Статьи Технологии 31.07.2024 в 14:00 comment views icon

Портативные игровые консоли: эволюция от 70-х до сегодня

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/08/photo_2022-09-30_11-43-02-e1664550777584-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/08/photo_2022-09-30_11-43-02-e1664550777584-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/08/photo_2022-09-30_11-43-02-e1664550777584-96x96.jpg

Дмитрий Спасюк

Автор статей и обзоров

Портативные игровые консоли: эволюция от 70-х до сегодня

Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

Портативные игровые консоли являются неотъемлемой частью истории видеоигр, а для многих именно они, а не компьютеры или стационарные консоли, ассоциируются с процессом видеоигры. Возможность наслаждаться играми где угодно и когда угодно оказалась важнее качества графики, поэтому «портативки» стали такими популярными. Они прошли долгий путь от примитивных до современных мощных устройств с начинкой, как у игровых ноутбуков. Рассмотрим основные этапы развития портативных игровых консолей, лучшие модели, их особенности и влияние на игровую индустрию.

Начальный период (1970-е — начало 1980-х)

Микроэлектроника в конце 70-х годов была на раннем этапе развития, а тогдашние топовые компьютеры не имели графического интерфейса в системе. С портативными устройствами ситуация была еще тяжелее, ведь кроме технологических ограничений появлялась еще и проблема автономности.

Microvision

Первая портативная игровая консоль, которую можно считать прообразом современных устройств, появилась на свет в 1979 году. Портативная приставка Microvision от компании Milton Bradley. Она имела сменные картриджи, что позволяло играть в разные игры на одном устройстве. Консоль получила монохромный жидкокристаллический дисплей с разрешением 16х16 пикселей. Питается устройство от девятивольтового аккумулятора.

Несмотря на инновационный дизайн, Microvision имела многочисленные проблемы, включая небольшую библиотеку игр, не лучшее качество экрана и высокую стоимость. Также стоит добавить, что консоль не имела собственного процессора — каждая игра содержала процессор на картридже, а не только память. Конечно, это изрядно влияло на цену. В начале 1980-х годов Microvision была роскошью, доступной только избранным, а не массовым продуктом.

Тогда консоль стоила 50 долларов, что эквивалентно 210 долларам США в 2024 году. Вроде бы немного, но само устройство ничего из себя не представляет без видеоигр. Картриджи были дорогими, редкими, а многообразие видеоигр не радовало.

Nintendo Game & Watch

Другой значительный шаг в развитии был сделан компанией Nintendo, которая в 1980 году выпустила серию устройств Game & Watch. Эти консоли имели встроенные игры и жидкокристаллические дисплеи, которые совмещали часы с игровыми функциями. Серия Game & Watch стала очень популярной и создала основу для будущих успехов Nintendo в портативных играх.

Основи Python для школярів від Hillel IT School.
Відкрийте для вашої дитини захопливий світ програмування з нашим онлайн-курсом "Програмування Python для школярів". Ми вивчимо основи програмування на прикладі мови Python, надаючи зрозумілі пояснення та цікаві практичні завдання.
Зареєструватися

За время существования этой серии было выпущено более 60 различных моделей, которые имели разные встроенные игры, форму, размер экрана и тому подобное. В советском союзе появлялись копии этой консоли, известные игрой про волка, который собирает яйца.

Именно эта консоль вдохновила разработчиков невероятно популярных у нас и по всему миру «тамагочи» и «тетрис» (где был не только тетрис, а много других игр), которые в Украине в начале 2000-х можно было приобрести за 10 гривен.

Хотя Nintendo Game & Watch предлагает только одну игру, консоль получилась популярной благодаря адекватной стоимости. Конечно, это не могло быть пиком эволюции, ведь для новой игры приходилось покупать другой Game & Watch. Несмотря на это всего было продано более 40 миллионов единиц, что дало мотивацию для создания следующего хита Game Boy, о котором пойдет речь ниже.

Золотая эра (середина 1980-х — 1990-е)

Рынок стационарных игровых консолей набирал обороты, а игровые автоматы переживали не лучшие времена. Компания Nintendo купалась в деньгах благодаря невероятным продажам приставки NES, поэтому выход очередной портативной приставки со сменными картриджами был неизбежен.

Nintendo Game Boy

В 1989 году Nintendo выпустила Game Boy, который навсегда изменил рынок портативных игровых консолей. Благодаря сменным картриджам, длительному времени работы на батарейках и отличной эргономике Game Boy стал абсолютным хитом, трижды побив продажи предшественника.

Технологически консоль была лучшей на рынке. Game Boy получил монохромный дисплей размером 160х144 пикселей и работал на четырех батарейках типа AA. С качественными батарейками можно было играть до 15-20 часов.

Основи Python для школярів від Hillel IT School.
Відкрийте для вашої дитини захопливий світ програмування з нашим онлайн-курсом "Програмування Python для школярів". Ми вивчимо основи програмування на прикладі мови Python, надаючи зрозумілі пояснення та цікаві практичні завдання.
Зареєструватися

В сердце устройства находится процессор Sharp SM83 на 4 МГц, 8 КБ оперативной памяти и 8 КБ видеопамяти. Дисплей выполнен по трансрефлективной технологии, поэтому играть лучше всего именно в солнечный день на улице. Более поздние версии получили подсветку, но это напрямую влияло на автономность.

Большой экран, гигантская библиотека видеоигр, удобное управление, компактные размеры — этого было достаточно для успеха Game Boy, который продался в количестве 120 миллионов единиц за все время. Продавались они хорошо и 10 лет после релиза, вплоть до выхода портативных консолей нового поколения.

В течение следующих десяти лет были выпущены несколько усовершенствованных версий, включая Game Boy Pocket (1996) и Game Boy Color (1998), который добавил цветной дисплей, но основа почти не менялась. Главное, что все игры из оригинального Game Boy были полностью совместимы с Game Boy Color, ведь консоль самостоятельно добавляла цвета к монохромным видеоиграм.

Sega Game Gear

В этот же период другие компании также пытались захватить часть рынка. Sega выпустила Game Gear в 1990 году, который имел цветной экран и был более мощным, чем Game Boy, но это понесло и свои недостатки.

Устройство имело размер экрана 3,2 дюйма с разрешением 160х144 пикселей. Однако его высокое потребление энергии (консоль требовала шесть батареек типа AA, которые быстро разряжались) и более высокая цена сделали его менее популярным.

Кроме плохой автономности и безумных затрат на батарейки Game Gear имеет немалые размеры: 210х113х38 мм. После маленького «игрового мальчика» носить такого гиганта было неудобно.

Sega Game Gear имел определенный успех в Японии, но в других регионах его продажи были ниже ожиданий. Всего было продано почти 11 миллионов единиц, что в 10 раз меньше, чем у конкурента. Впрочем, эта консоль оставила серьезный след в истории, как достойная попытка Sega конкурировать с гигантом Nintendo.

Atari Lynx

Еще одна значительная попытка создать успешную портативную консоль была предпринята компанией Atari, которая выпустила Atari Lynx в 1989 году. Lynx была первой портативной консолью с цветным дисплеем и поддержкой мультиплеера через специальные кабели.

64 КБ памяти позволяли работать со значительно лучшей графикой, а за звук отвечал отдельный процессор. Однако, несмотря на инновационный дизайн и технические характеристики, Atari Lynx не смогла конкурировать с Game Boy из-за высокой цены и ограниченной библиотеки игр.

Тогда консоль стоила 180 долларов, что эквивалентно 440 долларам США в 2024 году. Еще одной проблемой стала автономность, которая в лучшем случае была четыре часа с шестью батарейками АА.

Приставка Atari Lynx на пару с Game Gear продемонстрировали, что мощность начинки не имеет такого влияния, как эргономика и автономность, поэтому не смогли успешно конкурировать с Nintendo Game Boy.

Портативные консоли нового поколения (2000-е)

Стремительное развитие микроэлектроники позволило вывести уровень графики в портативных игровых консолях на принципиально новый уровень. К гонке за кошельки геймеров присоединилась компания Sony, поэтому ситуация лишь подогревалась серьезной конкуренцией.

Nintendo Game Boy Advance

Nintendo также продолжила развивать линейку Game Boy, выпустив Game Boy Advance (GBA) в 2001 году. Разработанная с нуля консоль получила мощный 32-битный процессор и цветной дисплей с разрешением 240х160 пикселей.

Невысокая стоимость (эквивалент 170 USD) и хороший баланс начинки сделали Game Boy Advance очередным хитом, хотя он продался в количестве «всего» 82 миллиона единиц против 120 млн у оригинального Game Boy.

Графически игры были на уровне PlayStation 1, за исключением ограниченного объема памяти картриджей. Благодаря отличной эргономике и автономности 15 часов Game Boy Advance стал идеальным портативным игровым устройством того времени. Немаловажно и то, что теперь было достаточно лишь двух АА батареек для работы девайса.

Консоль поддерживала многопользовательские игры через специальные кабели и имела огромную библиотеку игр. В 2003 году выпустили еще одну версию Game Boy Advance SP в виде раскладушки. Она имела встроенную подсветку экрана и аккумулятор, который можно было перезаряжать.

Nintendo DS

В 2004 году Nintendo представила уникальную приставку Nintendo DS с двумя экранами, один из которых был сенсорным. Абсолютно новый подход к разработке позволил создавать новые типы игр с инновационным геймплеем.

Кроме значительно более мощной начинки Nintendo DS предлагает уникальный игровой опыт с использованием двух экранов для игры. Некоторые видеоигры выводили дополнительную информацию на нижний дисплей, например, инвентарь персонажа, а некоторые объединяли экранное пространство в единое игровое поле (Contra IV).

Nintendo DS также поддерживала беспроводное соединение для мультиплеерных игр и имела слот для картриджей Game Boy Advance, что сделало ее обратно совместимой. Этот шаг был очень важным, ведь позволил сохранить огромную библиотеку видеоигр с консоли предыдущего поколения.

Неудивительно, что Nintendo DS стал самым успешным игровым устройством нулевых и продался в количестве более чем 150 миллионов единиц по всему миру. Игрокам и самой компании понравилась концепция двух экранов, поэтому впоследствии мир увидит продолжение 3DS и несколько новых версий Nintendo DS Lite, DSi, DSi XL.

Sony PlayStation Portable (PSP)

Японский гигант Sony уверенно побеждал на рынке стационарных консолей, вытеснив Nintendo 64 на второй план, поэтому мог себе позволить заняться разработкой портативного устройства, чем и занимались в компании не один год подряд.

Sony PlayStation Portable (PSP) в 2004 году открыла новую эру мобильных видеоигр, предложив лучшее аппаратное обеспечение того времени. PSP имела 4.3-дюймовый экран с разрешением 480х272 пикселей и возможность воспроизведения мультимедийного контента, такого как фильмы и музыка.

Она также поддерживала беспроводное соединение и имела мощный (по меркам 2004 года) процессор, что позволяло запускать графически продвинутые игры. Этому способствовала поддержка карт памяти большого размера и дисков UMD.

Ситуация была аналогична, как при борьбе Nintendo 64 с Sony PlayStation 1. То есть разработчики упирались в ограничение картриджей 64 МБ, а у Sony имели свободу до 700 МБ (объем CD диска). Как следствие, графика на PlayStation Portable была значительно лучше, игры огромные, объемные, длительные, с качественными текстурами и катсценами.

Хотя PSP не достигла такого же уровня продаж, как Nintendo DS, она обрела большую популярность и создала прочную базу для фанатов игр, которым важнее графика, а не геймплей на двух отдельных экранах.

Sony PlayStation Portable выпускалась в нескольких модификациях вплоть до 2014 года. Кроме классических PSP 1000, 2000, 3000 стоит отметить PSP GO в форме горизонтального слайдера и Android смартфон Sony Ericsson Xperia Play с таким же формфактором и встроенным эмулятором PS1.

Современные тенденции (2010-е — настоящее)

Мнения компаний разделились, поэтому Nintendo пошла по пути развития уже популярной модели с двумя экранами, а в Sony выпустили обновленную версию популярной PSP, хотя в итоге стратегия Nintendo оказалась выигрышной. Люди охотнее покупали казуальные видеоигры с интересным геймплеем, а не ААА игрушки с крутой графикой для PS Vita.

Nintendo 3DS

В 2011 году Nintendo выпустила консоль 3DS, которая имеет возможность отображения 3D-графики без необходимости использования специальных очков. Дизайн остался похожим на предшественника DS, но 3DS имела дополнительные функции, такие как камеры, акселерометр, Wi-Fi и гироскоп.

Новая приставка также поддерживала обратную совместимость с играми для DS, что расширяло библиотеку игр. Старт продаж был непростым, ведь консоль оказалась дороже предшественника, а игры на смартфонах стремительно набирали обороты.

Тогда казалось, что совсем скоро смартфоны будут запускать ААА игрушки, как на компьютерах, но индустрия пошла по пути казуальных проектов. Так же игры для Nintendo 3DS были ориентированы на геймплей, а не качественную графику.

Концепция с двумя экранами собрала слишком много фанатов, поэтому за все время было продано 76 миллионов единиц Nintendo 3DS, учитывая версии Nintendo 3DS XL и Nintendo 3DS LL. Интересно, что их сняли с производства только в 2020 году, то есть выпускали параллельно с Switch.

Сейчас Nintendo 3DS имеет невероятно большую библиотеку игр, поэтому до сих пор остается актуальной консолью для любителей классики. Хотя преемник Nintendo Switch получил совсем другую эргономику с одним экраном, он перенял формулу успеха в 3DS, которая говорит, что людям не нужны игры с красивой графикой, зато интересные казуальные проекты с интересными механиками.

Sony PlayStation Vita

Sony выпустила PlayStation Vita в 2011 году как прямое продолжение легендарной PSP, но эта модель стала последней в серии несмотря на хорошее аппаратное обеспечение и отличную эргономику.

PlayStation Vita получила высококачественный OLED-дисплей с разрешением 960х544 пикселей и мощные технические характеристики, которые позволяли запускать ААА игры уровня тогдашних стационарных консолей с немного проще графикой.

Например, Mortal Kombat 9 идентичен тому, что на PS3, но выводится с меньшим разрешением. Приставка имеет сенсорный экран, заднюю сенсорную панель, два аналоговых стика, беспроводное соединение, медиаплеер, браузер, поддерживает карты памяти большого объема.

Несмотря на отличные технические характеристики, Sony PlayStation Vita не достигла значительного коммерческого успеха из-за отсутствия поддержки со стороны разработчиков игр и высокой конкуренции со стороны смартфонов и планшетов. Именно смартфоны, на которые бросились любители играть в дороге, стали главной причиной провала Vita, да и конкуренция от Nintendo 3DS с казуальными играми подливала масла в огонь.

Однако консоль имела горстку верных сторонников и некоторые эксклюзивные игры. PlayStation Vita до сих пор считается портативной приставкой с лучшей эргономикой, ведь с достаточно большим экраном имеет тонкий дизайн и компактные размеры, чего не сказать о современных консолях Nintendo Switch или Steam Deck.

В современных реалиях продолжение PlayStation Vita имело бы шанс на успех, ведь гейминг на мобильных смартфонах сместился в сторону гиперказуальности, а нишу ААА игр понемногу пытаются разобрать компании Valve, Asus, Lenovo и MSI со своими портативными консолями на базе x86 процессоров.

Nintendo Switch

Лучшая консоль современности, которая затмила успех Microsoft Xbox и Sony PlayStation. Nintendo Switch показал, что портативность, удобство, элементы управления, казуальность, простота имеют гораздо большее значение, чем технические характеристики и количество пикселей на экране.

Switch имеет 6,2-дюймовый сенсорный экран с разрешением 1280х720 пикселей и поддерживает HD-графику при подключении к телевизору. Nintendo Switch может использоваться как домашняя консоль и как портативное устройство, но главной фишкой этой модели стали съемные геймпады.

Игровая консоль позволяет играть в двоих, сняв Joy Con, да и сами игры идеально оптимизированы под локальный мультиплеер. Как оказалось, доить виртуальную корову на скорость с использованием акселерометра интереснее, чем проходить очередную ААА игру с однотипным открытым миром.

Всего было продано более 141 миллиона Nintendo Switch и это далеко не конец. Компания не собирается останавливать производство, ведь несмотря на устаревшую начинку эту консоль покупают охотно. Большую роль сыграли эксклюзивные видеоигры известных серий, которые не сыграть на других платформах.

Приставка стала чрезвычайно популярной благодаря своей универсальности и обширной библиотеке игр, включая хиты вроде «The Legend of Zelda: Breath of the Wild», «Super Mario Odyssey» и «Animal Crossing: New Horizons».

Компания также выпустила более компактную версию Nintendo Switch Lite (2019), которая ориентирована исключительно на портативное использование, а впоследствии на свет вышла Nintendo Switch OLED с лучшим экраном.

С появлением новой консоли Nintendo (что уже не за горами) вряд ли что-то принципиально изменится. Геймеры со всего мира доказали, что компания их понимает и выпускает именно то, что им нужно: минимум ААА проектов и максимум казуальных эксклюзивов с простенькой графикой, но интересными механиками.

Steam Deck и другие современные портативки

Максимально мощные, но большие, некомпактные игровые консоли в стиле Steam Deck в последнее время стремительно набирают популярность. Компания Valve показала, что ноутбучная начинка с семидюймовым экраном и хорошая оптимизация позволяют играть в современные ААА игры на портативном устройстве.

Asus Rog Ally, MSI Claw и Lenovo Legion Go стали альтернативами на базе Windows 11, причем довольно удачными. Компании продолжают развивать это направление, так как консоли получили неплохие продажи.

Хотя они не помещаются в карман, но пока это единственный способ комфортно играть современные видеоигры консольного уровня в дороге. Несмотря на плохую автономность и неудобную эргономику таких устройств они собрали достаточно фанатов.

Похоже, что Sega Game Gear просто вышла не вовремя, хотя технологически это был флагманский продукт, а современные портативные x86 консоли имеют ультра бюджетную начинку по меркам игровых ноутбуков.

В своё время Game Gear с подобной концепцией (мощная начинка, плохая автономность, большие габариты) провалилась, но пока что Steam Deck, как и его аналоги, держит хорошие продажи.

Предлагаем ознакомиться с нашими обзорами x86 консолей:

Обзор Lenovo Legion Go с док станцией и 3D очками виртуальной реальности уже скоро будет на сайте.

Вместо заключения

Портативные игровые консоли прошли долгий путь от простых устройств с монохромными экранами и одной игрой до гибридных x86 компьютеров, которые уже не влезают в карман.

Они продолжают развиваться, влияя на то, как мы играем в игры и потребляем развлекательный контент. Но смартфоны уже забрали львиную долю этого рынка, продолжая поглощать портативные игровые приставки.

Трудно сказать сколько времени еще продержатся компактные консоли против натиска всемогущего мобильного гейминга на сенсорных экранах. Ведь тенденция развивается исключительно в пользу фанатов App Store и Play Market.

Под конец вспомним и такие менее популярные, но интересные портативные игровые консоли, которые не сумели получить мировую славу:

  • Gamate;
  • Watara Supervision;
  • TurboExpress;
  • Genesis Nomad;
  • Game.com;
  • Neo Geo Pocket Color;
  • WonderSwan;
  • GP32;
  • GameKing;
  • Gizmondo;
  • Dingoo;
  • Nokia N-Gage;
  • Nvidia Shield Portable;
Раздел Технологии выходит при поддержке Favbet Tech

Favbet Tech – это IT-компания со 100% украинской ДНК, которая создает совершенные сервисы для iGaming и Betting с использованием передовых технологий и предоставляет доступ к ним. Favbet Tech разрабатывает инновационное программное обеспечение через сложную многокомпонентную платформу, способную выдерживать огромные нагрузки и создавать уникальный опыт для игроков.

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: