Игры Статьи 29.10.2025 comment views icon

Война в пикселях: как россия "ласково" милитаризирует геймеров через видеоигры

author avatar

Маргарита Юзяк

Автор новостей

Война в пикселях: как россия "ласково" милитаризирует геймеров через видеоигры

Видеоигры не обошла судьба стать частью большой пропагандистской машины. Игры, как и музыка или фильмы, не просто развлечение — они помогают «мягкой милитаризации» или «мягкой радикализации».

Наши «соседи» превратили игры в действенный метод переманивания аудитории на свою сторону. Там, где большинство видит творчество или развлечения, — рф потенциал. Они разрабатывают инструменты, которые формируют нужную картину мира, продвигают «правильные» идеи и создают лояльную аудиторию. Часть интернет-сообщества шутит над пропагандой через государственные структуры, гранты или контроль над рынком — якобы они не пожилые люди, чтобы влезть в очевидное. Именно поэтому «мягкая радикализация» происходит через обычные геймерские сообщества, стримы, чаты или игровые кланы.

Команда LingvaLexa выпустила исследование на 85 страниц о том, как военные игры давно перестали быть пиксельными стрелялками. Игрок не просто смотрит на меняющиеся картинки, а проживает историю, принимает решения и сопереживает героям. И именно в этот момент, когда человек максимально погружен, он начинает воспринимать заложенные в игру идеи как свои. Всего в мире более 3 млрд игроков, а их количество постоянно растет. Поэтому пропагандисты не готовы пропустить такой «лакомый кусочек» для воздействия на сознание.

«Свои» и «чужие»

Другие исследования говорят, что видеоигры помогают чувствовать себя менее одиноким и более вовлеченным в сообщества, где вас понимают. Пользователи не просто закрывают потребность в развлечениях, а находят сообщества с локальными шутками, языком, ритуалами и правилами. Игроки общаются на форумах с собственным сленгом, в чатах, во время турниров. И со временем чувствуют себя частью чего-то большего — «своим среди своих». Эти игры становятся частью жизни, эмоционально подпитывают и постепенно формируют отношение к сложным темам — часто незаметно.

Хотя студия может происходить из третьей страны, а сама игра быть интернациональной — сообщество делится на отдельные группы. У украинских и российских пользователей господствуют отдельные правила, шутки и взгляды. В конце концов часто происходят массовые ссоры или даже рейды в Steam для снижения рейтингов, как было с S.T.A.L.K.E.R.

В отношении Steam еще можно вспомнить российские лозунги в поддержку войны в личных профилях, изображения солдат и наемников. А также «пособия», как с помощью игровых наклеек в CS (и других) делать надписи типа «ZOV», «Хохол» и «Svinorez».

Хотя исследование LingvaLexa охватило игры на военную тематику — нарративы рф выходят за пределы этого жанра. Например, Atomic Heart активно продвигала российско-советскую пропаганду, пока западная аудитория «облизывалась» на женских андроидов с «формами». То же самое можно сказать о Warhammer 40,000: Space Marine 2 от Saber Interactive, которая прикрывалась главным офисом в США. Но все равно разрабатывалась в рф.

А вот издатель двух вышеупомянутых игр — французская Focus Entertainment, которая известна по A Plague Tale, Vampyr, SnowRunner и Farming Simulator. Таким аргументом и тем, что у Saber главный офис не российский, разработчики пытаются «отбелить» себя и сделать «чужих своими». Если украинские игроки более принципиальны в таком вопросе — западной аудитории в основном безразлично. И они неосознанно потребляют пропаганду.

Символизм, шутки и ирония

Символы в играх —это не просто декорации, а способ передать идеи, настроение и даже политические месседжи. Все — от цвета униформы до музыки или дизайна городов — может иметь скрытый смысл, который игрок воспринимает на уровне эмоций.

Например, российская студия Battlestate Games создала Escape from Tarkov, которая связана с вражеским ВПК. А их фанаты — движение 715 team, участники которого воюют на стороне России. Чтобы удовлетворять вкусы своей аудитории и удержать внимание, они делают тайтл «родным». В частности там появился так называемый «шуточный» персонаж под именем «Хохол» с формой, напоминающей ВСУ. Очевидно, что цель студии — высмеять и создать шутки, которые с легкостью подхватят, запомнят и будут продвигать пользователи.

Или другим предметом является красный рюкзак — казалось бы невинная вещь, но с намеком на реального российского военного. Владислав «Струна» Головин участвовал в оккупации Мариуполя. В декабре 2024 года он стал начальником главного штаба военно-патриотической молодежной организации «Юнармия» — ее мы еще упомянем ниже. Такие детали — не случайность, а способ транслировать политические месседжи через символы, которые кажутся просто элементами дизайна.

Собственно поэтому часто среди военных по обе стороны баррикад можно увидеть шевроны или другие логотипы игр — от Call of Duty до Warhammer. Например, украинский батальон «Шаман» использует логотип Call of Duty: Ghosts — череп, который стал частью их шеврона.

Війна в пікселях: як росія "лагідно" мілітаризує через відеоігри
Флаг Батальона «Шаман»

«Историческое просвещение» геймеров

В мае 2024 года Путин подписал указ об «историческом просвещении», который прямо предусматривает вмешательство в игровую индустрию. Фактически государство стремится не допустить распространения «неправильных» версий истории и роли рф в мире. Но такая история не нова. Подобная политика применялась еще до войны против Украины — тогда, когда «соседи» воевали против других государств. В 2011 году запретили игру про Чечню, где игрок противостоял российским войскам. Якобы за экстремизм.

В 2025 году под удар попала студия «Леста Игры», которая ранее была связана с Wargaming (World Of Tanks) — компанией, поддержавшей Украину. Вокруг которой теперь много путаницы. Wargaming ушла с российского рынка, но местные активы получила дочерняя компания «Леста» и переименовала видеоигры в «Мир танков» и «Мир кораблей».

Несмотря на попытки отмежеваться от Wargaming, «Леста Игры» не смогла избежать обвинений в «содействии врагу» и экстремизме. После ареста активов студию фактически взяли под контроль, а ее представители начали открыто демонстрировать лояльность к российской армии. Одним из жестов поддержки стали публикации благодарностей от воинских частей, среди которых — часть № 69647 из Бурятии. Ее бойцы причастны к преступлениям в Киевской области, в частности к террору мирного населения в Макарове и Бородянке.

Кроме того, российская компания «Леста Игры» создает фильмы под названием «Говорят свои». В этих лентах показывают российских военных и быт на захваченных украинских территориях. Конечно все под «соусом» российской версии событий и призывов в поддержку захватнической войны.

Стримеры не отстают от тенденций. Каждого нет смысла перечислять, потому что их много, но исследование привело пример с «Гришей путиным». Парень получил известность благодаря трансляциям игры Hearts of Iron IV IV. В 2023 году он создал сообщество Z Shaker Central, где воспроизводит бои в Украине и другие конфликты с участием России, транслируя это на русском и английском языках. А еще он имеет связи с ЧВК «Вагнер» и является резидентом их медиацентра. Он даже стримил симуляцию битвы за Бахмут прямо из штаб-квартиры «Вагнера», а накануне вторжения публиковал гайд «Как покорить Украину как Россия в HoI4». Да и сам парень открыто говорит о роли игр как средства пропаганды.

Війна в пікселях: як росія "лагідно" мілітаризує через відеоігриф
Евгений Пригожин и «Гриша путин»

«Аналогов нет»

До 2030 года рф планирует потратить до $50 млрд на создание новых студий, платформ и технологий. То есть напрямую из бюджета будут выделять средства на поддержку российских разработчиков и развитие индустрии. Например, уже в 2022 году появилась АНО «Организация развития видеоигровой индустрии» (ОРВИ). Эта ассоциация объединяет разработчиков и отвечает за стратегическое планирование. Их команда создала первую «дорожную карту» развития геймдева до 2029 года. В ней прописано много целей:

  • запуск собственных игровых движков;
  • создание русской консоли;
  • запуск платформы для продажи игр;
  • поддержка инди-разработчиков через краудфандинг;
  • инвестиции в студии;
  • появление новых издателей;
  • создание региональных хабов;
  • адаптация игр под российские операционные системы и развитие киберспорта.

Кроме этого, ОРВИ планирует развивать смежные направления — издавать книги по мотивам игр, снимать фильмы, проводить выставки и вручать национальные премии. Все это — часть большой стратегии, которая имеет не только экономическую, но и идеологическую цель.

Милитаризация и вербовка детей

Одним из главных инструментов воздействия на подростков стала «Юнармия» — она организовывает кибертурниры для школьников в формате развлечений, но с четким военно-патриотическим подтекстом. Дети соревнуются в Dota 2, PUBG Mobile, Tanks Blitz и других играх, а параллельно «ласково» усваивают нужные нарративы.

Из недавних примеров, клуб «Пересвет» использовал игру Squad 22: ZOV как тренажер для тактической подготовки. На оккупированной Херсонщине школьникам показывали, как управлять дронами-камикадзе — через игру FPV Kamikadze Drone.

Війна в пікселях: як росія "лагідно" мілітаризує через відеоігри
российский военный учит детей управлять дронами

А сообщество ЧВК «Киндер» создало модификации к Minecraft. Там дети играют в войну против Украины: украинских военных изображают как свиней, которых казнят динамитом. Это подается как шутка, но на самом деле незаметно формирует враждебные образы с детства. Все параллельно с кучей мемов, ироничных видео и другими социокультурными явлениями.

Относительно вербовки упоминается, как еще в 2020 году Минобороны запускало рекламу с лозунгом «Играй по настоящим правилам». Звучит вроде бы невинно, но это был призыв поступать на контрактную службу, замаскированную под геймерское соревнование. А вот в чатах War Thunder и «Мир танков» появлялись похожие сообщения от якобы работников военкоматов. Зато ЧВК «Вагнер» искала игроков с опытом в симуляторах полетов — будущих операторов дронов.

Війна в пікселях: як росія "лагідно" мілітаризує через відеоігриф
Предложения присоединяться к российской армии в чате War Thunder

Особенно уязвимой аудиторией стали подростки. Им предлагают «игровые квесты» — сделать фото, передать информацию или установить контакт с кем-то в реальном мире. Вербовщики маскируются под игроков, добавляют в друзья, дарят бонусы и постепенно втираются в доверие. Так же в Украине находили подростков, которые за несколько сотен или тысяч гривен устраивали диверсии, но это не всегда разговор о видеоиграх.

Игрокам остается одно — сознание

Чтобы не попасть в ловушку пропаганды или вербовки, стоит обращать внимание на нарративы. Если игра продвигает насилие к определенным нациям, рисует «героев» и «врагов» в черно-белых красках — это развлечение с нужными месседжами. Не менее важно — с кем ты играешь. Если кто-то дарит бонусы, добавляет в друзья и просит сделать что-то в реальной жизни — стоит отказывать, блокировать или в отдельных случаях обращаться в полицию.

Що думаєте про цю статтю?
Голосів:
Файно є
Файно є
Йой, най буде!
Йой, най буде!
Трясця!
Трясця!
Ну такої...
Ну такої...
Бісить, аж тіпає!
Бісить, аж тіпає!
Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: