Немного лирики
![]() |
$1500 "на двоих" |
Не очень хочется поднимать в это предновогоднее
время тему востребованности топовых ускорителей и их продвинутости по сравнению
с бюджетными решениями, поэтому просто заметим — чем дороже видеокарта, тем больше
она выполняет имиджевую функцию. Другими словами, чем "больше" и новее
ускоритель, тем меньше политика ценообразования отталкивается от себестоимости
производства и рыночного соотношения спроса/предложения. В принципе, основные
экономические аспекты относительно подобных продуктов мы детально описывали на
примере процессоров Pentium 4 Extreme Edition или Athlon 64 FX, так что повторяться
не будем — видеокарта, чья реальная стоимость превышает $600, сумму, за которую
можно купить целый компьютер (причем далеко не самый слабый), однозначно воспринимается
массовым пользователем как "фантомный" продукт, и обладание им вряд
ли когда-нибудь будет целесообразным.
Возьмем, к примеру, предыдущие "бомбы" 9800XT и 5950 Ultra — цены на них и сейчас очень высоки (как минимум не дешевле $300), тогда как за $200 уже можно приобрести X700 или 6600, которые в новых играх покажут значительно возросшее быстродействие при поддержке более прогрессивных технологий.
Это то, что касается практического подхода, но есть еще эстетическая сторона вопроса
— "избранные" устройства очень редко используются сами по себе, как
правило, являясь частью соответствующей по уровню системы. Сложно представить
себе процессор Extreme Edition на материнской плате со встроенным видео, аналогично
как и 9800XT в ПК с Celeron. Недаром такие продукты с недавнего времени компании-производители
нарекли "энтузиастскими", ясно давая понять, что основные их потребители
— фанаты компьютерного железа, для которых самое важное — спецификации ПК. Поэтому
топовые ускорители, как правило, размещаются в эксклюзивных корпусах по соседству
с самыми производительными, но все равно разогнанными процессорами, материнскими
платами на самых продвинутых чипсетах, "непростыми" модулями памяти
и т. д.
Благодаря серии X800 компания ATI упрочила свои позиции в секторе высокопроизводительной
графики, причем даже несмотря на некоторый проигрыш продуктам NVidia по спецификациям.
Основной козырь X800 — присутствие на рынке в достаточном количестве с обоими
версиями интерфейса (AGP и PCI Express). Согласитесь, американско-тайваньской
компании крыть просто нечем — да, во многом серия 6800 может оказаться предпочтительнее,
но где ее достать? Не будем далеко ходить за примерами, посмотрим на ситуацию
в Украине — купить, скажем, AGP-версию 6800GT наверняка с ходу не получится,
не говоря уже о PCI-E, а X800 — пожалуйста, в любом виде и с любым разъемом.
Реалии
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Собственно, почему в представлении нового
графического чипсета мы так много внимания уделили экономическим вопросам, сейчас
станет понятно. С технической точки зрения новая серия X850 практически ничем
не отличается от X800, за исключением техпроцесса GPU, переработанного дизайна
PCB и системы охлаждения (ну и, разумеется, позиционирования и цены). Так, текущая
серия X800 разделяется на две — X850 (три модели) и X800 (две модели). X850 станет
"ультимативным" продуктом с двухслотовым дизайном (из-за турбины воздушного
охлаждения) и самой быстрой GDDR3 памятью. Ускорители X800 XL и просто X800 призваны
обеспечить достойную производительность и функциональность в самых требовательных
играх, при этом сохранив ценовую доступность, по крайней мере, для энтузиастов.
Внешний вид в этот раз решили сделать попроще — однослотовый дизайн со скромным
кулером а-ля X700. Также заметим: на момент анонса имелась информация только о
PCIE-версиях новых GPU.
Вот, пожалуй, и все технические детали, касающиеся нового продукта ATI (дополнительная информация в таблице). Объяснить повышение частот до уровня 540/1180 тоже достаточно легко — по идее, это предел, при котором монстр от ATI обгоняет 6800 Ultra почти во всех современных 3D-приложениях, больше от него и не требовалось.
Драйверы
Вот где изменения действительно значительные, так это в программной составляющей
X850, а именно в новом направлении развития драйверов ATI — Catalist Control
Center 4.12. В случае установки последнего на продукты топовой серии появляется
закладка, ответственная за разгон. Наконец-то компания ATI решила заняться этим
нелегким, но благородным делом — имеются возможность автоматического определения
уровня частот, функция применения разгона только в 3D-режиме, сброс частот при
перегреве и т. д. Ну а самая полезная функция нового драйвера — объединение управления
всеми настройками, отвечающими за скорость и качество графики: для этого есть
единственный ползунок, имеющий 6 положений. Отличная идея — если пользователь
не хочет оперировать десятком параметров и столько же раз запускать любимую игру,
чтобы довести до высокого уровня качество и играбельность, лучше довериться компании
ATI, а точнее, ее драйверу, который может все это сделать за вас (и, как правило,
не хуже).
Особенности тестирования
Учитывая потенциальное применение топовых ускорителей (самые требовательные и красивые игры с максимальными настройками качества), были выбраны соответствующие тесты. Это суперигры последнего поколения, которые запускались в разрешении 1280×1024 с использованием всех имеющихся эффектов, способных так или иначе улучшить изображение:
в Far Cry 1.3 принудительно включались технологии Geometry Instancing и
normal-map compression, благодаря которым качество картинки существенно повышалось
при одновременных потерях производительности;
DOOM 3 "обновился" до версии 1.1 — на самом деле особых графических
нововведений не обнаружено, однако улучшилась повторяемость результатов при тестировании
официальным демо-роликом;
в 3DMark 05 ситуация, как и прежде, забавная — в сущности, мало кто понимает,
что вообще он показывает и как тестирует, но к результатам все прислушиваются
и на них ориентируются, поэтому приводим и их (режимы тестирования 1280×1024,
PS — 2.0b, VS — 2.0);
Unreal Tournament 2004 (версия 3339), по идее, может оказаться незаменимым
в сравнении видеокарт ATI. Удивительно, но, несмотря на красующийся логотип NVidia,
хитовый шутер имеет больше 3D-возможностей (к примеру, поддержка NPatches) именно
на картах от ATI;
компания Crytek совсем недавно порадовала качественно новым техно-демо The
Project, просто напичканным графическими технологиями. На самом деле это демонстрация
способностей нового движка — на нем, вероятно, будет базироваться Far Cry 2.
Любуясь красотами Far Cry, сложно представить себе игру или даже демо-движок,
который сможет обойти по реалистичности культовый 3D-шутер. Однако такое мнение
имеет место только до просмотра The Project… на самом деле это шокирующее демо,
по качеству не уступающее голливудским анимационным фильмам последних лет, при
этом идущее в реальном времени!
Подведение итогов
В особых комментариях полученные результаты не нуждаются. Действительно
топовый продукт ATI в большинстве случаев оказывается впереди. Особенно впечатляет
практически равный с конкурентом результат X850 в DOOM 3 — в OpenGL-приложении,
где традиционно ускорители NVidia, имеющие более широкие возможности драйвера
для данного API, были быстрее. То же самое можно сказать и о Unreal Tournament
2004, где эмблема NVidia не помогла и в достижении большей производительности.
Как и прежде, отмечается некоторое превосходство ATI по качеству 3D-изображения,
причем разница между визуализациями настолько существенна, что определяется невооруженным
глазом, а не только при рассматривании скриншота под лупой. Видимо, NVidia решила
сделать ставку на превосходство в поддержке шейдеров, немного забыв о том, как
эти шейдеры выглядят на экране. Причем наверняка основная проблема заключается
именно в драйверах, а не в аппаратной части. У ATI здесь твердая "четверка
с плюсом" — прежде всего качество, а потом все остальное.
Как мы уже говорили, наблюдать за войнами "титанов и богов" вроде X850
vs. 6800 Ultra (или FX vs. XE) — занятие, безусловно, увлекательное, однако практически
бесполезное. Рекомендуемые цены, указанные для линейки X850, еще можно назвать
приемлемыми, но только не для нашего рынка, где они окажутся на $100—150 выше,
и это при гораздо меньшей по сравнению с Европой платежеспособности потребителей.
Учитывая все вышесказанное, в очередной раз заметим — оба продукта от давних
конкурентов будут вести ожесточенные бои на страницах "онлайнового браузера
результатов" компании FutureMark, а реальным пользователям остается дожидаться
новых моделей 0,11 микронной серии X800 XL и X800, которые при цене меньше $300
наверняка смогут завоевать популярность и у нас в стране.
Сравнительные характеристики серии ATI Radeon X850 |
|||
Видеокарта |
Radeon X850 XT Platinum Edition |
Radeon X850 XT |
Radeon X850 Pro |
Техпроцесс |
0,11 нм, GPU 160 млн транзисторов |
||
Частоты чипа/памяти, MHz |
540/1180 |
520/1080 |
520/1080 |
Контроллер памяти |
256-bit (четырехканальный), GDDR3 |
||
Количество пиксельных/вершинных конвейеров |
16/6 |
16/6 |
12/6 |
Объем видеопамяти, MB |
256 |
256 |
256 |
Поддержка DirectX |
DirectX 9.0c |
||
Поддержка шейдеров |
2.0b (пиксельные )/2.0 (вершинные) |
||
Поддержка OpenGL |
1.5 (аппаратно)/2.0 (программно) |
||
Фирменные технологии |
Smartshader™ HD, Smoothvision™ HD, 3Dc™, Hyper Z™, HD Videoshader™ HD |
||
Рекомендуемая цена, $ |
549 |
499 |
399 |
Конфигурации тестовых систем |
||
Платформа |
Intel |
|
Процессор |
Intel Pentium 4 HT 3,4 GHz (Socket 478) |
Intel Pentium 4 HT 3,4 GHz (Socket 775) |
Ядро |
Prescott 90 нм |
|
Спецификации CPU |
1024 КВ L2-кэш, FSB 800 MHz, множитель X17 |
|
Материнская плата |
ABIT IC7-MAX3 (чипсет i875P) |
ASUS P5AD2 Premium (чипсет i925X) |
Память |
GEIL PC4200 (DDR533), 2x512 MB |
HyperX PC2-4300U (DDR2-667), 2x512 MB |
Режимы тестирования памяти |
400 MHz, тайминги 8-4-4-2,5 |
533 MHz, тайминги 8-4-4-3 |
Видеокарта |
ASUS V9999 Ultra 256 MB (NVidia 6800 Ultra), AGP |
ATI Radeon X850 XT PE 256 MB, PCI-Express |
Режимы тестирования видео |
400/1100 MHz (чип/память), Forceware 67.20 |
540/1180 MHz (чип/память), Catalist 4.12 |
Жесткий диск |
Western Digital WD1600 160 GB 7200 об/мин |
|
ОС |
Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c |
Оборудование предоставлено |
||
Видеокарта ATI Radeon X850 |
Представительство ATI в странах СНГ |
www.ati.com |
Видеокарта ASUS V9999 GE |
MTI |
(044) 458-3434 |
Платформа Intel |
Представительство Intel в Украине |
(044) 490-6417 |
Модули памяти GEIL |
"Элетек" |
www.eletek.com.ua |
Модули памяти HyperX |
"Небеса" |
(044) 490-3577 |
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: