Обзоры Обзоры 27.03.2008 в 15:55 comment

Война миров: Nikon D3 vs. Canon 1Ds Mark III

author avatar

ITC.UAСтажер

Репутація Наднизька

Мы оказались в непростой ситуации. С одной стороны, сравнивать топ-модели двух ведущих производителей фототехники вполне корректно – это вершина их инженерной мысли, воплощенная в металле, кремнии и стекле. С другой – между двумя этими аппаратами лежит пропасть глубиной более чем в полцены и практически двукратная разница в разрешении матрицы. Однако оба они являются товаром, который борется за содержимое кошельков (хотя в данном случае правильнее сказать – банковских счетов) потенциальных покупателей и обладает ярко выраженными свойствами, которые мы способны оценить. Итак, приступим.

Canon 1Ds Mark III

Класс: профессиональные камеры топкласса с форматом сенсора 24×36 мм

$10040*
* body

Технические характеристики

Матрица CMOS, 36×24 мм

Млн пикселов Всего/эффективных 21,9/21,1

Максимальный размер кадра 5616×3744

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) 100–1600, L (эквивалент 50), H (эквивалент 3200)

Баланс белого Авто, солнечно, тень, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, установка цветовой температуры, пользовательская предустановка по белой карте (с памятью на 5 значений)

Компенсация баланса белого Голубой /янтарный +/-9, малиновый/зеленый +/-9

Видоискатель Пентапризма, охват кадра около 100%

ЖК-монитор
TFT 3", около 230 тыс. пикселов

Скоростная съемка До 5 кадров/c

Буфер 12 кадров RAW, до 56 кадров JPEG

Диапазон выдержек 1/8000–30 с с шагом 1/3, 1/2, 1 EV, Bulb, компенсация до ±5 EV

Синхронизация со вспышками 1/250 c, высокоскоростная до 1/8000 с (с растягиванием импульса)

Память CompactFlash Type I/ II с поддержкой UDMA, Secure Digital (SD/SDHC)

Форматы файлов
RAW (14 бит), sRAW (2784×1856), JPEG, возможна запись RAW+JPEG на разные карты

Габариты (Ш×B×Г) 156,0×159,6×79,9 мм

Масса (без батареи, карты памяти, крышек байонета и монитора) 1210 г

Вердикт

Самый большой размер кадра в своем классе; яркий видоискатель

Соотношение цена/качество изображения не в пользу последнего; специфическая эргономика; Live View без автофокуса

Продукт предоставлен студией «Помидор»

Nikon D3

Класс: профессиональные камеры топкласса с форматом сенсора 24×36 мм

$6525*
* body

Технические характеристики

Матрица CMOS, 36×23,9 мм, полнокадровый сенсор с поддержкой объективов, разработанных для DX формата

Млн пикселов Всего/эффективных 12,87/12,3

Максимальный размер кадра 4,256×2,832

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) 200–6400, Lo (эквивалент 100), Hi1, Hi2 (эквивалент 12800 и 25600 соответственно)

Баланс белого Авто, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, солнечно, вспышка, облачно, тень, установка цветовой температуры, пользовательская предустановка по белой карте (с памятью на 4 значения + текущее)

Компенсация баланса белого Голубой /янтарный +/-6, малиновый/зеленый +/-6

Видоискатель Пентапризма, охват кадра около 100%

ЖК-монитор TFT 3", около 307 тыс. пикселов

Скоростная съемка До 11 кадров/c (с дополнительной батареей)

Буфер 16 кадров RAW (14 бит без сжатия), 52 кадра JPEG

Диапазон выдержек 1/8000–30 с с шагом 1/3, 1/2, 1 EV, Bulb, компенсация до ±5 EV

Синхронизация со вспышками 1/250 c, высокоскоростная до 1/8000 с (с растягиванием импульса)

Память CompactFlash Type I/ II с поддержкой UDMA

Форматы файлов RAW (12, 14 бит, без сжатия, со сжатием с потерями и без), JPEG (три степени сжатия, оптимизация по размеру или качеству), возможна запись RAW+JPEG, TIFF

Габариты (Ш×B×Г) 159,5×157×87,5 мм

Масса (без батареи, карты памяти, крышек байонета и монитора) 1240 г

Вердикт

Низкий уровень шумов в RAW; возможность снимать на высоких значениях ISO; большая скорость серийной съемки и емкость буфера; можно использовать DX-оптику

Размер изображения невелик; скорость автофокуса могла бы быть побольше

Продукт предоставлен представительством Nikon в Украине

Конструктив

Canon 1Ds Mark III
В полнокадровом сенсоре Canon размер светоприемной ячейки оказался невелик – около 6 микрон, по данным производителя. Это плата за рекордно высокое разрешение в своем классе
Корпус Canon изготовлен из магниевого сплава, что делает его одновременно легким и прочным
Nikon D3
Корпус Nikon также выполнен из магниевого сплава, он надежно защищает оптическую и электронную системы аппарата
Матрица Nikon обеспечивает рекордную в своем классе светочувствительность – до ISO 25 600, и при этом кадры действительно можно использовать!

Canon 1Ds Mark III

Nikon D3

Принадлежность к лиге топ-профи определяет внешний вид и особенности исполнения обеих камер. И Canon 1Ds Mark III, и Nikon D3 впечатляют качеством сборки – детали подогнаны точно, отсеки снабжены пылевлагозащитными уплотнителями, разъемы прикрыты заглушками. Основа корпусов выполнена из магниевого сплава и обеспечивает достаточную ударопрочность.

Если для фотографа важен размер получаемого изображения, то 1Ds Mark III будет вне конкуренции: 21 мегапиксел против 12, предлагаемых D3 – очень веский аргумент, поэтому последний теряет целую звезду. Оба аппарата используют полнокадровые CMOS сенсоры. За обработку данных у Canon отвечают два процессора Digic III, у Nikon – чип EXPEED. И в той, и в другой модели выполняется считывание 14-битовых данных, а для обработки используется 16-битовая точность.

Затворы протестированы на 300 тыс. срабатываний и обеспечивают минимальную выдержку до 1/8000.

Отснятый материал, меню и параметры съемки отображаются на трехдюймовых дисплеях. При равных физических размерах картинка однозначно лучше у Nikon, поскольку его разрешение почти на 30% выше (307 тыс. пикселов против 230 тыс.). За этот недочет и отсутствие защитной накладки 1Ds Mark III теряет половину звезды. У Nikon защитная накладка предусмотрена, но она не идет в стандартном комплекте поставки – хороший повод для продавцов сделать маленький подарок покупателю.

Кадрирование и наводка на резкость выполняется через оптические видоискатели со 100%-ным охватом (хотя обе модели имеют режим Live View, но о нем несколько позже). Визуально 1Ds Mark III дает более яркую картинку, что является несомненным плюсом для тех, кому важна фокусировка в ручном режиме.

Canon оснастил свою камеру двумя слотами для карт памяти двух форматов – CompactFlash и Secure Digital, у Nikon два слота для CompactFlash. Возможно, кто-то сочтет решение Canon более гибким и универсальным, но если учесть, что формат CompactFlash больше распространен в профессиональной среде, поскольку высокоемкие карты обходятся дешевле и обладают большей физической прочностью, что важно для репортеров, то чаша весов склоняется в пользу Nikon. Крышка отсека для карт памяти лучше реализована у D3 – она открывается на больший угол, упрощая операцию оперативной замены.

Камеры подключаются к ПК через высокоскоростной USB-интерфейс, однако 1Ds Mark III не поддерживает технологию Mass Storage, поэтому для загрузки отснятого материала требуется либо поставляемое с аппаратом ПО, либо приложения сторонних производителей. Nikon оснащен интерфейсом HDMI версии 1.3, обеспечивающим просмотр кадров на телевизорах высокой четкости, а Canon – обычным видеовыходом.

Эргономика

Canon 1Ds Mark III

Nikon D3

Canon 1Ds Mark III
Nikon D3

Поскольку аппараты довольно тяжелые сами по себе, а высококачественные объективы существенно увеличивают массу комплекта, удобство удержания выходит на первое место при рассмотрении эргономики. Человеку со стандартной анатомией D3 скорее всего покажется комфортнее.

Логика расположения органов управления, их тип и реакция системы на действия пользователя – вещь сугубо индивидуальная. Однако стоит помнить, что для выполнения такой часто встречающейся операции, как переключение между программным, ручным и приоритетным режимами экспонирования, на Canon требуются пальцы обеих рук, а на Nikon – одной. D3 показался нам удобнее и в ручном режиме, поскольку установки выдержки и диафрагмы меняются двумя колесами – большим и указательным пальцем, тогда как у 1Ds Mark III – одним, а для выбора изменяемого параметра нужно нажать на дополнительную кнопку. Конструкция управляющих колес – особая гордость Nikon, они наклонены относительно одной из осей корпуса, что благоприятно сказывается на эргономике. Большое селекторное кольцо, расположенное почти в центре тыловой панели Canon, вынуждает разработчиков принять определенные меры по блокировке его нежелательного вращения (например, складками одежды, когда камера висит на шее). Дополнительное положение выключателя – небольшая плата за удобство работы с большим колесом, обладающим при этом еще и легким ходом, но в творческой биографии любого фоторепортера может сложиться несчастливое стечение обстоятельств, когда из-за необходимости снять блокировку будет упущен момент для Кадра.

Обе камеры позволяют очень тонко настроить параметры взаимодействия с фотографом. У 1Ds Mark III доступны три банка с 57 пунктами, у D3 – четыре с 44 пунктами. Банки Nikon можно переименовывать, что делает их более удобными для оперативной работы.

Canon 1Ds Mark III Nikon D3
Датчики автофокусировки расположены достаточно близко к центру кадра, поэтому для наводки на резкость по краевому объекту придется двигать камеру Рекордное количество точек датчика автофокусировки Nikon использовал нерационально – они сгруппированы вокруг центра кадра в горизонтальной плоскости
Высокоскоростной затвор гарантированно сработает 300 тыс. раз – много это или мало? Если камера интенсивно используется, например делает по 500 кадров в день, то она морально устареет быстрее Подбор материалов для шторок – непростое занятие, если учесть, что скорость затвора достигает 1/8000 с, а они смещаются на разное расстояние

Распределение шумов в тональном диапазоне

Чтобы детально проанализировать шумы, мы провели целый ряд измерений. Подробные результаты вы можете увидеть на DVD, там представлены данные, полученные программой Imatest при обсчете снимков с различными настройками внутрикамерных систем шумоподавления и ПО. Для удобства визуального сравнения в приведенных графиках отсутствуют данные для светочувствительности, превышающие 6400 у Nikon. Полные версии также размещаются на DVD.

Исходя из собранной информации, можно сделать вывод, что внутрикамерная система шумоподавления Canon на низких ISO работает не столь удачно, как у Nikon, поскольку разброс значений шумов в тональном диапазоне по трем цветовым каналам у 1Ds Mark III очень большой, что сказывается на характере изображения. Это подтверждается визуально: некоторая замыленность у Canon и зернистость у Nikon. При ответственных съемках даже на минимальных значениях ISO у 1Ds Mark III лучше использовать RAW, так как алгоритмы конвертера щадят мелкие детали.

Измерения шумов в необработанных RAW-файлах показывают, что система матрица/АЦП у Nikon реализована лучше, она обходит Canon как минимум на 1 ступень EV при чувствительности от 800 и выше, а также обеспечивает лучшее соотношение полезная информация/шум в тенях.

Отрадно отметить, что оба производителя смогли снизить уровень шумов в синем канале до уровня остальных каналов, что и визуально заметно, и подтверждается цифрами.

Уровень шумов дает возможность косвенно оценить динамический диапазон камеры. При значительном увеличении чувствительности у Nikon снижается способность различать детали в тенях изображения.

Canon 1Ds Mark III – JPEG из камеры Nikon D3 – JPEG из камеры
Canon 1Ds Mark III – RAW (сконвертировано в TIFF с помощью Digital Photo Professional с настройками по умолчанию, шумоподавление выключено) Nikon D3 – RAW (сконвертировано в TIFF с помощью Nikon CaptureNX с настройками по умолчанию, шумоподавление выключено)

Функциональность

Canon 1Ds Mark III

Nikon D3

Верхний информационный дисплей Canon 1Ds Mark III меньше, чем у Nikon D3, но информация на нем хорошо читается

Размеры формируемого изображения в пикселах – показатель, безусловно, важный, но не менее актуальна для фотографа светочувствительность сенсора при разумно допустимых шумах. Если по первому показателю Canon лидирует, то по второму Nikon вырывается вперед настолько, что у конкурента просто нет шансов. Посмотрите результаты тестов на DVD и убедитесь сами. Диапазон светочувствительности простирается до рекордных в индустрии ISO 25 600, причем уровень шумов на таких снимках хотя и высокий, но кадр при этом все же можно использовать для работы – естественно, с существенными ограничениями.

Режим Live View – прошлогоднее нововведение в профессиональных камерах – имеется в обоих аппаратах. У Canon для его активации достаточно нажать на кнопку в центре селекторного колеса. Наводка на резкость выполняется только в ручном режиме (доступно увеличение изображения 5х и 10х в выбранной области).

 

Вынесение кнопки включения брекетинга y Nikon D3 в горячую зону управления режимами съемки – это скорее дань традиции, нежели требование эргономики

У Nikon два режима Live View, отличающихся способом автоматической наводки на резкость. В «ручном» режиме для этого требуется опускание зеркала, наводка выполняется при помощи 51-зонного датчика, но изображение на ЖК-дисплее, естественно, на время исчезает. В «штативном» наводка выполняется по информации о контрастности объектов, соответственно зеркало остается поднятым, изображение во время фокусировки не исчезает, но при недостаточной освещенности этот процесс требует больше времени, а его точность зависит от наличия в кадре контрастных деталей. К сожалению, у обеих камер ЖК-дисплеи не поворотные, поэтому достоинства Live View не реализованы в полной мере.

Просмотр отснятых изображений работает в D3 и 1Ds Mark III примерно одинаково: отображается сам кадр, параметры съемки, гистограммы по каналам RGB и яркости, области засветки. Однако у Nikon есть возможность оценить отсутствие полезной информации по каждому из каналов по отдельности.

И Canon, и Nikon предлагают программные средства улучшения изображения в сложных условиях освещенности – «приоритет светов» и «активная подсветка теней» соответственно.

Canon 1Ds Mark III Nikon D3
Коммуникационные возможности Canon уже не удовлетворяют возросшим запросам сегодняшнего дня: если HDMI – это приятный бонус владельцам телевизоров высокой четкости, то отсутствие поддержки USB Mass Storage удивляет Обратите внимание на углубление рядом с разъемом USB – оно предназначено для идущего в комплекте поставки дополнительного крепления кабеля при студийной работе

Электропитание

Canon 1Ds Mark III

Nikon D3

Аппараты питаются от внешне похожих аккумуляторов, однако 1Ds Mark III, по заявлению производителя, способен сделать около 1800 кадров на одном заряде LP-E4 емкостью 2300 мA•ч, а D3 с батареей EN-EL4a емкостью 2500 мA•ч – около 4300.

Качество снимков

Canon 1Ds Mark III

Nikon D3

Обе камеры показали очень высокое качество изображения при низких значениях ISO, хотя режим Lo и в одной, и в другой реализован, судя по всему, программно, а значит, его не стоит использовать без крайней необходимости при ответственной съемке. Динамический диапазон весьма широк.

Заводские предустановки баланса белого не вызывают нареканий в большинстве сюжетов, но Canon придает снимкам едва уловимый теплый оттенок. В автоматическом режиме оба аппарата не справились с нашим простым тестовым освещением с цветовой температурой примерно 3200 К.

Уровень шумов – животрепещущий вопрос. Для начала рассмотрим файлы JPEG, получаемые из камер. Исходя из формальных тестов, в основном рабочем коридоре ISO 200–800 у Canon кадры менее шумные. Визуально картинка 1Ds Mark III выглядит так, как будто ее рассматривают сквозь тончайшую пленку – система шумоподавления излишне резво борется с перепадами яркости и цвета, визуально воспринимаемыми как мелкие детали. Есть претензии к детализации насыщенных красных участков. Nikon не стыдится показать зерно, очень напоминающее пленочное.

На высоких значениях ISO система шумоподавления Canon, имеющая лишь один параметр (вкл/выкл), работает аккуратно, устраняя только хроматические шумы и практически не влияя на детализацию. У Nikon доступны три варианта (слабый/нормальный/сильный), но тесты показывают, что даже нормальный порой заметно размыливает картинку. Огромное максимальное значение ISO сначала настораживает, а после пробных съемок завораживает: согласитесь, иногда можно пожертвовать деталями ради возможности снять либо практически «в полной темноте», с точки зрения распространенных на рынке камер, либо на очень короткой выдержке. Вместе с тем значение ISO 6400 дает вполне приемлемые результаты по уровню шумов и детализации, видимо поэтому оно еще имеет цифровое обозначение, а все, что больше его, скрывается за аббревиатурой Hi.

Камера Canon EOS-1Ds Mark III ; Объектив EF 70–200 мм f/2,8L USM
Параметры съемки: ISO 400, 1/125, f/8, CR2 ; Конвертация: Adobe Camera RAW
Суббота © Руслан Абсурдов
Canon 1Ds Mark III Nikon D3
Обратите внимание на проработку фактуры чешуи и плавника. При увеличении становится заметным снижение локальной контрастности, что воспринимается как замыленность изображения Меньшие шумы матрицы позволили сохранить детали и тональные переходы, при этом есть запас для возможного увеличения изображения для печати. Этот файл целиком представлен на DVD

Если снимать в RAW, а затем обрабатывать «негативы», то результат в значительной степени зависит от программного обеспечения и умений оператора. Canon поставляется с программой Digital Photo Professional, предлагающей только базовые инструменты. У Nikon здесь существенное преимущество благодаря Nikon Capture NX (правда, за нее придется заплатить дополнительно, если вам не повезет войти в число счастливчиков-первопокупателей, которые получат ее полнофункциональную версию в виде бонуса к аппарату), позволяющей во многих случаях отказаться от использования Photoshop.

При конвертации с параметрами «по умолчанию» RAW 1Ds Mark III по сравнению с внутрикамерным JPEG обеспечивает большую четкость изображения благодаря хорошей контрастности в деталях. Результат D3 получается немного светлее и насыщеннее.

Передача телесных тонов – наиболее «знакомого» человеческому глазу сюжета – лучше удается Nikon. Модель на тестовом снимке выглядит естественно, «загорело и счастливо». У Canon из-за особенностей внутренней обработки данных можно заметить разбалансировку тональных диапазонов, из-за которой появились «признаки усталости» – бледные губы и круги под глазами.

Камера: Nikon D3 ; Объектив: AF-S Nikkor ED 70–200 мм f/2,8G ;
Параметры съемки: ISO 200, 1/125 с, f/13, NEF; Обработка и конвертация: Nikon Capture NX 1.3
Модель: Ольга Щепак Визажист: Наталия Торгалова
Идея снимка:
Алексей Сергиенко Фото: студия «Помидор», тел. (044) 228-65-95
Canon 1Ds Mark III Nikon D3
Волосы – сложный объект для передачи. Обратите внимание на детализацию в тенях и на уровень шумов. Если не принять дополнительные меры, то шумы напрочь испортят прическу Камере приходится несладко – мокрые волосы слипаются, образуя пряди. Однако она достойно справилась с задачей: переходы различимы даже в тенях, цвета не пострадали
Несмотря на преимущество в размере изображения, на этом фрагменте структура кожи почти исчезла, а в телесных тонах появились странные оттенки, которые не устраняются в рамках базовой цветокоррекции Обратите внимание на тональные переходы, благодаря которым фактура кожи сохранилась даже там, где капли сфокусировали свет. Вместе с тем на ресницах уже заметна нехватка разрешения

Вместо заключения

Отбросим банальности о грузе инвестиций в комплекты оптики и личных привязанностях к торговой марке. Необходимо сделать выбор. И он очень нелегкий. Напомним, что между камерами пролегла пропасть как по характеристикам, так и по цене. Лига топ-профи не терпит компромиссов, но где проходит та тонкая грань, которая отделяет список необходимых для решения конкретных задач параметров от набора вообще желаемых характеристик?

Итак, в студийной съемке, тяготеющей к большим размерам кадра, безусловно, многие предпочтут Canon 1Ds Mark III. Хотя его картинка и не «звеняще резкая», при благоприятных условиях освещенности и умелой постобработке она позволит делать отпечатки (как фото, так и полиграфические) большого формата.

Для тех, кому важнее светочувствительность – репортерам, фотографам живой природы, – лучше выбрать Nikon D3, особенно с учетом его «скорострельности» и, что еще актуальнее, большой емкости буфера для съемки сериями. Наши тесты показали, что D3 достойно справился и со студийной съемкой, при умелой интерполяции он способен на равных конкурировать с 1Ds Mark III.

Неужели всем сестрам по серьгам, спросит читатель. Нет, победитель у нас один – им становится Nikon D3, поскольку у него больший список достоинств, включая универсальность, общее качество изображения, немаловажную для повседневного использования эргономику, и обходится он дешевле, даже при пересчете на цену пиксела.

Читайте также:
Nikon D300: бюджетный профи
Canon EOS 40D: сенсация или очередное обновление?
Тест: новейшие цифровые камеры с 12–18-кратной оптикой


Що думаєте про цю статтю?
Голосів:
Файно є
Файно є
Йой, най буде!
Йой, най буде!
Трясця!
Трясця!
Ну такої...
Ну такої...
Бісить, аж тіпає!
Бісить, аж тіпає!
Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: