Обзоры Обзоры 14.08.2009 в 06:00 comment

Связь дорожает? Стоит ли ожидать повышения тарифов мобильных операторов

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Не читайте на ночь «советских» газет. Там порой такое пишут… Возьмем, к примеру, модную «антикризисную» тему повышения тарифов на мобильную связь. Наша редакция видела уже достаточно много публикаций в общественно-политических и даже в деловых изданиях, живописующих ужасы тотального роста расценок и злоключений простых абонентов, вынужденных жестко экономить на привычной услуге. Характер освещения этой проблемы становится откровенно истерическим. Поэтому мы решили подробно в ней разобраться и применить все наши знания операторской «кухни», чтобы найти правильные ответы на вопросы – дорожает связь или нет, и не «поползут» ли цены в будущем.

Почему операторы не поднимают стоимость минуты разговора? Дело в том, что такое повышение не принесет им ни копейки денег в дополнение к тем, которые они уже зарабатывают

Связь дорожает? Стоит ли ожидать повышения тарифов мобильных операторов

Не подорожала…

Для начала мы нашли статью, посвященную сравнению тарифных предложений на ITC Online, где автор прилежно составил таблицу, включающую все ставки платежей по состоянию на март 2008 г. – самое что ни есть «докризисное» время. Рассмотрим для простоты только предоплаченные пакеты. Какой в те времена была средняя стоимость минуты звонка «по Украине», на сети других операторов? Она колебалась в пределах 70–90 коп./мин, причем максимальные значения составляли даже 1,30 грн/мин. Пакеты в основном подразделялись на два вида – «асимметричные» и «усредненные», в первых внутрисетевые звонки тарифицировались по очень низким cтавкам, а внешние – по таким, как указано выше, а во вторых все разговоры стоили одинаково, порядка 35–50 коп./мин. Помимо этого, были акционные предложения, плюс «нули» на любимые номера или в пределах всей «своей» сети.

Что же мы видим сейчас? Да примерно то же самое! В «асимметричных» пакетах звонки на другие сети стоят от 75 коп./мин у «МТС» до 1,00 грн/мин у life:), при этом внутрисетевые, как правило, бесплатны или стоят символических денег, к примеру 10 коп./мин у «Киевстар». «Усредненные» тарифные планы предлагают звонки на все направления от 29 коп./мин в «29» от Beeline (правда, первая минута при внешнесетевых звонках оценивается в 59 коп./мин) до 45 коп./мин в киевстаровском «Всi мережi». Как видим, никаких существенных изменений. Учитывая некоторые факторы, можно даже утверждать, что стоимость минуты в среднем немного снизилась.

А если эти цифры не отражают каких-то реалий и связь все же подорожала? Мы решили не ограничиваться собственными расчетами, а просто спросить у людей. На вопрос «Ощущаете ли вы подорожание мобильной связи?» отвечали читатели портала ITC.ua в количестве почти 300 человек. Их ответы подтвердили наш анализ: связь, в общем, не подорожала. Две трети респондентов платят операторам столько же, сколько и раньше, или даже немного меньше, хотя разговаривают так же, как и до кризиса. И только у 15% участников опроса условия заметно ухудшились.

…и подорожать не может

Как вы думаете, почему в кризисных условиях операторы не поднимают стоимость минуты разговора? Отнюдь не из гуманизма и не из страха потерять абонентов. Дело в том, что экономика предприятия связи работает таким образом, что повышение повременного тарифа не принесет ему ни копейки денег в дополнение к тем, которые оно уже зарабатывает. Парадоксально, но факт.

Онлайн-курс "Фінансовий аналіз" від Laba.
Навчіться читати фінзвітність так, щоб ухвалювати ефективні бізнес-рішення.Досвідом поділиться експерт, що 20 років займається фінансами і їхньою автоматизацією.
Детальніше про курс

Минута связи себестоимости не имеет. Нельзя посчитать, во что обходится оператору единица длительности вашего разговора. Зато очень даже поддаются подсчету затраты на эксплуатацию всей сети, скажем, за месяц. Точно так же казну оператора наполняют не минутки, которые, как звонкие монетки, падают в копилку, а те суммы, которые человек расходует на связь за тот же месяц. Если в итоге месячный объем платежей абонентов превысил стоимость поддержания сети в рабочем состоянии – оператор получил прибыль, он доволен жизнью. Поэтому, с точки зрения экономики, идеальным способом взаимоотношений оператора и абонента является «безлимит»: вы платите за доступ к сети и взамен пользуетесь ею, сколько захотите.

Но есть и техническая сторона вопроса. Соты, каналы, коммутационные узлы и прочее оборудование оператора могут обслужить только ограниченное количество абонентов одновременно. Если это количество будет превышено – начнутся отказы в соединениях, знакомые вам по сообщениям «сеть недоступна/занята/перегружена». Чтобы решить эту проблему, придется расширять сеть, то есть – закупать, устанавливать и обслуживать оборудование, а значит – нести дополнительные расходы и таким образом увеличивать «себестоимость» месяца работы сети. Идеальная сеть, которая сможет обслуживать всех пользователей безлимитно, будет стоить настолько дорого, что абонентская плата в ней окажется астрономической.

Вводя плату за каждую минуту использования сети, абонента более или менее настойчиво вынуждают как можно раньше ее освобождать. В сумме месячный счет набегает примерно такой, каким его хотел бы видеть оператор, исходя из своих макроэкономических расчетов, но абонент уже не «висит на телефоне» бесконечно, а дает позвонить и другим. В итоге при разумных затратах получается качественно работающая сеть.

Таким образом, стоимость минуты разговора – это сугубо технический параметр, который регулирует загрузку сети, чтобы она работала с заданным качеством. Экономическое значение имеет месячный счет абонента. И вот здесь мы приходим к ключевому для понимания денежной «кухни» телекома факту: средний месячный счет – это константа, которую оператору задает рынок. По большому счету он практически не может на нее повлиять, по крайней мере изменить ее быстро и значительно. Почему? Причина в том, что абсолютное большинство людей не считают минуты разговора, а контролируют месячный уровень расходов, стараясь укладываться в определенную сумму.

Что могло бы случиться, если бы оператор резко повысил стоимость минуты разговора? Все очень просто: абоненты стали бы разговаривать меньше, чтобы удержаться в пределах прежних месячных платежей. В лучшем случае был бы возможен короткий, длительностью не больше месяца «всплеск» доходов за счет того, что не все разобрались, что происходит, но очень быстро все бы вернулось на круги своя. Да, загрузка сетей упала бы, но это не то, что нужно оператору. Уменьшение трафика никак не позволит сэкономить на стоимости эксплуатации сети. Так что компаниям, раз уж не удастся получить дополнительный доход, выгоднее оставить все как есть.

Онлайн-курс "Фінансовий аналіз" від Laba.
Навчіться читати фінзвітність так, щоб ухвалювати ефективні бізнес-рішення.Досвідом поділиться експерт, що 20 років займається фінансами і їхньою автоматизацією.
Детальніше про курс

Кризис и жизнь

С наступлением кризиса и сопутствующими ему снижением зарплат и увольнениями люди начали экономить на многом, но не на мобильной связи. Причина очень проста – ее стоимость в среднем невысока, и лишать себя привычного удобства ради такой экономии бессмысленно. Средний месячный счет по Украине составляет немногим меньше $10, к тому же есть масса людей, которые укладываются и в 30–40 грн в месяц. Связь существенно дешевле, чем еда или коммунальные услуги, поэтому из-за кризиса сравнительно немного людей пересмотрело свои «мобильные» траты в сторону снижения.

Но с точки зрения оператора все не так радужно. Да, он зарабатывает прежние суммы в гривнях, но ощутимо меньше – в пересчете на валюту, в которой все операторы, будучи международными компаниями, испытывают большую потребность. Поэтому каждый «скачок» доллара наносит по операторам достаточно сильный финансовый удар.

Если обычные люди тратят на связь столько же, сколько и до кризиса, то с корпоративными абонентами все далеко не так хорошо. Сами по себе сокращения в компаниях приводят к отключению немалого количества номеров. Но и без сокращений фирмы уменьшают расходы на связь – перестают оплачивать телефон оставшимся сотрудникам или устанавливают жесткие лимиты. Вот это уже задевает операторов достаточно чувствительно, особенно после «докризисного» времени, когда месячные счета нередко составляли сотни долларов на человека.

Операторы оказались в сложной ситуации, когда очень желательно начать зарабатывать больше в гривнях (чтобы как минимум не потерять в долларах), а напрямую, путем повышения тарифов, сделать это невозможно. Как же они выходят из положения?

На грани фола и за ней

Если повысить тарифы на основные услуги связи, реакция абонентов будет немедленной – все тут же станут меньше говорить, так что деньги можно не только не заработать, но и потерять. А вот если поменять кое-какие из тех расценок, за которыми следят меньше (или обладающих менее понятным механизмом действия), то есть шанс, что небольшого роста расходов человек просто не заметит. Поэтому операторы первым делом устремились по этому пути.

Плату за соединение (ПЗС) почти синхронно подняли все, с 27 до 35 коп, а ведь ПЗС вносит довольно весомый вклад в стоимость разговоров, особенно коротких. Подорожали и SMS – с 25 до 35 коп за сообщение. В некоторых сетях минимальная стоимость ваучера пополнения счета увеличилась с 25 до 30 грн, правда, пополнение через кэшматы по-прежнему возможно на любую сумму.

Наибольший резонанс получила история с отказом life:) от посекундной тарификации. В переводе на язык денег переход с интервала тарификации 1 с на 1 мин означает в среднем 20-процентный рост расходов на связь. Так вот, life:) заявил о переходе на поминутную тарификацию в ряде пакетов, но после шквала негодования со стороны абонентов и прессы буквально через день пошел на попятную и якобы «по желаниям трудящихся» ввел «всего лишь» полуминутную (с интервалом 30 с) тарификацию. Необычная скорость принятия этого решения наводит на мысль, что конечной целью был переход именно к 30-секундной тарификации, а история с «поминуткой» служила «громоотводом» для общественного мнения и позволила избежать оттока абонентов. Как бы там ни было, сейчас life:) единственный среди украинских операторов использует «полуминутку», а если прочитать дополнительные условия к тарифному плану «Простий life:)» (те самые, со звездочкой), то можно обнаружить там неприятный сюрприз в виде полноценной поминутной тарификации.

На этом фоне вполне благопристойно выглядят преференции, которые операторы (в частности, «Киевстар» и тот же life:)) предоставляют абонентам, пополняющим счет не меньше некоей минимальной суммы в месяц, обычно 35 грн. Только для них действуют наиболее «сладкие» условия акций или применяется указанный в рекламе (разумеется, со звездочкой) тариф. Более того, тот же life:) предоставляет достаточно весомые бонусы своим абонентам, за счет которых можно получить немало «эфирного времени». Вся система бонусов рассчитана так, чтобы максимально ублажить тех, кто платит в месяц больше определенной суммы. Это лишнее доказательство стремления операторов повысить не цены, а объемы использования своих услуг.

Но есть и другой путь для оператора. Если ему не под силу заставить абонента больше платить за связь, он может попытаться заработать на нем как-то еще. К примеру, организовав рассылку рекламных SMS-сообщений и получив деньги с рекламодателя. Рост количества SMS-спама отмечают очень многие наши читатели, причем, судя по их отзывам, больше всех в этой деятельности преуспел опять-таки life:).

SMS-лотереи под видом викторин – еще одна «кризисная» статья дохода операторов. В розыгрыш двух Ford Fiesta от «МТС» было вложено немало рекламных средств, а сам игровой процесс был построен очень тонко – приемы, которые использовались, чтобы побуждать игроков отсылать как можно больше SMS и держать их в напряжении, явно принадлежали «перу» отличных психологов. Также делается все, чтобы оживить торговлю контентом – играми, мелодиями, рингбэктонами. В принципе во всех этих мероприятиях нет ничего зазорного, за одним исключением: операторы не предусматривают никаких механизмов защиты от случайного или несанкционированного использования таких «услуг». Значительная часть их аудитории – несовершеннолетние, так что случаи нецелевого расходования средств, выделенных на связь, нередки. Особенно взрывоопасно сочетание «ребенок + корпоративный телефон», которое в самом показательном случае принесло компании-абоненту убыток на сумму порядка 70 тыс. грн. Действенной блокировки доступа к номерам для звонков и SMS со специальной тарификацией нет ни у кого, и вряд ли будет, хотя «Киевстар» заявляет, что такая возможность скоро станет доступна его корпоративным абонентам.

Изредка встречаются случаи и в России, и у нас, когда компании мобильной связи действуют уже за гранью добра и зла. К таким «фокусам» относится включение платных услуг по инициативе оператора с предложением абоненту отключить их самостоятельно. Нам известно о подобных махинациях с рингбэктонами, которые подключаются в тестовом режиме на определенное время (7 или 14 дней), о чем присылается уведомление. Расчет в этой ситуации – на невнимательность: определенный процент людей забудет отписаться от сервиса, и на этом основании с их счетов снимут некоторую сумму.

Чего бояться, а чего – нет?

Очень маловероятно, что мобильные операторы пойдут на резкое повышение основных тарифов – экономический эффект, как мы показали, будет весьма небольшим, а отрицательные последствия – достаточно неприятными.

Не стоит опасаться также за «нули». На бесплатных разговорах, особенно внутрисетевых, а тем более на «любимые» номера, оператор ничего не теряет, никаких расходов или убытков он из-за них не несет. Но при этом «нули» представляют собой мощнейшее средство удержания нынешних абонентов и привлечения новых. Так что эти заманчивые предложения никуда не денутся. Если вы заметили, их в последнее время стало даже больше.

В итоге наиболее вероятно, что операторы не будут чересчур настойчивы в попытках заметно повысить доход за счет абонентов. Они просто постараются привести свои расходы в соответствие с сократившейся в долларовом эквиваленте выручкой и переждать трудное время.

Но попытки получить дополнительный заработок наверняка будут продолжаться – вряд ли в крупных масштабах, скорее по мелочам. Поэтому наш вам совет: внимательно читайте все сообщения от оператора и немедленно отказывайтесь от всех предложений, которых не желаете или просто не понимаете. Не оставляйте ничего «на потом» или «на пробу», разве что вам действительно интересно ознакомиться с новым сервисом, иначе рискуете невольно оказаться подписанным на ненужную платную услугу. Запретите членам семьи свободно пользоваться вашим телефоном, особенно если в нем корпоративная карточка – стоимость активной поддержки их любимого участника в очередном талант-шоу может вас очень неприятно поразить.

Еще одним, косвенным следствием кризиса в мобильной связи, скорее всего, станет задержка технологического перевооружения операторов. Если сейчас государство предложит им лицензии на 3G, вряд ли они будут готовы заплатить за них те суммы, о которых шла речь до кризиса (а на меньшие вряд ли согласится государство), а затем вкладываться в быстрое развертывание 3G-сетей. Хотя, может, это и к лучшему: на подходе 4G, а более взвешенный подход к инвестициям в новые сети выразится в более демократичных тарифах на их услуги. В общем, не стоит расстраиваться и паниковать. Прорвемся!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: