Обзоры Обзоры 27.10.2006 в 14:29 comment

3D-printing: печать или скульптура?

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/2f8d57cddfeb455ba418faa11ee01bb0?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

ITC.UA

автор

Трехмерное моделирование давно стало неотъемлемой частью создания сложных архитектурных и технологических объектов. После разработки следует обязательное воплощение 3D-модели в твердой копии, что ранее требовало длительного времени и труда нескольких специалистов. На сегодняшний день появилась практическая возможность ускорить этот процесс – с помощью технологий быстрого прототипирования (Rapid Prototyping).

Вместо более точного термина Rapid Prototyping (RP) зачастую предпочитают употреблять понятие «трехмерная печать» (3D-printing, 3DP). В сущности, это почти верно, если смотреть на процесс со стороны – аналогия с обычным принтером появляется сразу же, особенно если учесть внешнее сходство устройств.

Основным преимуществом трехмерной печати перед традиционными способами создания макетов является скорость. Для сравнения: изготовление модели вручную или с применением станков может занять несколько недель или даже месяцев, что приводит к повышению затрат на разработку изделия и существенному увеличению сроков выпуска новой продукции, тем более если при проектировании были допущены ошибки.

Этих недостатков практически лишены системы быстрого прототипирования, поскольку с их помощью готовую модель можно получить за несколько дней, часов или минут – в зависимости от ее сложности. Современные требования к срокам разработки и выпуска готовой продукции привели к тому, что многие из известных брендов (например, Adidas, Audi, BMW, Ford, Fisher-Price, Lufthansa, Sony, Volkswagen) уже взяли ее на вооружение.

Базовые технологии

На сегодняшний день существует достаточно много технологий, реализующих требуемое; мы же ограничимся описанием тех, которые получили самое широкое распространение.

3D-printing

Трехмерная печать, пожалуй, наиболее близкая к обычной, была разработана и запатентована профессором Эли Саксом в конце 80-х годов прошлого столетия. В ходе процесса красящее и связующее вещества через струйные печатающие головки распределяются в соответствии с заданной программой по предварительно нанесенному тонкому слою порошка и сразу застывают.

Онлайн-курс "Фінансовий директор" від Laba.
Опануйте інструменти управління грошовими потоками, ризиками та активами компанії, щоби перейти на посаду CFO.
Приєднатися до курсу
3D-printing: печать или скульптура?
Устройство для создания 3D-объектов весьма напоминает обычный принтер профессионального класса. На фото – первый в Украине Contex DESIGNmate Cx

После завершения формирования одного уровня и автоматической проверки его толщины начинается работа над следующим. В зависимости от типа клея и порошка свойства модели будут отличаться – ее даже можно сделать эластичной или применять в качестве формы для литья.

Надо сказать, что созданные по технологии 3DP объекты имеют довольно грубо текстурированную поверхность и меньшую прочность, чем изготовленные посредством RP-систем иных типов, однако эти недостатки устраняются с помощью ручного финиширования – пропитки клеем, воском или другими специальными веществами. Зато времени на печать такой модели уходит в 5–10 раз меньше, чем при использовании других технологий быстрого прототипирования.

В настоящее время лицензии, дающие право производить такие устройства, имеют шесть компаний. Крупнейшая из них – ZCorporation – представлена на украинском рынке под брендом датского производителя широкоформатных сканеров Contex. Модельный ряд состоит из двух принтеров, монохромного – DESIGNmate Mx и полноцветного – DESIGNmate Cx стоимостью от 40 тыс. долл.

Трехмерная печать: области применения

Наиболее перспективным для внедрения трехмерной печати считается рынок геоинформационных систем, где с ее помощью с минимальными погрешностями создаются планы местностей, проекты зданий или ландшафтов. К примеру, 3D-модель незаменима для анализа и презентации градостроительных проектов, историкам она предоставит возможность воссоздать облик древнего города, а экологам – оценить последствия воздействий на окружающую среду.

Свойство быстро синтезировать необходимое количество учебных моделей позволяет решить многие проблемы образовательного сектора. Кроме того, RP уже довольно широко используется в медицине для создания макетов внутренних органов, протезов и имплантантов, в технологических процессах – для одноразовых литейных форм. В автомобильной отрасли трехмерные макеты могут применяться не только для визуальной оценки, но и для проведения некоторых функциональных тестов (например, продувки будущего автомобиля в аэродинамической трубе). Отдельного внимания заслуживают маркетинговые аспекты RP – от повышения качества работы с клиентами (благодаря демонстрации полноцветных прототипов продукции) и до трехмерной рекламы. Кстати, как раз данная сфера и может стать «местом встречи» двух- и трехмерной печати, где последняя возьмет на себя часть заказов первой.

Пожалуй, один из наиболее экзотических вариантов применения RP – это индивидуальная печать обуви. О начале предоставления таких услуг, которые пока рассчитаны на профессиональных спортсменов, объявила лондонская Prior 2 Lever (P2L). Идея заключается в том, что форма ноги потенциального владельца кроссовок сканируется лазером с целью построения цифровой модели, а затем заказчику следует надеть специальные сенсорные стельки и выполнить ряд упражнений. На основе полученной информации и «строится» обувь посредством послойного лазерного спекания.

Не за горами и печать приборов вместе с электронной начинкой – во всяком случае ученые уже работают в данном направлении. Для этого принтер должен стереолитографическим методом слой за слоем наносить проводящие и полупроводящие полимеры, формируя нужные схемы, пока из машины не выйдет готовый гэджет. А то, что он не будет подлежать ремонту, – служит лишь подтверждение тенденции, которую уже успели окрестить «приближением одноразового общества».

Стереолитография (Stereolithography – STL)

В середине 80-х годов Чарльз Халл (Charles Hull) усмотрел идею своей RP-системы в свойстве фотополимеров затвердевать под воздействием ультрафиолетового излучения. STL-установка оснащена контейнером с жидким полимером, в который погружается плоская полочка так, чтобы она едва выглядывала.

Под действием управляемого компьютером излучения происходит затвердевание слоя толщиной в несколько сотых миллиметра, при этом полочка опускается вниз и снова покрывается жидкостью. Далее все повторяется – в результате ультрафиолетовый луч «рисует» объемную фигуру.

Онлайн-курс "Фінансовий директор" від Laba.
Опануйте інструменти управління грошовими потоками, ризиками та активами компанії, щоби перейти на посаду CFO.
Приєднатися до курсу

Именно такой процесс получил наибольшее распространение среди других RP-систем. Пожалуй, самое существенное его неудобство – необходимость создания поддерживающих элементов, если площадь верхнего поперечного сечения детали больше нижнего. Получив патент на стереолитографию, Халл основал коммерческую компанию 3D Systems, которая в 1987 г. представила общественности первый STL-принтер. Доля продукции этой компании, предлагающей ряд установок разного типа стоимостью от 65 до 490 тыс. долл., немного меньше половины всего рынка RP-систем.

Селективное лазерное спекание

(Selective Laser Sintering – SLS)

Метод SLS был изобретен Карлом Декартом (Carl Deckard) в 1986 г. и используется такими компаниями, как, например, DTM Corporation и EOS. Суть технологии заключается в послойном спекании лазерным излучением порошкового материала. В рабочей камере он предварительно подогревается, чуть не доходя до температуры плавления. После разравнивания порошка по поверхности зоны обработки CO2-лазером спекается требуемый контур, далее насыпается новый слой, разравнивается, и процесс повторяется. Готовая модель извлекается из камеры, а излишки порошка удаляются.

Использование широкого спектра недорогих и нетоксичных материалов (порошковые полимеры, литейный воск, нейлон, керамика, металлические порошки), низкие деформации и напряжения, возможность одновременно делать сразу несколько моделей в одной камере – все это обеспечивает SLS довольно высокие рейтинги на рынке систем быстрого прототипирования. Однако при этом полученные изделия имеют шероховатую и пористую структуру, а при изменении материала требуется чистка всей камеры. Стоимость установок – около 400 тыс. долл.

Послойная заливка экструдируемым расплавом (Fused Deposition Modeling – FDM)

Идея создания процесса принадлежит Скотту Крампу (Scott Crump), который вскоре после этого изобретения, в конце 80-х, вместе со своей женой основал компанию Stratasys. Основной частью принтера, появившегося на рынке в 1991 г., является экструдирующая головка. В ней материал (литейный воск или пластик, поступающие на катушках) предварительно нагревается до температуры плавления и подается в зону печати. Головка перемещается по двум координатам, синтезируя определенный слой модели. Затем платформа опускается, создается следующий слой и т. д. В качестве плюсов FDM можно отметить: легкость перестройки с одного нетоксичного материала на другой, низкие затраты и достаточно высокую производительность, малые температуры переработки, а также минимальное вмешательство оператора в функционирование оборудования.

В то же время данная технология не лишена и недостатков: между слоями образуются швы; головка экструдера должна постоянно двигаться, иначе материал застынет и засорит ее; возможно расслоение в случае температурных колебаний в течение цикла обработки. Ориентировочная стоимость FDM-принтера 50–220 тыс. долл.

Послойное формирование объемных моделей из листового материала (Layer Object Manufacturing – LOM)

3D-printing: печать или скульптура?
Для изготовления подобной ландшафтной модели вручную потребовалась бы не одна неделя кропотливого труда. При помощи технологий быстрого прототипирования эта процедура занимает считаные часы

LOM-технология была изобретена Михаилом Фейгеном (Michael Feygin) в 1985 г., а сегодня на ее основе производят промышленные установки такие фирмы, как Helisys, Paradigm и Sparx AB. Листовой материал (бумага, пластик, керамика, композиты или полиэстер) раскраивается по заданному контуру с помощью CO2-лазера (можно одновременно раскраивать более одного листа, однако точность при этом уменьшается), а затем нагреваемый валик осуществляет склеивание слоев. При ошибке в процессе синтеза объемного изделия часть слоев можно удалить. LOM-установки, ориентировочная стоимость которых колеблется в пределах 90–250 тыс. долл., позволяют применять широкий диапазон недорогих листовых материалов и синтезировать модели с минимальными деформациями благодаря отсутствию физико-химических превращений.

Однако из-за того, что лазер не всегда полностью прорезает лист, усложняется удаление отходов и даже не исключено повреждение деталей, а свойства материала могут изменяться. Шероховатую поверхность изделия трудно обрабатывать из-за возможности расслоения, а в помещении необходима вентиляция.

Послойное уплотнение (Solid Ground Curing – SGC)

3D-printing: печать или скульптура?
Несмотря на «игрушечность», такая модель превосходно иллюстрирует возможности современных 3DP-систем

Процесс был разработан израильской фирмой Cubital в 1987 г. и по своей сути подобен фотокопии. С помощью специального тонера на избирательно заряженной стеклянной пластине создается фотомаска (шаблон) основания модели. Эта фотомаска размещается над тонким слоем фотополимера, распределенным по поверхности рабочего стола, после чего экспонируется ультрафиолетовой лампой. В результате слой фотополимера, который соответствует используемому в данный момент шаблону, затвердевает; жидкие остатки удаляются, а полости заполняются расплавленным воском, и он быстро застывает.

Затем процесс повторяется: создается фотошаблон для следующего сечения, по рабочему столу распределяется новый слой фотополимера и т. д. SGC-технология обладает рядом неоспоримых преимуществ: модели синтезируются без подпорок и не требуют дальнейшей обработки; процесс можно приостановить, чтобы удалить дефектные слои, и позже возобновить его.

Интересные перспективы открывает также возможность создавать объекты с движущимися составными частями. Стоит отметить, что эта установка очень тяжелая, шумная и требует постоянного присутствия оператора. Ряд проблем связан с полимерами: их выбор ограничен, они дороги, токсичны, а при перегреве повторное использование этих материалов становится невозможным. На рынке представлены два устройства такого типа: Solider 4600 и 5600, их стоимость – соответственно 275 и 470 тыс. долл.

Немного выводов

Профессиональные системы быстрого прототипирования являются громоздкими и дорогостоящими установками, которые пока не имеют бытового применения, хотя и у рядового пользователя для трехмерного принтера нашлось бы немало работы. Впрочем, первый лазерный принтер тоже стоил несколько сот тысяч долларов.

Пока что наиболее доступны принтеры твердотельных объектов (3D-printer), строящие физические модели из недорогого материала с помощью одной или нескольких струйных головок подобно обычному принтеру. Конечно, они не обеспечивают высокой точности и прочности готового прототипа, но их механических свойств вполне достаточно для визуализации. Зато стоимость объекта, изготовленного на таком 3D-принтере, всего $5–10 долл.

Для размещения устройства не требуется ни специальных приспособлений, ни помещений: как и обычный принтер, они могут устанавливаться непосредственно в офисе, у рабочего места 3D-художника или конструктора. Кроме того, 3D-принтеры не используют вредных материалов и процессов.

Быстрое изготовление прототипов уже стало важнейшей частью процесса проектирования. Расширение использования компьютерного твердотельного моделирования обеспечивает быстрое распространение описанных технологий и снижение их рыночных цен, повышаются качество материалов и точность изготовления моделей. Все это говорит о том, что технологии и системы 3D-печати будут занимать все большее место в нашей жизни, и в недалеком будущем RP-системы станут доступны любому пользователю и превратятся в привычный инструмент художника и конструктора.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: