Обзоры
Игровые платформы 2013 года: версия Steam

Игровые платформы 2013 года: версия Steam


Steam_Platform_intro_900

Steam – наиболее популярный сервис цифровой дистрибьюции. Десятки миллионов любителей поиграть ежедневно используют продукт Valve чтобы на время отвлечься от работы. Среди них как самые рьяные хардкорные энтузиасты игрового дела, так и владельцы ПК, запускающие простенькие казуалки во время обеденного перерыва. Ежемесячно Steam накапливает информацию о железе и софте, используемых игроками. Учитывая количество пользователей сервиса, такие данные представляют собой интересную базу для анализа. Давайте посмотрим, какой же была наиболее популярная игровая платформа по итогам 2013 года.

Процессоры

CPU_AMD-Intel

Процессоры Intel предпочитают порядка 74% пользователей Steam, тогда как чипы AMD установлены примерно у четверти любителей поиграть (25,9%). Судя по графику, за последние полтора года доля чипов AMD снизилась примерно на 2%, а Intel, соответственно, возросла на ту же величину. Для систем, используемых для игр, полученное соотношение выглядит не так плохо для AMD, если учесть, что на глобальном рынке CPU x86, компания контролирует около 20% процессоров.

CPU_Cores

Согласно предлагаемой статистике, большинство систем оснащены двухъядерными процессорами – 47,6%. Однако их количество нельзя назвать подавляющим. Практически такую же долю имеют и четырехъядерные CPU (~44%). Преимущество процессоров с количеством ядер больше двух в играх уже становится все более очевидным, потому интерес к таким решениям не удивителен, особенно если учесть, что самые доступные четырехъядерники AMD предлагаются за $70. Чипы Intel с таким количеством ядер стоят заметно дороже (от ~$180), но и производительность их выше. Конечно, темпы миграции на 4-ядерные CPU не слишком велики. В целом доля таких чипов за последние полтора года увеличилась почти на 5,5%. Хотя и здесь бывают свои нюансы. Например, в декабре прошедшего года их число в общем количестве неожиданно снизилось на 1%, что явно выбивается из общего тренда. На наш взгляд это связано с активным расширением базы пользователей Steam, при этом для игр используется весь доступный парк техники.

Восьмиядерные модели, под которыми подразумеваются AMD FX-8xxx смогли занять в общем пуле процессоров лишь 0,32%. Динамика положительная имеется, но темпы очень невелики (+0,02% за декабрь). Популярность CPU с шестью ядрами заметно выше – 2,03%, хотя стоит учесть, что и возможных вариантов здесь значительно больше. Компанию AMD FX-6xxx/Phenom II X6 составляют дорогостоящие модели Intel Core i7 для LGA2011, а также очень немногочисленные «экстремальные» версии чипов для LGA1366 образца 2010 года.

Steam_CPU-Intel-MHz

Любопытно, что из общего числа процессоров, 22% чипов Intel имеют тактовые частоты 2,0–2,7 ГГц (наиболее популярны 2,3–2,7 ГГц – 20,9%), при этом доля таких моделей продолжает увеличиваться. Примерно 26% приходится на CPU с рабочей частотой 3,0–3,7 ГГц. Количество используемых процессоров со штатной частотой выше 3,7 ГГц составляет всего 0,4%. Очевидно, что костяк этой группы составляют носители славной архитектуры NetBurst. Однако с окончанием гонки мегагерцев высокая тактовая частота уже не является приоритетом при разработке новых решений, хотя, безусловно, по-прежнему отчасти отражает возможности CPU, когда речь идет о процессорах одного поколения.

Steam_CPU-AMD-MHz

Среди чипов AMD наиболее многочисленная группа работает на 3,0–3,7 ГГц (суммарно ~10%). 3%-ный барьер преодолели процессоры с тактовой частотой 2,0–2,29 ГГц и 2,3–2,69 ГГц. Доля чипов, ускоренных до 3,7 ГГц и выше, в случае с AMD значительно выше, чем у Intel. Причем в эту категорию попадают не только модели энтузиастской серии AMD FX, но и более массовые гибридные APU.

Большие цифры все еще способны удивлять, особенно когда речь идет о знаковых значениях. Как здесь не вспомнить о первом процессоре х86, который после динамического ускорения достигает символичных 5 ГГц. Да, чип AMD FX-9590 – довольно нишевое решение, но свое место в истории развития CPU он уже заслужил.

Видеокарты

VideoCards_Vendors

Весьма любопытен общий графический срез. Пальму первенства здесь суверенно удерживает NVIDIA, решения которой установлены более, чем у половины пользователей Steam (51,7%). Что характерно, такая доля фактически не изменяется уже полтора года. Решения AMD встречаются у 31,4% игроков, при этом 18 месяцев назад их число превышало 35%. При неизменной доле NVIDIA за этот же период, несложно догадаться, кто же нарастил «абонентскую базу». Конечно, речь идет об Intel. Интегрированные решения производителя в июле 2012 года встречались почти у 13% пользователей, а к декабрю 2013-го – уже у 16,5%. В целом такая картина вовсе не удивляет, если учесть, что на глобальном рынке графики для ПК компания Intel занимает порядка 63%. Да, здесь нет никакой ошибки, дополнительная запятая не нужна. Возможности встроенной графики сейчас достаточны для многих задач, и, как показывает статистика и данные Steam, игры к таковым также относятся. Можно не сомневаться в том, что и в дальнейшем доля встроек будет увеличиваться, вопрос лишь в том, с какой скоростью и за чей счет.

Еще более интересен список конкретных графических решений, которые чаще всего встречаются в системах пользователей Steam.

Steam_VideoCards_List

Мы выделили TOP-25 решений, набирающих более 1% от общего количества. Три призовых места достаются интегрированной графике Intel различных поколений. Лидирующую позицию в результатом в 4,03% заняла Intel HD Graphics 4000 – видеоядро, присущее чипам семейства Intel Core 3-го поколения (Ivy Bridge). Что характерно, судя по изменению весовых показателей, на первое место она попала лишь в конце 2013 года, сместив на вторую позицию Intel HD Graphics 3000 (3,81%). Бронза досталась Intel HD Graphics 2000 (2,34%), которая, как и 3000-ная, используется в чипах Sandy Bridge, но имеет вдвое меньшее количество вычислительных блоков. Подобный графический триумвират интегрированных решений от Intel, с одной стороны забавно видеть в топе «игровых» систем, с другой – показательный пример того, что играть можно на системах фактически любого уровня, вопрос лишь реальных потребностях пользователя.

Что характерно, в TOP-25 также попали такие решения как Intel Ironlake (mobile), свойственные чипам Arrandale – первой попытке производителя перенести интегрированную графику из чипсета непосредственно на подложку процессора (2010 год). Также довольно неожиданным стало появление в списке Mobile Intel 4 Series Express – еще более ранней разработки компании, времен, когда GPU встраивался в микросхему северного моста чипсетов (Intel GM45, GS45,…).

16 позиций из 25 занимают видеокарты c чипами NVIDIA. В перечне настоящая солянка из хитов различных поколений. Начиная от GeForce GTX 660, которая до сих пор остается в строю и является вполне интересным вариантом для сравнительно недорогой игровой платформы среднего уровня, до адаптеров серии GeForce 9600, серьезно выстреливших в 2008 году.

Четыре позиции занимают устройства на чипах AMD. 12 место с результатом 1,3% за Radeon HD 7850. Чуть ниже результаты у Radeon HD 5770 и Radeon HD 7770. В расширенном перечне адаптеров уже имеются и гибридные APU, популярность которых увеличивается, однако на общем фоне накопленной за годы техники, доля таких решений сравнительно невелика.

Steam_VideoCards_Memory

Интересна ситуация с объемом памяти используемых видеокарт. Почти 37% адаптеров оснащены 1 ГБ, 14% устройств имеют 512 МБ. Оптимистичной выглядит доля в 12,7% у моделей с 2 ГБ памяти, причем их количество стремительно увеличивается.

Оперативная память

Steam_Memory

Что касается общесистемной оперативной памяти, то как это не удивительно, но большинство систем оснащено 8 ГБ ОЗУ. Доля в 26,2% действительно впечатляет, причем она продолжает расти. Пожалуй, это даже одна из наибольших неожиданностей приведенного рейтинга Steam. 20,4% систем оснащены 4 ГБ оперативки, 3 ГБ имеют 17,2% платформ (объем ОЗУ, зачастую свойственный ноутбукам). Почти 11% ПК получили в свое распоряжение 12 ГБ и более оперативной памяти. Очевидно, многие успели воспользоваться благоприятным периодом для наращивания объема ОЗУ, когда модули памяти стоили вдвое дешевле нынешнего.

Накопители

Steam_HDD

Наиболее часто встречающиеся накопители емкостью 250–499 ГБ – еще одно косвенное подтверждение того факта, что к игровому сервису все активнее подключаются владельцы мобильных систем. 22,9% используемых дисков имеют объем более 1 ТБ. При этом доля таких HDD всего за месяц снизилась почти на 1%. Тогда как количество менее емких накопителей, наоборот, увеличивается. Существенна доля дисков 750–999 ГБ (19,3%), а также накопителей на 500–749 ГБ (12,6%). Почти 2% у дисков 10–99 ГБ, ну, а количество владельцев накопителей емкостью менее 10 ГБ составляет всего 0,02%.

Экран

Наиболее популярное разрешение экранов владельцев игровых платформ – 1920×1080 (32,4%). Серьезно увеличивается доля устройств с разрешением 1366×768 (24,4 %) и 1600×900 (7,9%). Номинально такое разрешение встречается и на мониторах диагональю 18,5–20”, однако все же в большинстве случаев здесь речь идет о ноутбуках. Классика формата 5:4 – 1280×1024 используется уже лишь в 7,6% случаев, тогда как 1024×768 имеют только 3,1% экранов.

Некогда популярное разрешение 22-дюймовых мониторов 1680×1050 встречается в 6,9% случаев. Характерное для «плотнопиксельных» 27-дюймовых мониторов разрешение 2560×1440 имеет только 0,6% экранов. Тогда как свойственные для 30-дюймовых панелей 2560×1600 и вовсе доступны лишь 0,13% пользователям Steam.

Операционные системы

Steam_OS

Windows 7 не торопится уступать своих позиции на игровых просторах. 64-битовая версия этой операционной системы установлена на 52,8% систем. При этом второе место уверенно занимает 32-битовый вариант этой же ОС с долей в 13%. Суммарно порядка двух третей ПК оснащаются очень удачной операционкой от Microsoft. Пользователи не слишком торопятся с переходом на Windows 8. Если сложить все модификации этой ОС, включив также недавно представленную версию 8.1, то мы видим, что за 1 год и 3 месяца с момента анонса данная ОС используется в 21% случаев. Среди наиболее заметных тенденций последнего времени – переход с Windows 8 на 8.1. Это неудивительно, так как подобное обновление производится бесплатно. Активно редеют ряды тех, кто еще держится за Windows XP (6,6%), еще ниже доля у Windows Vista – 5,1%.

Все версии Linux скопом едва набрали 1,1%. Даже если предположить, что в нераспределенных 0,6%, отнесенных в категорию «Other», львиная доля относится к различным дистрибутивам данной ОС, все же говорить об успехах Linux на игровом поприще еще очень и очень рано. Посмотрим, удастся ли готовящейся к выходу Steam OS, а также анонсу многочисленных вариантов Steam Machine повлиять на такое положение дел.

Компьютеры Apple

Сервис Steam также предлагается и для владельцев систем от Apple. Учитывая достаточно ограниченный ассортимент платформ для ПК данного производителя, ситуация с популярными конфигурациями заметно отличается от таковых для PC. Детальная статистика для интересующихся доступна в соответствующем разделе.

Steam_Mac

Отметим лишь, что чаще всего Steam используют владельцы MacBook Pro (53,8%). Реже для игр применяются моноблоки iMac (23,5%). Все активнее подключаются к сервису пользователи MacBook Air (12,5%). Компактные Mac mini для игр используются лишь при острой необходимости отвлечься от рутины (3,6%). Возможно этот процент увеличится после изрядно задержавшегося анонса обновленных моделей на базе чипов Intel Haswell. Доля MacPro составляет 2,14%, что ожидаемо с учетом позиционирования системы, цены и, соответственно, распространенности ПК данной линейки.

Итоги

Итак, какую конфигурацию мы получаем в итоге? Среднестатистический ПК со Steam оснащен двухъядерным процессором с тактовой частотой 2,3–3 ГГц. При этом система не использует дискретную видеокарту, довольствуясь возможностями интегрированной графики, объем оперативной памяти составляет 4–8 ГБ, а емкость накопителя – 250–400 ГБ. Платформа на Windows 7 подключена к экрану с разрешением 1920×1080. Конечно, полученные результаты – некая очень условная «средняя температура по больнице», но, вместе с тем, она отражает текущие конфигурации систем, которые в принципе используются для игр.

Впрочем, массовые решения никогда не были лучшим вариантом для каких-то специализированных задач, к которым вполне можно отнести и «тяжелые» игры. Оценивая полученную усредненную конфигурацию, можно говорить о том, что подобный ПК худо-бедно справится со многими проектами, не предъявляющими больших требований к вычислительным ресурсам. Однако, если возникнет желание перейти на качественно новый уровень, понадобятся пушки побольше. Как собрать серьезную игровую платформу для того, чтобы уверенно чувствовать себя при запуске проектов 2014 года и в то же время не переплачивать лишнего? Своими соображениями на этот счет мы поделимся в самое ближайшее время в нашей традиционной рубрике «ПК месяца».


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: