Обзоры
Pathfinder: Kingmaker — Хардкор на кубиках
35

Pathfinder: Kingmaker — Хардкор на кубиках

Pathfinder: Kingmaker — Хардкор на кубиках

Pathfinder: Kingmaker — первая изометрическая ролевая игра во вселенной Pathfinder от молодой студии Owlcat Games, сценаристом которой выступил сам Крис Авеллон. Звучит интригующе?

Pathfinder: Kingmaker

Жанр RPG
Платформы PC, macOS, Linux
Разработчики Owlcat Games
Издатель Deep Silver
Сайт, Steam

Pathfinder — это настольная ролевая игра, основывающаяся на дополненных и переработанных правилах 3-й редакции Dungeons & Dragons, и нет, это не поделка по мотивам, интерпретация Paizo Publishing получилась настолько удачной, что пять лет назад Pathfinder удалось отнять у своего родителя титул самой продаваемой настольной RPG.

Pathfinder: Kingmaker пытается пойти по тому же пути, что и настольная версия, игра беззастенчиво копирует знакомые механики как старых игр на Infinity Engine, так и последних проектов Obsidian Entertainment, внося по ходу дела правки с оглядкой на местные правила. В основном получается хорошо, ветеран изометрических RPG в Pathfinder будет чувствовать себя как дома, по крайней мере поначалу.

Завязка проста: в Речных королевствах идет политическая возня, одна из противоборствующих сторон запускает аукцион невиданной щедрости — бесплатное баронство тому, кто разберется с бандитами, обосновавшимися в Украденных землях. Звучит как план, так что самое время собирать ватагу авантюристов и выдвигаться. Первое время особых отличий от ролевых игр на основе Dungeons & Dragons вы не заметите, если не брать в расчет экран создания персонажа, за которым можно провести неприлично много времени — от обилия классов и характеристик рябит в глазах. Но оно и не удивительно, навыков у персонажей кот наплакал, начальные диалоги относительно прямолинейные, квесты тоже — знай себе бегай из точки А в точку В, книжки читай, скрытые проходы да тайники ищи, а в бою кликай на врага и молись, чтобы кубики как нужно выпали. Да, в игре успех или неудача любого действия зависит от броска виртуальных кубиков, и вы в любой момент можете посмотреть что там такого выпадает, что ваш лучник уже пять минут попасть ни по кому не может.

Спустя несколько часов становится сложнее. Даже вне боя каждый чих требует броска кубиков (не помню, в какой еще игре я накладывал на персонажа по три баффа только для того, чтобы подняться по лиане на скальный выступ), добрая треть вариантов ответа в диалогах требуют наличия у персонажа специфического мировоззрения или прокачки определенных характеристик, а бои превращаются в настоящие испытания как навыков, так и нервов. Условную Pillars of Eternity или Tyranny можно было без особых проблем проходить, лично управляя всего парой персонажей, оставив остальных на попечение ИИ, в Kingmaker это верный путь на экран загрузки.

Дело в том, что боевая система в игре довольно запутанная — для каждого из участвующих в бою персонажей, в том числе вражеских, он делится на шестисекундные раунды, за которые персонаж может выполнить одно или несколько действий из пяти доступных типов. Причем упомянутые раунды, судя по рассинхрону в бою, индивидуальны, а очередность ходов регулируется с помощью инициативы. В других подобных играх персонажи ходят по очереди либо все одновременно, позволяя относительно легко читать картину происходящего и практически молниеносно реагировать на ее изменения. В Pathfinder: Kingmaker с этим сложнее. Бои получаются неровные и несколько хаотичные, персонажи не всегда выполняют приказы с нужной расторопностью, а управляемой паузой или замедлением хода времени приходится пользоваться гораздо чаще, чем хотелось бы.

Ваш танк пропустил критический удар и нуждается в срочном лечении? Надейтесь на то, что раунд клерика еще не начался или на то, что он не успел ударить кого-то, произнести заклинание или сделать пару шагов в сторону. Иначе все, потрачено, следующее исцеление вы получите не раньше чем через 3 секунды, и это в лучшем случае. Зелья жизни немного спасают, но на них одних далеко не уедешь, да и стоят они состояние, приходится заниматься превентивным АоЕ лечением по кулдауну и перед боем накладывать все бафы, которые только возможно. Самые полезные навыки и заклинания, разумеется, можно произнести ограниченное количество раз в день, так что готовьтесь отдыхать после каждой встречи с относительно серьезным противником, другими словами — после любого существа размером больше гоблина.

Для полноты картины добавим сюда ощутимый дисбаланс игры. Чтобы не углубляться в расчеты, скажем просто — ситуация, когда ваш шанс попасть по противнику составляет 5%, а он лупит по вам с 45%-ной вероятностью, здесь вполне штатная, даже после серии патчей. Ближе к середине игры становится проще, спасают полученные уровни, экипировка и, особенно, заклинания контроля, которые давно не были так полезны. Паутина, замедление, заклинания отчаяния, весь арсенал магических атак, бомбы алхимика и метательные бутылки с горючей смесью решают добрую половину проблем, с оставшейся разберутся бойцы ближнего боя. И опять разбивать лагерь для ночевки, потому что следующий бой может стать последним.

Лагерем, к слову, нужно управлять: кого-то оставлять в дозоре, кому-то поручать маскировку, а если у вас нет сухпайка, то придется и на охоту отправляться, и кашеварить. И если кубики выпадут плохо — ждите гостей в самый неподходящий момент. Оказаться застигнутым врасплох, когда половина группы с ног валится от усталости, у магов и лекарей еще не восстановились заклинания, а танки сражаются без брони (спать-то в латах неудобно, вот и снимают) — это в игре не редкость.

Но главная проблема с отдыхом в том, что на него уходит время, а время в Kingmaker играет решающую роль, как мне пришлось убедиться на собственном горьком опыте. Как оказалось, у каждого из четырех основных квестов в игре есть таймер, и не всегда игра о нем предупреждает. На 45 часу игры я не без удовольствия правил своим баронством, успел построить два города, открыть добрую треть карты, выполнить огромное количество побочных квестов, неплохо снарядить своих соратников и… проиграть. Без предупреждения и очевидных причин. Ваше баронство уничтожено, загрузить последнее сохранение? В чем причина, мне подсказал интернет — оказывается, я потратил слишком много времени на квесты, связанные с управлением владениями, побочные задания и прокачку героев и не успел вовремя убить сюжетного босса второй главы. Того самого, который, собственно, и отправил меня улучшать экипировку и качать персонажей, поскольку буквально за шесть часов до падения моих земель он разносил всю группу за пару минут.

И ведь Pathfinder: Kingmaker делает все, чтобы ты провалил эти треклятые скрытые таймеры — карта в игре огромная, локаций столько, что я сбился со счета, у каждого соратника в обязательном порядке имеются персональные квесты, которые не менее интересны, чем основные задания, да и подданные нет-нет да попросят о чем-то. Управление землями — это вообще тема для отдельного разговора, здесь нужно и новые регионы захватывать, и города развивать-застраивать, и проблемы глобального масштаба решать. С определенной периодичностью вам выдают карточки проблем и возможностей, решением которых занимаются советники. Собственно, все, что требуется от игрока — закрепить такую карточку за подходящим персонажем и ожидать результата. Причем заданий заведомо больше, чем могут обработать советники, так что выбирать за что браться нужно с умом — можно потратить две недели на бесполезный карнавал и упустить возможность привлечь зажиточных купцов в свои владения или отправить генерала заниматься какой-то ерундой и прозевать вторжение троллей. На посты советников назначаются члены группы, исходя из их специализации — на роль генерала, допустим, жреца поставить не выйдет, а варвар не станет казначеем при всем желании. Иногда советники обращаются к вам за вынесением окончательного решения — как поступить с задержанным разбойником, допустим, и при вынесении приговора учитывать нужно не только собственную позицию, но и мнение советников, зависящее от их мировоззрения. Будете слишком часто идти им наперекор, и они покинут свой пост и вашу группу заодно.

Управлять землями на самом деле не очень просто, отправленные на задание советники вполне могут его провалить, что в перспективе чревато катастрофическими последствиями, вплоть до проигрыша. Обезопасить себя от такого исхода можно, поручив эту задачу компьютеру, но тогда вы лишитесь возможности вернуть бразды правления в свои руки, игра честно предупреждает, что это действие необратимо.

Pathfinder: Kingmaker это более хардкорная альтернатива играм Obsidian Entertainment, настоящий подарок олдскульным любителям изометрических ролевых игр. Она сторицей вознаграждает игрока за усидчивость и вдумчивость и беспощадно карает за невнимательность. Здесь интересный сюжет, запоминающиеся персонажи и целый ворох интересных механик, но, к сожалению, не меньший ворох проблем, среди которых баланс, неочевидность определенных игровых аспектов, крайне неудобная система отслеживания квестов и, увы, баги, которые, как мы надеемся, Owlcat Games продолжат исправлять регулярными патчами.

3.5
Оценка ITC.UA
Плюсы: Сюжет; интересный взгляд на игровую механику; персонажи; саундтрек
Минусы: Местами излишне высокая сложность; неочевидность определенных игровых аспектов; баги
Вывод: Сложно, больно, но чертовски интересно

Steelseries рекомендует:


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: