Для режиссера Паркера Финна «Улыбайся» — первая работа в полнометражном формате и она не совсем самостоятельная. Хоррор стал развитием короткометражки Финна «Лора не спала», даже сюжеты у двух работ схожие. Но в киноиндустрии редко встречаются случаи, когда превращение короткометражки в полный метр дает хорошие результаты. Рассказываем в рецензии ниже, насколько удачно это получилось у хоррора «Улыбайся».
«Улыбайся» / Smile
Жанр хоррор
Режиссер Паркер Финн
В ролях Соси Бейкон, Кайл Галлнер, Джесси Т. Ашер, Роб Морган, Кейтлин Стэйси
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2022
Сайт IMDb
Главная героиня фильма — психотерапевт Роуз Коттер (Соси Бейкон). Одно из ее пациенток становится студентка Лора Уивер (Кейтлин Стэйси), которая увидела, как один из ее преподавателей совершил суицид. Она рассказывает Роуз, что способна видеть некую сущность, заставляющую других людей неестественно улыбаться и угрожающую жизни студентки. Прямо во время сеанса Лора тоже совершает суицид. А Роуз начинает видеть улыбки на лицах других людей, что делает ее потенциальной следующей жертвой потустороннего создания.
Оригинальная короткометражка «Лора не спала» идет всего 11 минут. Хронометраж «Улыбайся» — почти два часа. Зачастую, когда идет подобное растягивание оригинальной концепции, сильно страдает цельность сценария. Ведь его разбавляют моментами и целыми сюжетными линиями, которые ощущаются лишними на фоне основного конфликта.
Но «Улыбайся» удалось избежать этой проблемы. Во многом тут заслуга «медленной» режиссуры, которая аккуратно подводит к каждому страшному моменту. Продолжительные планы, медленная ходьба героев и столь же неспешные пролеты камеры усиливают саспенс. А заодно помогают скримерам ощущаться страшнее.
Это при том, что сами громкие моменты ужаса в фильме не особо изобретательные. Тут вам не «Реинкарнация» или «Солнцестояние». А еще съемочная команда немного перегнула с количеством скримеров. Поэтому ближе к концу страх притупляется и отступает. Впрочем, общее ощущение тревоги и неуютности происходящего останется с вами до самых титров, что удается далеко не каждому хоррору.
Однако «Улыбайся» не забывает, что задача хорошего фильма ужасов — не только напугать, но и через страх рассказать какую-то необычную интересную историю, возможно, даже со своей моралью. И у дебютной полнометражной работы Паркера Финна это выходит.
«Улыбайся» — не столько ужас о потусторонней сущности, заставляющей всех улыбаться, сколько история о переосмыслении и принятии своих психологических травм. В основе каждой трагедии в «Улыбайся» лежит сломленная человечность, а не поступки какого-то демона. И последний тут служит в качестве метафорі невозможности справиться с душевным грузом трагедий.
Благодаря этому фильм приобретает дополнительную глубину. Герои тут не существуют лишь в моменте своих сценарных сцен, у каждого поступка есть контекст и предпосылки. Которые складываются в цельную картину, нигде не провисая. За трагедией Роуз искренне интересно следить, ей переживаешь даже в моментах, когда она вызывает отторжение.
И это тоже работает на общую идею кино. Ведь в трудные дни мы порой отталкиваем близких людей, не желающих нам ничего плохого, без веских причин. Самые напряженные моменты «Улыбайся» связаны как раз с подобными драматическими обстоятельствами. И они впечатляют, особенно если вы сами пережили психологические травмы, связанные с шокирующими обстоятельствами и смертями людей.
На этом фоне общие впечатления портят моменты, когда герои пытаются выяснить, откуда взялся демон и в чем его опасность. Местное расследование тут обставлено по всем шаблонам фильмов ужаса, даже приемы монтажа и ракурсы камер идентичные с условным «Синистером». Да и в принципе попытка сделать местного демона объективной угрозой, а не образом, поддерживающим общий нарратив, идет во вред атмосфере истории.
А еще «Улыбайся» крайне удачно подобрал ключевой страшный элемент — вынесенную в название неестественную улыбку человека. Ее и реализовать в самых разных вариантах легко, а жути она нагоняет изрядно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: