Обзоры
The Post / «Секретное досье»
30

The Post / «Секретное досье»

The Post / «Секретное досье»

Практически все знают историю Уотергейтского скандала, приведшего к отставке президента Никсона и оказавшего существенное влияние на политическую жизнь США в конце XX века. Мало кто помнит, что за год до Уотергейта Америку сотрясал другой скандал, связанный с публикацией так называемых «Бумаг Пентагона» летом 1971 г. Не одержи тогда американская пресса победу в суде, не было бы и никакого Уотергейта. Новый фильм Стивена Спилберга The Post как раз и посвящен людям, стоявшим за той победой.

The Post / «Секретное досье»

Жанр политический триллер
Режиссер Стивен Спилберг
В ролях Мерил Стрип (Кэй Грэхэм), Том Хэнкс (Бен Брэдли), Боб Оденкёрк (Бен Багдикян), Трейси Леттс (Фритц Биби), Брюс Гринвуд (Роберт Макнамара) и др.
Студии DreamWorks Pictures, 20th Century Fox
Год выпуска 2017
Сайты IMDb

«Бумаги Пентагона», на самом деле отчет «Американо-вьетнамские отношения, 1945–1967: Исследование», были заказаны министром обороны США Робертом Макнамарой как академическое научное исследование, призванное помочь будущим поколениям понять причины и подоплеку Вьетнамской войны. Попав, благодаря аналитику госдепартамента США Дэниелю Эллсбергу, в руки журналистов сначала The New York Times, а затем и The Washington Post, они произвели эффект разорвавшейся бомбы, показав, что правительство на протяжении десятилетий систематически врало американцам. Публикацию серии статей, основанных на «Бумагах Пентагона», начала The New York Times, The Post оказалась в положении догоняющего. Но когда генеральный прокурор США после выхода трех статей запретил The New York Times дальнейшую публикацию, у The Post появился шанс вырваться вперед. Как и шанс самой оказаться предметом расследования в очень важный для издания период выхода на биржу.

В отличие от близкого по тематике позапрошлогоднего Spotlight, The Post – это не фильм о журналистском расследовании. Журналисты, даже Бен Багдикян, великолепно сыгранный Бобом Оденкёрком, здесь только инструмент в руках тех, кто на самом деле управляет медиа-бизнесом и принимает решения – главных редакторов и издателей.

Здесь следует понимать еще один нюанс. Кэй Грэхэм, являвшаяся на момент обнародования «Бумаг Пентагона» издателем The Washington Post, была в то время единственной женщиной-издателем в США. Она никогда не готовила себя к этой роли, она не могла представить себя управляющей медиа-империей, но после смерти мужа вынуждена была взвалить на себя это бремя. Так что вопросы гендерного равноправия и феминизма, которые поднимаются в The Post, это не современная придумка, вставленная Спилбергом ради актуализации истории, а реалии 1971 г. Кэй Грэхэм повторяет в фильме слова, сказанные в ее собственной биографии – мужчины-партнеры и коллеги просто не верили, что женщина справится с ролью издателя. Тем более женщина, ведущая столь активную светскую жизнь.

Да, Кэй Грэхэм любила устраивать приемы, была знакома со многими сильными мира сего, но, когда пришла пора принимать решение публиковать или не публиковать бумаги, способные нанести вред ее старым друзьям, тому же Роберту Макнамаре — решение, способное разрушить все, построенное ее отцом, она приняла его.

The Post – это фильм Стивена Спилберга и Мерил Стрип. Персонаж Тома Хэнкса, любимого актера Спилберга, несмотря на всю свою значимость для сюжета и истории «Бумаг Пентагона» и Уотергейта, здесь всего лишь в роли подающего, основной удар принимает на себя Мерил Стрип. И ей не впервой воплощать на экране роль сильной женщины, вспомним хотя бы великолепную Маргарет Тэтчер в ее исполнении, принесшую актрисе «Оскар». Здесь, правда, задача чуть иная, показать трансформацию безмятежной светской леди, неуверенной в собственных силах, в издателя, отвечающего за свои решения и судьбы тысяч сотрудников. И Стрип с этим великолепно справилась.

По большому счету, у The Post всего лишь одна проблема – это не зрелищное кино. Смотреть его тяжело, события здесь развиваются очень неспешно, много внимания уделяется не самым важным для сюжета деталям – неспешной беседе Кэй Грэхэм с дочкой, походам Бена Багдикяна к телефонным автоматам, странному общению Бена Брэдли с женой. Впрочем, все эти детали играют на общее настроение картины, добавляя обыденности в столь драматические для всей страны события. Для журналистов старой школы Спилберг припас и немного полиграфического порно, в деталях показав процесс работы над полосой в линотипной машине – это действительно красиво снято.

The Post – фильм, который обязан был появиться именно в 2017 г. Стивен Спилберг совершенно не случайно именно сейчас, в эпоху пост-правды, фейковых новостей и «альтернативных фактов», решил рассказал историю публикации «Бумаг Пентагона» почти полвека назад. Вероятно, главная цель этого фильма — напомнить всем, и представителям прессы в первую очередь, что настоящая журналистика – это не новости об авиакатастрофах, сплетни о свадьбах и разводах знаменитостей или споры о цвете платья на фотографии. И никакие личные связи, дружба с сильными мира сего или интересы отдельных политических сил не должны влиять на объективность и профессионализм прессы.

Я не знаю, получат ли Стивен Спилберг и Мерил Стрип очередные «Оскары» за The Post, и практически уверен, что фильм провалится в отечественном прокате. Тем не менее, настоятельно рекомендую всем, кто интересуется историей и так или иначе относится к медиа-бизнесу, посмотреть это кино. Оно действительно важное.

4
Оценка ITC.UA
Плюсы: Важная для понимания принципов работы свободной прессы история; игра Мерил Стрип, Тома Хэнкса и Боба Оденкёрка; немного полиграфического фетиша
Минусы: Фильм получился несколько тяжеловесным; преуменьшение заслуг журналистов The New York Times
Вывод: Очередная мастерская работа Стивена Спилберга

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: