Код доступа: Рай

Обзоры Автор 0



Говорите что хотите, но англоязычное "имя" игры мне нравится больше. Сколько киберпанковского пафоса всего в двух словах — Paradise Cracked — "Взломанный рай"… Что подвигло разработчиков заменить название в русской версии на беззубое "Код доступа: Рай", я не знаю. Но это было ошибочное решение…


На просторах СНГ пошаговые тактические игры окружены каким-то мистическим ореолом
обожания. В них играют не просто годами — десятилетиями. До сих пор на компьютерах
многих моих знакомых живут такие хиты, как X-COM: Enemy Unknown, Incubation, Jagged
Alliance… А ведь с момента выхода первой X-COM прошло уже 8 лет. Последней из
славной тройки в 1999 г. появилась вторая часть Jagged Alliance, и я хорошо знаю
людей, которые за прошедшие три года не играли ни во что другое, раз за разом
проходя ее на время, только с ножами и т. д. и т. п. Все, пришла пора сменить
оружие, начинаем осваивать "Код доступа: Рай".

"Код
доступа: Рай" 
Жанр тактическая походовая стратегия
с элементами RPG
Разработчик MiST land
Издатель "Бука"
Web-сайт www.mistgames.ru/projects/
projects/pc/news.shtml

Графика
Звук
Играбельность
 +  Первая после долгого перерыва
тактическая стратегия с элементами RPG; интересные противники; масса оружия
 -  Тексты и озвучка персонажей
"хромают"; тактики иногда слишком много
 !  Если вы с удовольствием играли
в X-COM, Jagged Alliance и Incubation — не пропустите "Код доступа: Рай"

Итак, Paradise Cracked, позвольте мне называть игру именно так, — это пошаговая
тактическая стратегия в мире киберпанка… Стоп. Почти киберпанка. Несмотря на
внешнее соответствие всем атрибутам жанра — есть обязательные хакеры, систематизированное
социальное устройство, мир трущоб и мир hi-tech, киберимплантаты, роботы, Сеть
и прочие приметы "времени", — это, тем не менее, не киберпанк. Все
портит язык… Где рубленый жесткий стиль; мрачная эстетика войны всех против
всех; гимн герою-одиночке, восставшему против системы; характерный слэнг; да хотя
бы чувство меры и отсутствие пафоса?! Увы, всего этого нет. Особенно отвратительны
в игре текст, "проговариваемый" NPC при выдаче квестов, и описания заданий
в дневнике. Гибсон, Стерлинг и компания вряд ли бы приняли автора этих опусов
в свои ряды — недостоин.

Соперничать с напыщенностью и временами глупостью текста может только озвучивание персонажей и NPC. И хотя иногда и здесь случаются блестящие находки, например реплики полицейских и спецагентов, объявление в Гипермаркете, фразы торговцев, в основном озвучка получилась весьма посредственной, причем в первую очередь это касается членов вашей команды. В игре герои говорят как персонажи детского мультфильма, а порой просто несут вздор. Слава Богу, ситуацию спасает музыка. И хотя я никогда не был поклонником абстрактных электронных композиций, здесь они звучат как нельзя кстати. Желания отключить музыку не возникает, наоборот, хочется прибавить громкости, чтобы она заглушила глупости, которые изрекают ваши подопечные.

Проблемы с текстом и озвучиванием персонажей не позволяют в должной мере вжиться в мир игры, а ведь "Код доступа" еще и RPG, для нее это жизненно важно. Нет, попытаться ощутить себя жителем киберобщества будущего можно, но для этого надо читать абсолютно все тексты в игре, что при их "качестве" и миниатюрности используемых шрифтов задача просто титаническая, все записи в дневнике и базе данных, сообщения новостных каналов и т. д. Кстати, здесь есть весьма интересная находка авторов — ваши действия в мире игры комментируются в новостях, как и убийства квестовых персонажей, которые могут просто погибнуть в случайной уличной перестрелке.

Визуально Paradise Cracked выглядит на твердую четверку. Полное 3D, конечно, добавляет игре привлекательности, вот только третье измерение — высота, практически не используется в бою, а в плане спецэффектов и уровня детализации мира "Код доступа" сильно проигрывает вышедшим не так давно и внешне очень близким к ней Dungeon Siege и Neverwinter Nights. Да и с цветами и освещением авторы явно переборщили.

Но, в конце концов, все это шелуха, наносное, играют же люди до сих пор в плоскую Jagged Alliance при разрешении 640 480. Главное в пошаговой тактике что? Правильно — бои. А вот за них-то игре можно простить все. Хотя и здесь не обошлось без недоработок.

Авторы изрядно "пересолили". Бои в игре идут непрерывно, каждый уровень просто нашпигован врагами — порой они стоят буквально плотными шеренгами. Но это полбеды. Такого понятия, как "зачищенный" уровень, в игре не существует. Вернувшись в уже пройденный район (квартал), вы встретите еще больше противников, вооруженных не в пример лучше только что уничтоженным. Вообще, я припоминаю лишь пару уровней, на которых в вас не стреляют. Конечно, это придает игре напряжения, создавая атмосферу тотальной охоты на бедного хакера, взломавшего то, что взламывать было нельзя. Но… любой поход в магазин или отчет о выполненном квесте может закончиться вашей смертью. А учитывая, что иногда придется делать по пять-шесть пробежек через 4 уровня для решения одного квеста и все это в исключительно пошаговом режиме, количество врагов очень скоро покажется вам чрезмерным. Постоянный походовый режим сильно раздражает некоторых игроков, которые хотели бы видеть вместо него нечто в манере Fallout, с real-time в "мирной" части и "пошаговкой" в бою. Но лично меня имеющийся в игре режим не напрягает, к тому же благодаря массе настроек камеры можно значительно ускорить ходы.

Собственно бои в игре классические, в лучших традициях уже упомянутых в начале статьи столпов жанра. Поле гексагональное, можно приседать, переключаться между режимами стрельбы, использовать аптечки и отражающие энергетические экраны. У каждого из врагов собственный угол обзора, но не пробуйте пройти игру в stealth-режиме — вряд ли получится, да и неинтересно. Оружия не просто много, а очень много. От пулевого до энергетического, от пистолетов до ручных пушек, разного калибра, под патроны различных модификаций (интересный ход, отличия между боеприпасами действительно существенные), гранат тоже много, причем их отскоки от препятствий и подпрыгивания сделаны очень неплохо (вот только это почти абсолютное оружие). Совсем нет ножей, но они здесь по большому счету и не нужны. Для каждого типа вооружения необходим определенный уровень параметров персонажа. Мне, например, под конец игры попадались такие "пушки", которые ни один из моих подопечных просто не мог взять в руки.

Очень порадовали враги. И хотя они не блещут интеллектом, что компенсируется многочисленностью,
у каждого своя тактика и любимое оружие, будь то боевики синдиката, бойцы элитарного
подразделения Службы Безопасности Системы, закованные в скафандры высшей защиты
космические пехотинцы или легендарные Крестоносцы. Кроме противников-людей, в
игре есть боевые дроны и "пауки" и даже тяжелая техника — самоходные
гравитационные и шагающие танки. Более того, игроку позволено "угнать"
легковые или грузовые гравикары и устроить неприятелю локальный Carmageddon. А
чтобы избежать боя, в некоторых местах можно воспользоваться услугами общественного
транспорта.

С многообразием средств уничтожения связаны и некоторые проблемы в его использовании. Несбалансированность временных затрат на выстрелы, слишком большой разлет пуль у некоторых видов оружия (порой пуля или луч могут пойти чуть ли не под прямым углом к стволу), кое-какие несуразности в поражающей силе и т. п.

Ну и конечно, какой же киберпанк без имплантатов и взлома компьютеров. И то и другое имеется. Имплантаты повышают базовые характеристики персонажей или сопротивляемость к некоторым видам повреждений, а также выполняют функции автоматической аптечки. Кстати, в команде может быть до шести героев, а вообще присоединиться к вам готовы около десяти "неблагополучных" жителей Системы, от отставного вояки и бывшего полицейского снайпера, до красотки мутанта и девушки из высшего общества. Каждый персонаж имеет свою историю и мотивировку действий, хотя выглядят эти "мотивы" очень наивно. Взлом компьютеров позволяет получить новую информацию о различных организациях, их боевых подразделениях, технике и руководителях.

Теперь посмотрим на игру с ролевой точки зрения. Уровни растут очень уж медленно, а количество имплантатов в игре невелико, так что серьезно "раскачать" персонажей не удастся, да и нет в этом особой необходимости. Квестовая часть выполнена очень неплохо, практически в каждом эпизоде (их здесь четыре) есть возможность прохождения основного квеста, а это выход на следующий "этаж" города, различными путями, порой даже почти мирными. Иногда можно выбрать сторону/организацию, которую вы будете поддерживать, что очень приятно. Собственно квестов — около 10 на каждом из первых трех уровней и буквально 3 на последнем, орбитальном, но поверьте, мало вам не покажется.

Об игре можно было бы говорить еще, но портить вам удовольствие от самостоятельного знакомства с Paradise Cracked не хочется.

P. S. В патче, который разработчики обещали выпустить в середине октября, будут исправлены многие недостатки, отмеченные в статье: бесконечный респаун противников, механизм стрельбы, недоработки в интерфейсе и балансе. Так что я рекомендую дождаться выхода этого исправления, а уж потом браться за игру всерьез. Ведь, несмотря на некоторые недоработки, она того стоит.