Обзоры
Bridge of Spies / «Мост шпионов»

Bridge of Spies / «Мост шпионов»


Bridge of Spies

Глиникский мост через реку Хафель, соединяющий Западный Берлин и Потстдам, служил в годы Холодной войны тонкой связующей ниточкой между странами НАТО и Восточным блоком. Здесь, начиная с 1962 г., противники обменивали провалившихся шпионов, поэтому в популярной культуре Глиникский мост чаще называли Мостом шпионов. Фильм Стивена Спилберга Bridge of Spies рассказывает о начале подобной практики – обмене агента КГБ Рудольфа Абеля на пилота сбитого над Уралом самолета-разведчика U-2 Гэри Пауэрса.

Bridge of Spies / «Мост шпионов»

Жанр шпионский триллер
Создатель Стивен Спилберг
В ролях Том Хэнкс (Джеймс Донован), Марк Райлэнс (Рудольф Абель), Эми Райан (Мэри Маккенна Донован), Алан Алда (Томас Уоттерс), Остин Стоуэлл (Фрэнсис Гэри Пауэрс), Себастьян Кох (Вольфганг Фогель), Питер Макробби (Аллен Даллес), Стивен Канкен — Уильям Томпкинс, Михаил Горевой (Иван Шишкин) и др.
Компании Walt Disney Studios Motion Pictures, Touchstone Pictures, DreamWorks Pictures
Год выпуска 2015
IMDb, КиноПоиск

2015 г. можно смело называть годом возвращения Холодной войны в кинематограф. О начале противостояния Востока и Запада рассказывает сериал Agent Carter, шпионские игры 60-х продолжаются в The Man from U.N.C.L.E., Холодная война идет между Японией и Германией в «Человеке в высоком замке», тема обмена шпионов и тайных контактов между двумя супердержавами – основа Bridge of Spies, а через неделю выходит еще один фильм о принципиальном противостоянии СССР и США, легендарном матче за шахматную корону между гроссмейстерами Бобби Фишером и Борисом Спасским – «Жертвуя пешкой». Неудивительно, начало новой Холодной войны заставляет вспомнить события пятидесятилетней давности. Но вернемся к «Мосту шпионов».

Стивен Спилберг не в первый раз берется за масштабные произведения, связанные с войной. И хотя, в отличие от «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана», в «Мосте шпионов» не гремят пушки и не звучат пулеметные очереди, сравнивать новую работу маэстро стоит именно с этими картинами.

Переговоры об обмене между державами, официально отрицающими свою причастность к людям, которых они собираются обменивать, напоминают игру в покер. Первая ставка, аккуратное прощупывание противника, повышение ставки, блеф, угроза, ставка «на все» и, наконец, самое волнительное – вскрытие карт. В этой покерной партии солирует герой Тома Хэнкса.

Джеймс Донован умеет держать удар и никогда не отказывается от своих принципов. Стойкий мужик, как охарактеризовал его полковник Абель. Донован был единственным адвокатом, который согласился защищать советского шпиона и стать предметом ненависти всего американского общества. Да, Донован проиграл дело о защите Абеля, но проиграл красиво, заслужив уважение своих противников и добившись для агента СССР замены смертной казни тюремным заключением.

Спилберг умеет и любит снимать Тома Хэнкса. Он знает сильные стороны актера и умеет их преподносить. В этот раз дуэт актер-режиссер снова играет на предельных высотах. Хэнкс убедителен, серьезен, собран – настоящий адвокат. Но даже больше чем Хэнкс, в «Мосте шпионов» впечатляет Марк Райлэнс, исполняющий роль Рудольфа Абеля. Хотя советский агент немногословен и старается не демонстрировать эмоции, к нему проникаешься невольным уважением, как к солдату, до конца исполняющему свой долг. Вообще, Bridge of Spies в некоторой мере снят как своеобразная ода стойкости Абелю, его верности своей стране и долгу. Картина в основном базируется на автобиографичной книги самого Джеймса Донована, так что Спилберг просто передает отношение адвоката к своему подзащитному. Даже американский пилот, к которому, кажется, в контексте картины мы должны испытывать больше симпатии, блекнет перед силой воли полковника Абеля, который хоть и понимает, что на родине его может ждать все что угодно, вплоть до расстрела, но хочет вернуться домой.

В Bridge of Spies есть еще один интересный исторический персонаж, который показан, к сожалению, лишь мельком – немецкий адвокат Вольфганг Фогель, который за свою жизнь принял участие в обмене 150 (!) шпионов и помог перебраться в Западную Германию 249 тыс. (!) граждан ГДР. ФРГ заплатила за освобождение этих людей $2,7 млрд.

Большой плюс Bridge of Spies – сеттинг 60-х. Как это ни удивительно, картинка в фильме во многом близка по стилистике к «Человеку в высоком замке», только роль нацистского Рейха здесь играет ГДР и СССР. Красивые машины, строгие костюмы и элегантные женские платья, обилие красного в официальных советских зданиях, напоминающая нацистскую форма Вооруженных сил ГДР. Правда, с нагнетанием мрачных красок в изображении Восточного Берлина и только что возведенной Стены авторы немного переборщили, но в качестве художественного приема такое преувеличение и, кстати, анахронизм, оправданны.

Несмотря на внушительный хронометраж и отсутствие каких-либо action-эпизодов, Bridge of Spies держит вас в напряжении весь сеанс, даже несмотря на то что вы и так знаете, чем закончится фильм. Диалоги в фильме просто блестящие, несмотря на некоторую пафосность речей Донована в суде. Хороша и операторская работа, некоторые кадры хоть вырезай и в рамку, на стену.

Спилбергу в очередной раз удалось снять масштабное кино о нашем прошлом, которое важно не забывать в настоящем. История, к сожалению, имеет неприятную особенность повторяться, и Спилберг, похоже, отличное это понимает. Посмотрите «Мост шпионов», наверняка это название будет не один раз звучать в списке номинантов на следующий Оскар.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: