испытаний. Компания работает с заказчиками из ОАЕ, Пакистана, Нигерии, Грузии, Казахстана и других стран.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: