Обзоры
Чего мы не увидим в 2011 году
10

Чего мы не увидим в 2011 году

Традиционно в период новогодних праздников появляются разнообразные предсказания на грядущий год. Хватает их и на этот раз, но среди них особое внимание привлекло довольно объемистое и весьма подробное прорицание, сделанное аналитиками из ABI Research.

Все желающие в состоянии выкачать самостоятельно этот документ, чтобы выяснить те нюансы, что наверняка будут упущены в этом материале, так как этот объемный документ охватывает очень уж широкий спектр тем, чтобы браться за его полное изложение. Здесь же постараемся дать самое важное и интересное со своими комментариями.

Итак, почему аналитики решили пойти от обратного? Не стоит относиться к такой форме подачи уж слишком категорично, все же предсказания на короткий срок – дело неблагодарное, ведь с одной стороны все мы видим происходящее вокруг и ожидаем, что вряд ли что-то в корне поменяется и в ближайшее время. А с другой стороны – есть масса факторов, не лежащих на поверхности и способных в корне изменить ситуацию на рынке по сравнению с совсем недавно предсказанным. Поэтому наверно и появилась эта игра от обратного, которую обычно воспринимают с известной долей юмора.

Начали аналитики ABI Research свой прогноз с заявления о том, что 2011 год не станет годом мобильного маркетинга и рекламы, привязанной к конкретному положению клиента (Location-based Advertising). Обычным людям эти заявления наверно не слишком-то интересны, хотя в соц. сетях уже встречались заявления о том, что звонки на мобильные телефоны с предложениями чего бы то ни было начинают доставать настолько, что появляется желание сменить номер, которым пользовались уже много лет. На самом деле здесь все гораздо сложнее.

Речь идет скорее о том, что использование смартфонов и прочих гаджетов для доступа в Интернет все еще не подошло к тому критическому уровню, когда имеет смысл активно использовать разнообразные маркетинговые средства, ориентированные именно на этот канал. Хотя с другой стороны, 2011-ый должен стать годом планшетов. Поэтому аналитики советуют заранее готовиться к «нашествию» мобильного интернета заранее. Пока же традиционные ноутбуки лидируют в качестве инструмента для броузинга и останутся на своем месте еще не один год.

Чего мы не увидим в 2011 году
В 2011 году в мире будет отправлено свыше
7 триллионов СМС

Если уж разговор зашел о смартфонах, то, по мнению аналитиков ABI Research, в следующем году точно не появится моделей на базе четырехядерных процессоров. Сначала вопрос: а нужны ли вообще подобные чипы в смартфонах? Если речь идет о развлекательной сфере, то тут производительность никогда не бывает лишней. Зато ее повышение оборачивается снижением автономности. А это для смартфонов один из важнейших параметров. Поэтому при разработке архитектур для данной сферы приоритетом является энергоэффективность. Сегодня лидером здесь является ARM, и в ее ближайших планах пока нет четырехядерных чипов для мобильных приложений.

Впрочем, уже в первых числах 2011 года Freescale заявила о том, что в ближайшее время выпустит четырехядерные чипы серии i.MX6, предназначенные для потребительской электроники и отличающиеся невысоким энергопотреблением. Не понятно, будет ли их использовать в своих смартфонах кто-то из ведущих производителей, но прогноз ABI Research явно попал под угрозу.

Еще одной связанной с мобильностью темой является технология NFC-платежей (Near Field Communication) с помощью все тех же телефонов. По мнению аналитиков из ABI Research, эта функциональность точно не получит массового распространения в 2011 году. И связано это не только с ограниченной доступностью самих аппаратов, поддерживающих подобные платежи, но и сложностью взаимодействия мобильных операторов, платежных систем и получателей денег. До тех пор пока вся эта цепочка не разберется с вопросом раздела комиссии за перевод платежей, дело не сдвинется с мертвой точки. Не факт, что это произойдет в 2011 году. Зато в перспективе NFC точно займет свое место в нашей повседневной жизни.

В игровой сфере хотя и замечены первые робкие шаги облачных сервисов, но производителям консолей пока можно ни о чем не беспокоиться. Все же обеспечить приемлемую латентность в широкополосных соединениях могут еще далеко не все провайдеры. Да и построение мощных серверных ферм, способных обслужить большое число пользователей таких ресурсоемких приложений, как современные игры, тоже дело и небыстрое, и затратное.

С другой стороны, игровые консоли и сами обретают некоторые «облачные» функции – в частности в них появляется доступ к службам «видео по запросу». Так сервис Netflix уже доступен на всех современных консолях, Hulu+ предоставляется сейчас для PS3, а вскоре – и для Xbox 360, а ESPN3 – для Xbox 360. Но, тем не менее, услуги предоставления видео все же еще находятся в зачаточном состоянии, и 2011 не станет их годом.

А вот в быстрорастущем сегменте планшетов и в 2011 году должен остаться прежний лидер. Как бы производители ПК ни пытались, повторить успех Apple iPad в этом году не удастся никому. Свыше 75% ныне существующих планшетов базируются на ОС Android, а присущая ей раздробленность рынка контента и приложений, совсем не способствует успеху таких устройств.

Интересно, что если сравнивать истории успеха нетбуков и планшетов, то первые гораздо быстрее завоевывали сердца потребителей, да и в 2011 году нетбуки будут по-прежнему более распространены, чем планшеты.

Оба эти класса устройств ориентированы, в том числе, и на работу в широкополосных сетях, но, несмотря на такую специализацию, по-прежнему большей популярностью у пользователей, желающих иметь доступ в Интернет «на ходу», будут пользоваться внешние модемы, которые можно подключить через порт USB к любым компьютерам. Причину такой популярности USB-модемов аналитики ABI Research видят в том, что они гораздо проще в плане поддержки для операторов, чем в случае законченных устройств со встроенными средствами доступа. Да и при смене оператора гораздо проще отказаться от небольшого внешнего устройства, чем от ставшего привычным компьютера со встроенным модемом. Аналитики ABI Research отметили, что при переходе в новую сеть пользователи начинают задумываться о смене прежде используемой ими аппаратной платформы примерно через 9-12 месяцев.

Одним из эффективных путей продвижения своих услуг широкополосного доступа в сетях 3G (HSPA+) и 4G (WiMAX и LTE) операторы видят организацию хот-спотов на базе маршрутизаторов с Wi-Fi раздачей. Благо встроенные адаптеры Wi-Fi уже стали обязательным компонентом портативных ПК. Поэтому в последнее время подобные маршрутизаторы постепенно заменяют компьютеры со встроенными модемами.

По-прежнему трудно решаемой проблемой останутся, так называемые, домашние мультимедийные сети. В 2011 году еще не успеют принять единого стандарта, позволяющего избежать затруднений в их организации с использованием активного оборудования, сочетая технологии Wi-Fi, силовой проводки и Ethernet. Ожидается, что единый стандарт получит название G.hn (HomeGrid). Такой документ пока лишь на стадии обсуждения.

Затронули аналитики из ABI Research и вопрос популярности мобильных ОС и телефонов. А начали они с предсказания того, что в бизнес-сфере Apple iPhone не сумеет «положить на лопатки» RIM Blackberry: помешает iPhone ограниченность его возможностей по работе с приложениями из-за брандмауэра, с чем вполне справляется платформа Blackberry. А для iPhone, впрочем, как и Android, останется приоритетом сфера персонального использования.

Чего мы не увидим в 2011 году
Результаты опроса 2 тыс. жителей США в августе 2010 года на тему: «Какие устройства потребительской электроники есть у вас дома»

Сомневаются аналитики ABI Research и в том, что Android сумеет затмить платформу iOS в 2011 г. Преимущество первой заключается в более благоприятной лицензионной политике, чем у Microsoft Windows Mobile, и лучшей гибкости. Но уж слишком высока раздробленность Android, и нет у нее каких-то выдающихся функций, способных склонить в свою пользу чашу рыночных весов.

Да и с Nokia ничего особо страшного в 2011 году не случится. Не стоит забывать, что компания по-прежнему выпускает смартфонов больше всех остальных конкурентов. Наличие у компании платформы Symbian лишь помогает ей в сегменте доступных смартфонов, а идущая ей на смену Meego обладает хорошим потенциалом. Поэтому перемены в руководстве вполне могут принести новый импульс развитию компании.

А в завершение – о 4G: неопределенность с трактованием термина “4G” останется и в 2011 г. Напомним, что до сих пор ITU (международный орган стандартизации в сфере связи) не утвердил, какая именно технология должна носить гордое звание 4G: LTE или WiMAX. В документах ITU указывается лишь перечень требований к полосе пропускания и уровню латентности в сетях передачи данных четвертого поколения. По мнению аналитиков, в ближайшее время не ожидается выхода LTE на стадию массового внедрения, хотя такие сети уже и развернуты в Швеции, Норвегии, Польше и США. А перед самым Рождеством-2010 этот список пополнила и NTT DoCoMo. Но в большинстве стран необходимые спектры частот еще не выделены, и даже в таком передовом с технологической точки зрения государстве как Великобритания посвященный этому аукцион состоится лишь в 2012 г. Что уж говорить о таких гигантских развивающихся рынках, как Китай и Индия, где пока только идет процесс внедрения 3G-сервисов. Поэтому нужно быть готовыми к тому, что процесс принятия 4G-технологий затянется на годы, если не на десятилетие, а то и не на одно. Достаточно вспомнить, что у WCDMA такой путь занял около 10 лет.

Кроме того, с уверенностью можно утверждать, что TD-LTE не «убьет» WiMAX в 2011 году.

Дело в том, что оборудование с поддержкой TD-LTE пока проходит период испытания в сетях операторов, и по наиболее оптимистичным прогнозам в промышленную эксплуатацию оно может быть введено не ранее второй половины 2011 года. А по более реалистичным прикидкам начало широкого внедрения TD-LTE произойдет в 2013 году. При этом переход от WiMAX к TD-LTE не так уж прост и безболезнен, чтобы внедрившие WiMAX провайдеры предприняли такой шаг.

Как видите, предсказаний много. Одни довольно прозрачны, другие, возможно, покажутся вам спорными. Но таковы уж условия этого жанра – не только укрепить уверенность в планируемых шагах там, где все лежит на поверхности, но и заставить задуматься там, где что-то представляется неоднозначным.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: