Новости Авто 13.11.2023 в 13:18 comment views icon

Илон Маск начал «ценовую войну‎», в которой Tesla может проиграть

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/Katya-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/Katya-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/Katya-96x96.jpg

Катерина Даньшина

Автор новостей

В прошлом году автопроизводитель снизил среднюю цену на собственные модели на 25% под давлением растущей конкуренции.

Model 3, к примеру, подешевела до $44 380 с предыдущих $48 000, тогда как Model S снизилась до $96 380 с рекордных $130 000.

«Не могу вспомнить другой момент в истории автомобилестроения, когда бы бренд, не прекращавший работу, снижал цены на 20% в год», — сказал Марк Ширмер, директор по коммуникациям исследовательской фирмы Cox Automotive.

Это, мягко говоря, необычная бизнес-стратегия, с помощью которой Tesla пытается повысить продажи и замедлить продвижение конкурентов компании — возможно даже отпугнуть некоторых из них с рынка вообще.

В то же время, по оценкам Business Insider, стратегия пока работает не в том направлении — количество автомобилей, поставленных Tesla клиентам в третьем квартале, фактически сократилось; доход падает, а когда-то высокие нормы прибыли компании сокращаются — до 17,9% в третьем квартале по сравнению с 25,1% годом ранее. Конкуренты не спешат сбегать — когда-то Tesla доминировала на рынке электромобилей, но сейчас ее доля в США упала с 62% в начале года до 50% сегодня.

Вдобавок — жажда потребителей к электромобилям растет не так быстро, как ожидали производители. По данным JD Power, в прошлом году продажи электромобилей достигли рекорда в 300 000 единиц, и хотя к сентябрю 2023 года этот сегмент составлял 9% всех продаж, сейчас он начал демонстрировать явные признаки замедления, побуждая автопроизводителей к снижению цен.

«Если вы ведете ценовую войну, то должны быть уверены, что у вас есть достаточный объем, чтобы увеличить и сохранить прибыльность», — сказал Джон Чжан, профессор маркетинга в Wharton School. «Эта война должна быть непрерывной, с планами наперед. Вот как вы победите».

Некоторые эксперты наоборот говорят о невозможности победы в ценовых войнах, называя их «гонками ко дну». В отрасли, где базовые технологии — а значит и затраты на производство — быстро меняются, никто не может быть уверен, где находится это дно. Маск выбрал плохое время для старта битвы, поскольку старые производители еще могут полагаться на продажи своих традиционных авто с ДВС, у Tesla же нечем перестраховаться – либо электромобили, либо ничего.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

«Акт отчаяния‎» от Илона Маска

Результаты третьего квартала для Tesla были ужасающими по всем направлениям, пишет Business Insider: автопроизводитель не оправдал прогнозов Уолл-Стрит относительно доходов, поставок автомобилей и свободного денежного потока, который снизился до $848 миллионов с $3,4 миллиарда в прошлом году. И самое главное, что компания сообщила, что ее валовая прибыль — мера прибыльности компании после расходов — продолжает сокращаться, что испугало инвесторов.

В последние два года, несмотря на то, что Tesla выпустила более дешевые авто, такие как седан Model 3 и компактный внедорожник Model Y, ее доходы выросли до самых высоких в автомобильном бизнесе. Конечно, Маск хотел сохранить этот статус, поэтому обещал сделать все возможное, чтобы сократить расходы (во время отчета о доходах за третий квартал он сказал, что это похоже на «Игру престолов», но с копейками»). Между тем, в третьем квартале капитальные расходы Tesla фактически выросли до самого высокого уровня за год — $2,4 миллиарда против $1,8 миллиарда год назад.

Tesla Cybertruck став на конвеєр на два роки пізніше. Бонус: 6 інших обіцянок, які Маск не зміг дотримати

Маск не дал никаких комментариев относительно того, когда закончится эта «наличная засуха», улучшится маржа или обновятся устаревшие модели, а также не назвал даты запуска Cybertruck для общественности и даже признал, что Tesla «вырыла себе могилу», пытаясь создать новый автомобиль. Но в одном он был предельно ясным — цены должны падать и дальше:

«Мы должны сделать наши автомобили более доступными, чтобы люди могли их покупать».

Единственным обнадеживающим сообщением для инвесторов стало предположение, что технология беспилотных авто (в конце концов когда-то) компенсирует падение цен Tesla, но как будет работать эта математика непонятно.

Курс QA Manual (Тестування ПЗ мануальне) від Powercode academy.
Навчіться знаходити помилки та контролювати якість сайтів та додатків.
Записатися на курс

Рынок на падение прибыльности Tesla в это время ответил снижением акций на 15%.

Tesla потеряла $145 млрд рыночной стоимости за 2 недели — на фоне слабого спроса на электромобили

«‎Денежная засуха»

Есть две основные причины того, что потребительский аппетит к электромобилям не был столь сильным, как ожидали автопроизводители изначально. Во-первых, это неравномерный способ внедрения новейших технологий; чтобы продать людям даже самую удивительную инновацию, неизбежно нужно некоторое время. Второе — замедление мировой экономики.

Клиенты во всем мире стали более чувствительными к цене, что является плохой новостью для производителей электромобилей: хотя средняя цена продажи электромобиля снижается — с $65 000 в прошлом году до $53 633 в июле — она все еще выше средней цены продажи любого авто в целом, которая колеблется около $48 451.

Традиционные автопроизводители, от Ford и GM до BMW и Mercedes, ответили на ценовой вызов для электромобилей, создавая то, что они лучше всего умеют: авто с двигателями внутреннего сгорания.

«Ford способен сбалансировать производство ДВС, гибридных и электрических транспортных средств, чтобы соответствовать скорости внедрения электромобилей, в способ, который не могут использовать другие. Это, очевидно, хорошо для клиентов, которые получают продукты, которые хотят — и хорошо для нас, поскольку дисциплинированное распределение капитала и отсутствие погони за масштабом любой ценой максимизируют доходность и денежный поток».

Джон Лоулер, главный финансовый директор Ford.

У Tesla такой возможности нет:

«Маск начал ценовую войну», — говорит Марк Ширмер из Cox Automotive. «И он ничего другого не мог сделать, поскольку нет ничего нового, чтобы конкурировать с другими компаниями. Маск говорит, что это не потому, что у него проблемы со спросом. Но я был в этом бизнесе долго и никогда не видел, чтобы кто-то снижал цены без проблем со спросом».

Снижение цен от Маска не слишком порадовало остальные компании. В апреле гендиректор Ford Джим Фарли заявил, что решение Tesla может начать неустойчивую ценовую войну, и компания все равно в этом году дважды снижала цену на свой внедорожник Mustang Mach-E.

«Мы не заинтересованы в снижении цен, чтобы получить долю рынка», — сказал генеральный директор BMW Оливер Зипс во время недавнего разговора с инвесторами. «Это не наша стратегия».

Есть другие, более творческие и разумные способы привлечь клиентов без распродажи. В ходе рецессии 2008 года Hyundai вместо того, чтобы снижать цены, попыталась выяснить, что мешает клиентам покупать новый автомобиль. Оказалось, это волнение из-за увольнений. Поэтому Hyundai предложила клиентам гарантию: каждый, кто купил автомобиль, а затем лишился работы, мог продать его обратно компании. Именно такой творческий путь помог пережить трудные времена без потерь.

Это эффективное исследование рынка и рекламы. Tesla почти не указывает на то, что она делает первое и категорически отвергает второе. Маск всегда утверждал, что его популярность делает рекламу Tesla пустой тратой.

«С точки зрения рациональности он не должен так быстро снижать цены. Он может только задержать конкуренцию», — сказал Навдип Содхи, управляющий директор консалтинговой компании Sodhi Pricing. «Если бы Илон был умным, он бы не снижал цену. Вместо этого он должен оправдать стоимость владения».

По словам Содхи, у Tesla есть убедительные доводы относительно того, сколько денег электромобили помогут сэкономить клиентам со временем. Зачем снижать цены, если можно убедить клиентов платить больше?

Так с чем же останется Tesla?

Если краткосрочная цель снижения цен Tesla состоит в том, чтобы сохранить свою долю рынка и продать больше автомобилей, то она не сработает и потенциально навредит компании в долгосрочной перспективе.

По словам Джона Чжана из Wharton School, когда компании играют с ценой, они играют с ожиданиями клиентов. Потребители привыкнут платить $40 000 за стандартный электромобиль, и вряд ли вернутся к $60 000. В ценовой войне вы можете побудить еще нескольких человек купить у вас что-то сегодня, но пожертвуете миллионами долларов в будущих продажах.

Кажется, что в этот момент компании не помешает команда опытных руководителей автомобильной отрасли — однако Tesla напротив назначает нового финансового директора, а Зак Киркхорн, возглавлявший самые прибыльные кварталы в истории компании, покидает автопроизводителя в августе.

Источник: Business Insider


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: