Обзоры
Casual Connect Europe 2014 – Амстердам
11

Casual Connect Europe 2014 – Амстердам

Casual Connect Europe 2014 Amsterdam

Не удивляйтесь тому, что заметки о конференции Casual Connect Europe 2014, проходившей больше месяца назад, появились только сейчас. Вам всем прекрасно известно, какие события происходили в нашей стране практически после моего возвращения из Амстердама и, посему прошу прощения за задержку.

Прежде всего, хочу сказать, что именно с Амстердама в 2005 г. началась история конференций Casual Connect Europe, затем в 2009 г. мероприятие переехало в Гамбург, а в этот раз, так сказать, «вернулось на свою историческую родину». И еще несколько наблюдений чисто эмоционального характера. После строгого и немножко официозного гамбургского Конгресс-центра новое место проведения конференции, бывшая Биржа Берлаге в самом центре Амстердама, казалось несколько экзотичным и, может быть, именно поэтому и прежде замечательная атмосфера Casual Connect заиграла новыми красками.

Официальная статистика ССEurope 2014, обнародованная ее организатором, Casual Games Association (CGA), после окончания, весьма впечатляюща: свыше 2000 профессионалов из примерно 1000 компаний, более 100 инди-разработчиков из 40 стран, представивших свои работы на выставке-конкурсе Indie Prize Showcase.

casualconnecthall1

Объяснять значение термина «казуальные игры» (casual games) читателям itc.ua, думаем, нет необходимости, однако стоит отметить, что тематика Casual Connect Europe в 2005 г. и в 2014 г. – это, как говорится, «две большие разницы». Десять лет назад главное внимание концентрировалось на скачиваемых казуалках. Теперь же на повестке дня в первую очередь социальные и мобильные игры. И все новые и «модные» тренды находят свое отражение в программе конференции.

Надо сказать, что организаторы очень грамотно подошли к отбору контента, посему сессионная часть Casual Connect Europe 2014 получилась исключительно интересной и насыщенной. В ней, к примеру, было предусмотрено не три (как в прошлом году в Гамбурге), а четыре потока. Так что мне частенько приходилось решать нелегкую проблему выбора.

1655763_10152003714462099_1470614298_o

В повестке нашли свое отражение все основные тематические направления, интересующие сегодня специалистов, работающих в сфере casual/social/mobile – индустриальные тренды, mobile и кросс-платформа, инвестиции и акселераторы, игры как сервис, free-to-play, инди-сцена, платформы и технологи, социальные казино и т.д.

Одним из первых выступил мегаизвестный индустрии персонаж – знаменитый «сказочник» Питер Молинье. Отношение к нему у многих, прямо скажем, неоднозначное, и, тем не менее, его вклад в развитие игровой индустрии неоспорим, да и в ораторских способностях ему не откажешь (сам неоднократно получал массу удовольствия от его презентаций). Как известно, Питер ушел из Microsoft и подался в инди-сферу, а в своем fireside chat (что-то вроде «беседа у костра») на Casual Connect Europe 2014, он говорил прежде всего о проблемах, связанных с Free-to-Play играми. И, надо сказать, отзывался о модели F2P достаточно жестко. А, кроме того, Молинье отметил, что не очень доволен мобильным римейком своего древней игры Dungeon Keeper. По его мнению, она не слишком хорошо укладывается в модель Free-to-Play.

petermolyneux

Вот пара показательных цитат: «Создатели F2P-игр бьют игроков по голове паровым молотом и наказывают их за то, что они хотят чего-то пораньше. Они обращаются с потребителями как с детьми и говорят им “будь терпеливым или плати деньги”» или «Я предпочел бы говорить не о Free-to-Play, а о Invest-to-Play».

Тем не менее, именно Free-to-Play продукты и тема «игры как сервис» были, пожалуй, основым предметом обсуждения на амстердамской конференции. Главные точки фокусировки – приобретение пользователей, вовлеченность и возвращение игроков и, естественно, монетизация.

session

Прежде, чем перейти к следующему, так сказать, аналитическому разделу, нашего репортажа, я хотел бы вспомнить еще об одном легендарном персонаже, почтившем своим присутствием (и выступлением) амстердамскую конференцию. Это профессор Университета Эссекса (Великобритания) Ричард Бартл, один из пионеров MMO-индустрии и один из создателей MUD1, можно сказать, первого виртуального онлайнового мира. Кстати, его презентация визуально была исполнена в эдаком олдскульном текстовом стиле. Опираясь на свою теорию типов игроков, представленную еще в далеком 1996 году, уважаемый ученый дал молодым разработчикам немало полезных советов, как преодолевать возникающие у них на пути вызовы.

indieprizeawardceremony

А теперь вернемся к индустриальным вопросам. Очень важными для понимания состояние и перспектив рынка казуальных/социальных/мобильных игр были выступления представителей аналитических фирм. Так, например, Стефани Лламас из компании SuperData Research сделала доклад о современном состоянии и будущем рынка мобильных игр. Итак, в 2013 г. глобальная индустрия мобильных игр заработала $14,5 млрд, а ее показатель MAU (месячное количество активных пользователей) составил 1,6 млрд. Докладчица также отметила значительный рост цены установки, которая в 2013 г. по сравнению с 2012 выросла на 251%, в то время, как ARPU (средний доход с пользователя) увеличился лишь на 38%. По прогнозам SuperData Research в 2014 г. доход глобального рынка мобильных игр возрастет на 45% и достигнет $21,1 млрд.

session-myaspina

Джереми Уэллс из аналитической компании App Annie проанализировал итоги 2013 года по основным мобильным магазинам приложений и дал раскладки по странам, категориям приложений, устройствам и т.п.

Главные тезисы его доклада:
• В 2013 г. по количеству загрузок Google Play обогнал Apple App Store на 15%, однако у последнего доход оказался вдвое больше
• В 2013 г. увеличение количества загрузок из Google Play происходило прежде всего за счет развивающихся рынков, таких как Бразилия, Россия, Турция и Индия, а странами с самым большим количеством загрузок стали США, Южная Корея и Индия

the last tinker

Проблемы, связанные конкретно с разработкой, геймдизаном затрагивались в первую очередь на инди-секции, на которой прозвучала масса постмортемов, а также велись дискуссии о вечных темах вроде «работать с издателем или без него» и т.п. Но, пожалуй, главным событием, связанным с инди-сферой стала выставка-конкурс Indie Prize Showcase, в которой, как отмечалось выше, приняло участие свыше 100 претендентов на награды в 13 номинациях. В итоге, по мнению жюри лучшей игрой выставки стала Dandelions (POLM Studio, Франция), а в категории «Лучшая игра. Выбор аудитории» победу одержала The Last Tinker: City of Colors (Mimimi Productions, Германия).

dandelions

Завершая краткие заметки о Casual Connect Europe, хочу сказать, что команда организаторов из Casual Games Association во главе с неутомимой Джессикой Тамс и Карлом Куинтоном сделала все возможное (а иногда и невозможное) для того, чтоб участникам конференции создать отличные комфортные условия для работы, формального и неформального общения. Отдельный респект Юлии Вахрушевой, уверенно «рулившей» столь сложным «организмом», как Indie Prize Showcase.

И, наконец, выражаю самую искреннюю благодарность Casual Games Association и компании G5 Games за содействие в организации моего визита на столь значительное индустриальное мероприятие, как Casual Connect Europe 2014.

indieshowcase

P.S. Все лекции Casual Connect Europe 2014 уже доступны для просмотра на сайте мероприятия.

Фото: Саша Палеева, Каролин Синно


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: