Обзоры
Рецензия на фильм «Мы» / Us

Рецензия на фильм «Мы» / Us

Рецензия на фильм «Мы» / Us


Фильм «Мы» режиссера Джордана Пила — однозначно один из самых ожидаемых и уж точно переоцененных ужастиков этого года. После его просмотра остается легкое послевкусие разочарования. Лента пропитана метафорами, отражающими американское общество, что в целом, конечно, неплохо. Да вот только оценить масштаб скрытого символизма удается уже после окончания фильма. И получается, что разбирать его намного интереснее, чем смотреть.

«Мы» / Us

Жанр триллер, ужасы
Режиссер Джордан Пил
В ролях Лупита Нионго (Аделаида Уилсон / Ред), Уинстон Дьюк (Гейб Уилсон / Абрахам), Шахади Райт Джозеф (Зора Уилсон / Амбре), Эван Алекс (Джейсон Уилсон / Плуто), Элизабет Мосс (Китти Тайлер), Тим Хайдекер (Джош Тайлер) и др.
Студии Monkeypaw Productions, Dentsu, Fuji Television Network
Год выпуска 2019
Сайты IMDb

Сейчас имя сценариста и режиссера Джордана Пила моментально привлекает внимание, хотя довольно долго о нем знали лишь в узких кругах американской развлекательной индустрии. Пил зарекомендовал себя в качестве комика, актера и даже работал над выпуском собственного скетч-шоу Key & Peele, которое было удостоено двумя прайм-тайм премиями «Эмми». По-настоящему большая слава пришла к Джордану в 2017 году, когда он выпустил фильм ужасов «Прочь» (Get Out).

Эта лента, ставшая полнометражным дебютом Пила, принесла ему «Оскар» за лучший оригинальный сценарий. Весьма недурно, учитывая то, что фильмы в жанре хоррор крайне редко получают номинации за заслуги в области кинематографа, не говоря уже о победе. «Прочь» же неожиданно для всех стал настоящим открытием – в нем Джордан смешал социальную сатиру с жанровыми элементами ужастика, раскрывая страхи афроамериканцев в современном обществе.

Через год после выхода «Прочь» Джордан Пил приступил к съемкам второго фильма, выступая одновременно сценаристом, режиссером и продюсером своего проекта. На этот раз к нему было приковано внимание всего мира – от Джордана ждали не менее меткую и ни на что не похожую картину. Когда в сети появился трейлер фильма ужасов «Мы», интерес к новому фильму стал оправдан, к тому же в кадре были задействованы известные актеры. А вот после долгожданного выхода «Мы» на большие экраны мнения о работе Пила разделились. На этот раз режиссер не поднимал тему расы, но с большим усердием углубился в социальные проблемы Америки. Результат получился чересчур образным и не всегда логичным в сюжетных линиях.

Итак, действие фильма «Мы» начинается в 1986 году. Повсюду говорят о масштабной благотворительной акции Hands Across America, созданной для помощи людям, страдающим от бедности. В рамках акции 6,5 миллионов человек по всей территории США взялись за руки, выстроившись в живую цепь. Как раз в это время девочка по имени Аделаида приезжает с родителями в город Санта-Круз. Она теряется на набережной пляжа и заходит в зеркальную комнату, где с ней происходит странное событие, о котором девочка никому не рассказывает.

Спустя много лет Аделаида возвращается в Санта-Круз в компании мужа и двоих детей. Они планируют обычный отдых и встречи с друзьями на пляже. В какой-то момент Аделаида начинает чувствовать, что эпизоды из прошлого настигают ее. Успеть уехать из Санта-Круза ей не удается. Ночью во дворе ее дома появляются пугающие люди с ножницами в руках, не реагирующие на просьбы покинуть частную территорию. Что самое страшное, выглядят они точь-в-точь как семья Аделаиды.

С первых минут фильма Джордан Пил придерживается жанровых рамок ужастика, заставляя зрителя бояться того, что может произойти на экране. И это получается у него довольно хорошо. Но как только к сюжету подключается борьба за жизнь главных героев, чувство напряжения и страха бесследно исчезает. Иногда Пил разбавляет сценарий шутливыми репликами, что еще больше отдаляет ленту от хоррора. Страшно действительно больше не будет, ставка здесь, как оказалось, сделана совсем на другое.

«Мы» – это большой сборник деталей, который к финалу должен выстроиться в общую картину. Начиная с момента, когда маленькая Аделаида попадает в Санта-Круз, Джордан Пил прячет по всему фильму большое количество подсказок, являющихся ключами к разгадке появления двойников (с трактовкой разгадки, кстати, все равно возникнут проблемы). Помимо этого, режиссер добавляет отсылки к элементам поп-культуры, повлиявших на увлечения американцев: начиная с песни «I Got 5 On It» группы Luniz о покупке косяка, ставшей основной музыкальной темой, и заканчивая одеждой с принтом легендарных «Челюстей» Стивена Спилберга.

Весь фильм «Мы» – это социальная метафора об американском обществе, вскрывающая его приоритеты и изъяны. Идея, без сомнения, отличная, но на деле чересчур масштабная, а от этого порой отдаляющая суть происходящего от зрителя. Основная проблема ленты заключается в том, что заметить все подсказки с первого раза просто невозможно, как и распознать действительно значимые смыслы сюжетных лабиринтов.

Даже заполучив все намеки на раскрытие тайны, финал оставит немало вопросов. А ответы на них режиссер попросту не даст. И когда после титров начинаешь сопоставлять полученную информацию, многие моменты явно не складываются воедино. Но так как это творение Джордана Пила, нужно учитывать, что за сюжетными поворотами в первую очередь стоит символизм. Также отсутствие логики можно объяснить тем, что события «Мы», скорее всего, происходят во вселенной, созданной Пилом (как и события фильма «Прочь»), – там могут действовать свои законы физики.

Фильмом управляет не только Джордан Пил. Актриса Лупита Нионго буквально берет на себя всю эмоциональную составляющую кинокартины. Она одновременно играет главную героиню Аделаиду, которая отчаянно пытается защитить свою семью, и жуткого двойника, преследующего ее. Нионго (обладательница «Оскара» за лучшую женскую роль второго плана за работу в фильме «12 лет рабства») невероятно хороша в своем раздвоении, особенно в моментах, граничащих с безумием самозащиты. Еще актриса долго работала над голосом, которым говорит двойник Аделаиды, увы, из-за озвучки оценить его мы не сможем.

Лупита Нионго — не единственная, кто сыграл своего двойника. Практически весь актерский состав справлялся с этой задачей, и особенно хорошо это получается у Эвана Алекса, играющего сына главной героини. Также в кадре есть развлекательная миссия для Уинстона Дьюка (многие помнят его как лидера горного племени Ваканды М’Баку в «Черной пантере»). В ленте он играет отца семейства и типичного представителя среднего класса, на чью долю выпадает большинство шуток, отображающих его жизненные взгляды. Представителем богачей выступает Элизабет Мосс («Рассказ служанки»), для которой отведена второстепенная, но довольно выразительная роль.

О финальном восприятии ленты «Мы» без спойлеров и не скажешь, поэтому от лишних комментариев тут лучше воздержаться. В целом, новая работа Джордана Пила оставляет неоднозначное впечатление, во многом из-за разнообразия трактовок фильма.

3.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: пугающая завязка; напряжение при появлении двойников; отсылки к элементам поп-культуры; Лупита Нионго
Минусы: от фильма ждешь элементов ужастика, но получаешь больше символизма; режиссер дает лишь половину ответов; логические пробелы
Вывод: фильм ужасов «Мы» - не совсем то, чем он кажется по трейлеру. Это не хоррор, а метафора, в основе которой лежит американское общество. После сеанса разбирать идею, которую Джордан Пил вложил в свой фильм, довольно любопытно, но при просмотре многие моменты все равно непонятны, а иногда даже нелогичны. Так что просто сходив в кино, принципиально не желая копаться в символизме, можно остаться разочарованным зрителем с пустым ведром попкорна.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: