Когда я чувствую запах асфальта, я думаю о Морин. Это мои последние ощущения, после чего я потерял сознание, — тяжелый запах асфальта. Первым, что я увидел, когда очнулся, было ее лицо. Она сказала, что починит мою тачку. Мне следовало бы знать, что все не так просто… Да! Когда я думаю о Морин, я думаю о двух вещах: о дороге… и неприятностях.
Похоже, в последнее время игры делаются как бы частями — сначала появляется нечто,
дающее представление об основной идее и концепциях игровой вселенной; затем вместе
с цифрой "2" в названии в игру приходят новые возможности и расширение
границ свободы игрока. И, наконец, цифра "3" являет нам игру такой,
какой она должна быть. Так, по признанию Кармака, будет с третьим DOOM, так произошло
и с GTA 3.
|
…Вот уж не думал, что она выстрелит… Как там она сказала: "Я амбициозная
девчонка, и ты — лишь маленький этап". Все получилось, как в дешевом боевике:
мы втроем взяли Liberty City Bank, у нас была целая куча денег, и ей захотелось
забрать себе все. Она пристрелила Майка и думала, что убила и меня. О том, что
я жив, она узнала из газет — обо мне писали все кому не лень, и весь Либерти-Сити
знал, что судья дал мне 10 лет тюрьмы за ограбление. Но то, что отсиживать свой
срок я не буду, не знал даже я. К счастью для меня, среди тех, кого должны были
отправить в то утро за решетку под усиленным конвоем, был крупный мафиозный босс,
кажется, из итальянцев. Когда мы пересекали мост Калахен, на конвой напали. Видно,
тот мафиози кому-то здорово насолил, раз его решили взорвать вместе с конвоем
и мостом в придачу… Но, как бы то ни было, я снова выжил, и теперь у меня есть
все возможности достать ту стерву. Только сменю этот тюремный комбинезон на что-нибудь
более приличное…
Вот так начинаются события в GTA 3. Что будет потом — решать игроку, все в лучших традициях серии. Можно делать карьеру в местной мафии, выполняя задания боссов любой из имеющихся группировок, можно на это все плюнуть и податься на "вольные хлеба". Хотя замечу, что, поступив так, вы потеряете массу удовольствия от игры — миссии в GTA 3 просто отличные, а тот факт, что "раздатчиков заданий" здесь несколько и только от вас зависит, к кому из них и когда вы обратитесь, делает игру очень и очень нелинейной. Подробно рассказывать о миссиях не стану, замечу лишь, что, выполняя задания мафии, по-прежнему можно заработать много денег. Коэффициент умножения исчез как класс, так что наградой за хорошую работу станет только большая сумма зеленых президентов. Чуть не забыл: в некоторых миссиях есть возможность обзавестись бронированной машиной. И, выполняя задания, можно получить доступ к двум другим островам Либерти-Сити. Если в GTA 1 другие города открывались только с помощью cheat-кода, то здесь все абсолютно законно и в рамках игры.
Однако проявить свои таланты в полной мере можно лишь тогда, когда тебя не сдерживают никакие рамки задания. К тому же возможность сохраняться почти в любой момент доступна только в том случае, если игрок не на миссии. Почему "почти"? К сожалению, темное приставочное прошлое игры огромной тенью висит над системой сохранения… В процессе выполнения первого задания (отказаться от которого нельзя) мы узнаем, где находится наша "берлога" и что только там позволено сохраняться. Ну да хакер с ними, с сейвами. В GTA 1 их вообще не было, и ничего — играли.
Итак, мы наплевали на всех мафиозных боссов, угнали приглянувшуюся тачку, и перед нами — Либерти-Сити… Это огромный мегаполис на трех островах, соединенных друг с другом мостами. (Кстати, разработчики уверяют, что город является точной копией Либерти-Сити из GTA 1, прообразом для которого, в свою очередь, стал Нью-Йорк.)
![]() |
![]() |
![]() |
И все эти три острова живут своей жизнью, до поры до времени не обращая на вас
никакого внимания: каждый пешеход куда-то спешит, машины стремятся добраться до
только им известного пункта назначения, полиция и прочие городские службы следят
за порядком на улицах. Стоит ли говорить, как красиво это все выглядит? Проезжая
по улицам Либерти-Сити на "Кадиллаке" и любуясь окружающим городом,
вспоминаешь фразу агента Смита из "Матрицы": "…Когда-нибудь ты
смотрел на это, восхищался этой красотой, гениальностью всего этого? Миллиарды
людей живут там, проживают свои жизни, не зная…". А оставив машину на паркинге
и пройдясь пешком по наполненному людьми тротуару, можно услышать, чем живет город
— люди обсуждают последние новости, напевают песни популярных радиостанций или
кричат: "Эй, ты, какого черта толкаешься!". А с улиц доносятся звуки
полицейских сирен, автомобильных сигналов… Отдохнуть от городского шума можно,
заехав на набережную или в Liberty City Park. В парке, правда, не всегда тихо
— по выходным там проводятся фестивали и ярмарки, поэтому мое излюбленное место
отдыха — набережная или песчаные пляжи.
И все это сопровождается звуками радио. В эфире Либерти-Сити вещают девять радиостанций,
абсолютно непохожих друг на друга. Это и знакомое по GTA 1 Head Radio, и самое
растаманское Jah Radio с соответствующей музыкой, мое любимое Flashback 95,6,
играющее композиции 70—80-х, Chatterbox, куда звонят все кому не лень и беседуют
на любые темы, и другие радиостанции. Разработчики не поленились и записали от
20 до 50 минут "живого эфира" на каждую радиостанцию. Следует заметить,
что радио вещает даже тогда, когда игрок находится на другом канале, то есть создается
ощущение реальности эфира, даже для рекламы нашлась пара минут — куда же без
нее. Кстати, я полюбил эту игру еще больше, когда посетил один из рекламируемых
в игре сайтов, — внимание
Rockstar Games к таким деталям только радует.
Некоторые радиостанции стоит прослушивать хотя бы ради того, чтобы оценить юмор разработчиков, — после некоторых фраз или рекламных объявлений от смеха можно бросить руль и куда-нибудь въехать. Особенно примечателен в этом плане Chatterbox — от звонков в их студию не улыбнется разве что плюшевый медвежонок.
Вернемся, однако, к нашей свободной жизни в Либерти-Сити, а точнее, к главному
и первому вопросу "вольной птички": ГДЕ ДОСТАТЬ ДЕНЬГИ? Тут стоит заметить,
что система добычи портретов президентов претерпела значительные изменения. Даже
не пытайтесь таранить встречные машины или просто так сбивать пешеходов. Ничего,
кроме вмятин на машине или копов на хвосте, вы не получите. "Как же тогда
заработать деньги?" — спросите вы. Все на самом деле просто. Но сначала
— небольшое отступление. В GTA 3 бонусы (деньги, аптечки, броню и т. д.) нельзя
подбирать, находясь в машине, — это чтобы вы не расслаблялись и не хватали Police
Bribe во время высокоскоростной погони.
Итак. По всему городу расставлены трамплины, и, выполняя с их помощью разные каскадерские трюки, можно неплохо заработать. Но это не единственное решение проблемы финансов. На территории острова находится 100 пакетиков, в каждом по 1000 долларов мелкими купюрами. Эти пакетики спрятаны в разных укромных местах, поэтому придется изрядно поколесить по городу, чтобы найти их. Еще есть пешеходы. Они ходят по городу с некоторым запасом налички (от пары долларов до нескольких сотен), и, я надеюсь, мой намек был достаточно прозрачным. А угнав такси, можно подрабатывать извозом.
Это все, конечно, хорошо, скажете вы, но если хочется просто "оторваться" и пострелять во все, что движется? Тогда на суд играющего представлены 12 видов оружия — на любой вкус, от бейсбольной биты и огнемета до М-16 и ракетницы. Rockstar Games постаралась, и визуальные и звуковые эффекты от пальбы или бешеной езды по городу не оставят никого равнодушными — только взгляните на скриншоты, тут слова лишние. А реализация повреждений машин привела меня просто в дикий восторг: царапины на кузове, трещины на стеклах, хлопающие разбитые двери, отрывающиеся детали кузова и прекрасная физическая модель поведения автомобиля на дороге… А как они взрываются — это надо видеть…
Что касается стрельбы, то в GTA 3 в наличии система точечных повреждений — таким не каждый 3D-шутер похвастается. Из М-16 можно отстреливать руки, ноги, головы (такой фонтанчик крови получается), и это сопровождается соответствующей реакцией жертвы.
В завершение хочется сказать, что если вы фан первых двух частей игры, то вам обязательно стоит хотя бы запустить GTA 3. А даже если вы узнали о существовании серии GTA только из этого обзора — самое время продолжить знакомство практикой в Либерти-Сити.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: