Обзоры
Nier: постпостапокалипсис

Nier: постпостапокалипсис


Начинается все, конечно, плохо. Камера скользит по заснеженным серым многоэтажкам, мертвые улицы подсказывают, что на дворе апокалипсис, а пара беженцев – папа и дочка – сталкиваются с силами зла.

Nier: постпостапокалипсис

Паспорт

Платформы X360 / PS3

Жанр аction / RPG

Разработчик Cavia

Издатель Square Enix

Сайт www.niergame.com

Возраст 18+

О разработчике

Cavia Японская студия, которая чаще делает проекты по чужим лицензиям, чем что-то свое. Два года назад выпустила интересный музыкальный синтезатор Korg для DS. Те, у кого была PS2, возможно, помнят компанию по недооцененным Drakengard.

Игры Bullet Witch, Resident Evil: The Umbrella Chronicles, серия Drakengard

Сайт www.cavia.com

Оценка

Идея Сделать недорого, но круто

Графика В стиле ретро

Звук Эти голоса и эту музыку хочется слушать и вне игры

Игра Ведьмак по-японски

Итог 4/5

Час презрения

Никто ничего не объясняет, но люди корчат страшные рожи. Папа метелит врагов палкой и магией, а все происходящее твердо отказывается связываться в нечто цельное. Первые пятнадцать минут игры сбивают с толку, она напоминает невразумительный гибрид мрачной драмы и слешера – будто по сюжету «Дороги МакКартни» сделали еще один Devil May Cry. Любопытно, что дальше становится только хуже.

Причудливо изогнувшись, сюжет Nier демонстрирует строку «прошло 1300 лет» и превращается в фэнтезийную RPG. Палку заменяют мечом, а заснеженный город – глухой деревней. Руки тянутся протереть глаза, а потом и к календарю – убедиться, что на дворе действительно 2010-й.

Так вот, о Nier будет сказано еще достаточно, но прежде стоит заметить одну немаловажную штуку: игра выглядит так, будто ее делали для второй PlayStation. Даже наиграв два десятка часов, я все равно удивлялся пустым коридорам, блеклой гамме цветов и текстурам времен палеолита.

Все враги, за исключением боссов, нарисованы без малейшего проблеска фантазии. Но особенно достает неприятный HDR. Nier засвечивает пространство, когда вы выходите на свежий воздух, и затеняет в тоннелях – но это приводит лишь к тому, что картинка меняется от светло-серой к темно-серой. Даже престарелый Shadow of Colossus выглядит лучше.

Итак, по меркам 2010-го это далеко не самый красивый проект на планете. Любопытно, что недавно та же Square Enix выпустила Final Fantasy XIII, и две эти RPG неожиданно складываются в инь и ян. Final Fantasy эстетична, но не изобретательна, Nier удивляет фантазией, но выглядит как окаменелость. А теперь по порядку.

Крещение огнем

Nier: постпостапокалипсис
Семейная фотография
Nier: постпостапокалипсис
Силы явно неравны. Куда этому
увальню против голых ягодиц?
Nier: постпостапокалипсис
Графический стиль игры любопытен – смесь традиционно сказочного с абстрактным техническим
Nier: постпостапокалипсис
За спиной у торговца гигантский тесак, но его можно будет взять в руки только во второй половине игры
Nier: постпостапокалипсис
Враги пытаются поджечь родную
хату. Центральный кризис Nier
Nier: постпостапокалипсис
Драка с богом тентаклей

После короткого пролога следует знакомство с героями. Мы узнаем, что конец света действительно произошел и что он отбросил общество на уровень первобытных общин. Сложные технологии забыты, а поредевшее человечество живет маленькими поселениями и натуральным хозяйством. Еще больше усложняют ситуацию постоянные атаки Теней – странных неразумных существ, состоящих будто бы из солнечных бликов и пыли.

Заодно нам представят главного героя – некоего Папу, имя которому мы вольны придумать самостоятельно. Седого мечника, который живет в одном из таких постпос­т­апокалиптических сел. Он подрабатывает то пастухом, то курьером, а в свободное время ухаживает за больной дочерью. Ситуация тяжелая – девочка на пороге смерти, но тем не менее вскоре убегает исследовать старую башню рядом с деревней. Разумеется, она тут же теряется, Папа организовывает спасательную экспедицию и в ходе нее обнаруживает говорящую книгу – старый черный том с серебряной инкрустацией и вредным характером.

Фолиант представляется как Гримуар Вайс и сходу предлагает свои услуги – с его помощью герой сможет колдовать прямо в бою. Но, что важнее, Вайс дает надежду на спасение дочки – оказывается, если Папа соберет все заклинания (которые прячутся в самых больших и сильных Тенях), то болезнь удастся излечить.

Nier отправляет игрока на эпический квест, а заодно подсаживает на эмоциональный крючок. Тут просят спасти не мир, а одну маленькую девочку. История Папы персональна и цепляет «семейные» чувства. Но знакомиться с ней интересно не только поэтому.

Дело в том, что Nier изобретательно написана. Те, кто помнят ехидный сценарий Planescape Torment, наверняка оценят брюзжание Вайса. Он комментирует каждое действие игрока, скандалит со второстепенными персонажами и даже издевается над шаблонами жанра. Например, когда герой берется за мелкие почтовые задания, Вайс не преминет заявить, что «люди еще не придумали работы ниже Папиного достоинства». А когда в кадре появится еще один персонаж – девушка-воин, одетая, как заведено у японских дизайнеров, в боевой пенюар, – Вайс пройдется и по этому канону, оценив удароустойчивые качества трусиков.

Как и большинство действующих лиц, озвучен он великолепно. К концу игры к гримуару привязываешься, словно к родному. Тем не менее всепроникающую иронию излучает не один только Вайс. Похоже, в Cavia работают умные авторы, которым до чертиков надоели штампы обычных RPG, и игра старательно обходит все банальности. Представьте, как бы срежиссировал историю Красной Шапочки Тарантино.

Оставаясь ролевой игрой в фэнтези-стиле, проект издевается над условностями, время от времени мутируя в другие жанры. Порой камера уезжает в сторону, и на несколько минут Nier превращается в Castlevania, иногда поднимается вверх и становится пародией на Sokoban. Эпизод с мрачным особняком напомнит о серии Resident Evil, загадки и головоломки прибыли прямиком из The Legend of Zelda. А в момент посещения сонной деревни игра и вовсе превращается в текстовую adventure.

Жалко только, что незадолго до финала Nier сбавляет напор и заново отправляет игрока на прогулку по уже посещенным уровням. Складывается впечатление, что авторы просто тянут время, накручивая часы геймплея.

Меч предназначения

По механике Nier представляет собой аction/RPG без особых изысков. Игроку выделяют одну кнопку на удар мечом, одну на кувырок и одну на блок. От скучной простоты боевую систему спасают магические приемы, каждый из которых можно подвесить на любой из шифтов. Всего заклинаний около десятка, среди них тычки гигантскими магическим кулаками, удары копьями и своеобразный волшебный пулемет.

Оружие, кроме обычных мечей, можно апгрейдить и менять на более сильное – во второй половине Папа научится махать копьями и тяжелыми двуручниками. Магия не меняется, но также способна улучшаться. Делается это при помощи специальных артефактов, выпадающих из мертвых врагов. Прицепив их к оружию или заклинанию, можно добиться дополнительных эффектов при ударе: шанса парализовать врага, повышенной вероятности выпадения предметов, увеличения пробойной силы блоков.

Сбалансированы бои не идеально, но зато они увлекательны. Враги тут злые и быстрые, драки происходят нервно и весело. И пусть некоторым заклинаниям сложно найти применение, а другие, напротив, чересчур сильны, однако в итоге меч и магия используются почти равномерно.

К сожалению, сказать что-то лестное о второстепенных квестах будет затруднительно. На три деревни и дюжину-другую их жителей интересных и изобретательных заданий приходится всего ничего. В промежутках между доставкой хрупких грузов в соседний город и поиском воров предстоит выполнить уйму задач типа «принесите Х предметов». Для починки водяного колеса нужно найти 10 бревен, для специального напитка – поймать трех ящериц. Разыщи, накопай, накопи, принеси…

Все ресурсы (а их тут десятки) можно коллекционировать и без квестов, но за редким исключением это бесполезно. Если вы только начали играть, не копите в карманах травки и мышиные хвосты – они вам не пригодятся. Система ремесел в Nier не предусмотрена, собирательством стоит заниматься разве что для повышения собственного благосостояния.

Последнее желание

И все же, возвращаясь к книжным сравнениям, замечу: под конец игры становится понятно, что она – отнюдь не «Дорога МакКартни», а скорее японский вариант «Ведьмака». Nier точно так же цинична, смешна и отлично написана, даже главный герой похож. Вдобавок история Папы перекликается с сюжетом Planescape Torment, геймплей напоминает о The Legend of Zelda, но что самое главное – эта игра ничего общего не имеет с новой Final Fantasy.

В ней много хорошего, однако хватает и плохого. Она неровная, но изобретательная, немного несбалансированная, но интересная. Тут полно скучных квестов, хотя их можно и не делать. А самое замечательное – великолепные диалоги и чувство юмора создателей превращают прохождение в настоящий аттракцион. И несмотря на то что Nier выглядит дряхло и иногда повторяется, я очень рекомендую обратить на нее внимание. Более захватывающей RPG в этом году пока не было.

 


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: