Обзоры Обзоры 03.11.2006 в 15:15 comment

Закон сообщающихся сосудов

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Говорить о «сером» и «черном» импорте вслух в нашей стране как-то не принято – слишком уж деликатная это тема, да и есть ли смысл ее обсуждать, если работать по-другому в нынешних условиях попросту не получается? Тем не менее наличие этой проблемы не добавляет прозрачности и уверенности в завтрашнем дне, мешает оценивать ситуацию на рынке и, соответственно, прогнозировать ее.

Первым звоночком, свидетельствующим о том, что на альтернативные схемы ввоза обратило внимание государство, стала программа «Контрабанде – стоп!» – война против «черного» импорта, объявленная правительством Юлии Тимошенко сразу после президентских выборов. Конечно, некоторые действия подобного плана предпринимались и ранее, но были разовыми и служили, по сути, инструментом конкурентной борьбы.

В отличие от них антиконтрабандную программу прошлого года в общем-то можно считать масштабной. Для компьютерного рынка она в целом принесла пользу: достаточно лишь вспомнить, что на этой волне дистрибьюторам удалось добиться снижения таможенных пошлин до нуля практически для всех важнейших с точки зрения импорта групп товаров.

В определенный момент заниматься «черным» ввозом стало довольно рискованно, особенно после серии массовых проверок на таможенных терминалах и кадровых ротаций. Однако, по словам Владимира Цоя, главы Ассоциации IT-дистрибьюторов, активная борьба с нелегальными поставками велась всего в течение 2–3 месяцев. Затем внимание правительства переключилось на совсем иные проблемы, и темпы «обеления» снизились. Как результат – очень быстро все вернулось на круги своя: трудно не поддаться искушению сэкономить 20–70% (таковой получается разница в стоимости товаров, ввезенных с соблюдением всех таможенных норм), пусть даже и с риском.

Более того, предпринятые действия, судя по взятому темпу, вряд ли радикально изменили бы ситуацию. Ведь для того чтобы полностью обеспечить «белизну», необходимо параллельно, и не менее жестко, бороться еще и с так называемыми «серыми» поставками. В данном случае под этим подразумеваются схемы ввоза, при которых таможенная оценка товара искусственно занижается, уменьшается налогооблагаемая база и вместе с ней – себестоимость товара (об ином значении понятия «серый импорт» читайте во врезке). Именно их пропорциональный рост и наблюдался во время реализации программы «Контрабанде – стоп!».

Отчасти решить проблему занижения стоимости ввозимого товара были призваны индикативы на импортируемую продукцию, но их принятие пока что ни к чему не привело. С одной стороны, мировые цены на большинство поставляемой в Украину IT-продукции снижаются довольно быстрыми темпами, поэтому индикативы требуют постоянного пересмотра, что, по данным представителей IT-бизнеса, делается не всегда вовремя. С другой, несовершенная система приводит к перегибам в противоположную сторону, когда индикатив оказывается в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем реальная стоимость IT-товара (например, зеркальная фотокамера ввозится по цене «мыльницы»). Во избежание этого в свое время для определения реальной стоимости планировалось регулярно получать прайс-листы на продукцию непосредственно от производителей (вендоров) компьютерной техники. Однако стоит только представить себе их количество и широту ассортимента, чтобы понять, насколько это нереально в нынешних условиях.

Онлайн-курс "Computer Vision" від robot_dreams.
Застосовуйте Machine Learning / Deep Learning та вчіть нейронні мережі розпізнавати об’єкти на відео. Отримайте необхідні компетенції Computer Vision Engineer.
Дізнатись більше про курс

Таким образом, индикативы, не соответствующие действительности, служат почвой для конфликтов между таможней и поставщиками. Один из них начался в начале сентября, когда на таможне застряла бытовая и аудиовидеотехника – импортеров обвинили в несоответствии реальных и декларируемых цен. В итоге индикативы выросли в 2–4 раза, а стоимость продукции для потребителей повысилась на 5–10%. И хотя таможня в данном случае добилась своего, конечный результат может быть негативным, ведь по закону сообщающихся сосудов подобные действия провоцируют импортеров к переходу на контрабандные поставки.

Конечно, бытовая техника не имеет прямого отношения к IT-рынку. Но вполне вероятно, что подобные инициативы коснутся и компьютерных компаний, считает Юрий Бойко, член Совета по ВЭД при Кабинете Министров Украины. Отчасти его мнение подтверждает развитие событий в России, где 2,5 года назад правительство занялось проблемой «оптимизированных» поставок, начав как раз с бытовой техники и мобильных телефонов, а затем переключившись на IT-индустрию. В результате сегодня, судя по комментариям россиян, поставщики компьютерного оборудования либо вынуждены переходить на «белые» схемы ввоза, либо закрывать бизнес.

Впрочем, по мнению Владимира Цоя, в Украине в обозримом будущем столь пристальное внимание государства к проблеме импорта вряд ли возможно из-за местных политических коллизий. «Для того чтобы борьба привела к какому-то положительному результату, в стране должна работать четко выстроенная вертикаль власти, – говорит он, – имеющая ясную стратегию, работающая по единым правилам, управляемая из общего центра. У нас такой вертикали пока не создано».

А потому нет и самого главного – гарантии того, что запрещенное для одних не станет разрешенным для других, как это часто бывало раньше, и что борьба с «небелыми» поставками не превратится в недобросовестную конкуренцию с привлечением админресурса.

Еще один «серый» импорт

Под этим определением понимаются не только нюансы таможенного оформления товара, но и приобретение продукции у неавторизованных вендором источников для ввоза и распространения на локальном рынке. Таковыми чаще всего выступают иностранные дистрибьюторы товаров того же производителя, которые в рамках контракта не имеют права поставлять их за пределы своего региона. Импортированная таким образом продукция дешевле, чем приобретенная со склада производителя, иногда значительно, до 30%. Связано это с большой разницей в ценах: у многих вендоров цифры для всех регионов одинаковые, но вот валюта – разная (например, $200 – для США, €200 – для ЕС, £200 – для Великобритании).

Данная проблема одинаково актуальна практически для всех стран. По информации Альянса по борьбе с «серым» рынком и контрафактной продукцией (AGMA) в США на неавторизованные поставки приходится порядка 10–15% импорта IT-товаров. Мировой же объем подобных сделок превышает 40 млрд долл., а IT-производители от этого недополучают примерно 5 млрд долл. прибыли ежегодно.

Крупным украинским дистрибьюторам подобная схема в долгосрочной перспективе невыгодна, ведь она может серьезно ухудшить взаимоотношения с вендорами. Для последних «серые» поставки влекут серьезные проблемы, ведь подобный импорт мешает им оценить реальный уровень продаж, создает иллюзию меньшего объема потребления . При этом отношение к такому импорту у вендоров разное: одни уделяют проблеме самое пристальное внимание, другие, наоборот, закрывают глаза, считая что «наша продукция везде одинакового качества, и нам безразлично, как она попадает к конечному потребителю».

Примерно такие же относительные показатели «серого» импорта, 10–15%, характерны и для украинского IT-рынка. По данным поставщиков, в основном таким образом ввозятся комплектующие, в наибольшей степени – память, процессоры и жесткие диски. По оценкам Анжелики Рубежовой, директора ELKO Kiev, объем их «серого» импорта может составлять от 10 до 20% в зависимости от сезона и ситуации в пограничных государствах. Несколько меньшие цифры (15–17%) характерны для готовой продукции – цифровых камер, MP3-плееров, печатающей техники, ноутбуков и пр.

Именно неравная стоимость оборудования в разных регионах, считает Максим Бараш, вице-президент DataLux, стимулирует закупки продукции у «альтернативных источников». И не решив этот вопрос, трудно рассчитывать на значительное сокращение доли неавторизованного импорта. Конечно, есть и иные методы борьбы, например отказ в оплате сервисных услуг в рамках гарантии. Кстати, передача вопросов послепродажного обслуживания не дистрибьюторам, а специализированным сервисным компаниям отчасти свидетельствует о том, что такой способ до сих пор пользуется популярностью. Но с другой стороны, процент брака для основной массы IT-устройств сегодня не превышает 2% от партии, а эта цифра делает оправданным риски дистрибьюторов – оплата возможных расходов из своего кармана почти не влияет на привлекательность «серого» ввоза.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: