К сожалению, большинство начинающих автомобилистов сталкиваются с проблемой плохой ориентации в городе. Конечно, можно заранее рассчитать маршрут на специальной бумажной карте, но достаточно сложно запомнить, на каких перекрестках расположены, к примеру, знаки, запрещающие проезд. А если вдруг появится желание поехать в другой город? К тому же необходимые карты найти непросто. Для таких ситуаций предназначены устройства, работающие в связке с GPS-ресиверами, причем подобных комплектов довольно много. Однако выбирать, в основном, приходится между аппаратами со встроенным GPS-приемником (правда, они обычно ограничены по функциональности или обладают небольшими экранами) и внешними GPS-ресиверами, которые можно подключить к большому количеству устройств. Мы решили сравнить КПК со встроенным приемником и ноутбук с внешним GPS-модулем.
КПК со встроенным GPS

GPS-ресивер SiRF Star III
Габариты 73×122×19 мм
Масса 130 г
Аккумулятор 1300 мА•ч
Длительность автономной работы ~ 4–4,5 часа
Физический размер экрана 3,5"
Разрешение экрана
320×240 пикселов
Цена
КПК – $430
«NATEC Навигатор Киев» – $10
«Визиком Украина» – $20
Продукты предоставлены компаниями ASUS и «Транснавиком»
Мы взяли карманный компьютер ASUS A636N под управлением Windows Mobile 5.0 со встроенным GPS-ресивером на чипе SiRF Star III. Данный КПК был выбран не случайно, поскольку, помимо кабеля для синхронизации и сетевого ЗУ, с ним поставляются держатель на стекло и автомобильная зарядка. К сожалению, не так много продуктов могут похвастаться подобной комплектацией. Кроме того, одним из плюсов этой модели является поворотная антенна, что позволяет отыскать точку лучшего приема. Да и цена устройства вполне приемлема. Размер экрана привычный большинству владельцев аппаратов с QVGA-дисплеями – 3,5 дюйма. При тестировании использовались GPS-карты «NATEC Навигатор Киев» и «Визиком Украина».
Инсталляция
Сделать так, чтобы встроенный GPS-приемник корректно работал с картами, несложно: в настройках соединения просто устанавливаем порт, по которому GPS будет передавать информацию (у нас это был порт COM 5). Проинсталлировать ПО на устройство также не составляет никакого труда – после синхронизации посредством Activesync достаточно лишь запустить установку. Карта от компании «Визиком» имеет функцию автоматического поиска необходимого порта. В случае с «NATEC Навигатор Киев» нужно указывать порт самостоятельно, но при неправильном выборе эта карта, в отличие от «Визиком», не сообщает пользователю об ошибке.
Габариты / практичность
КПК ASUS A636N не самый компактный среди подобных устройств, но и огромным назвать его нельзя. Держатель же продуман отлично. Так, крепеж полностью повторяет контуры карманного компьютера и практически не увеличивает его размеры. Тем не менее, даже при своих относительно небольших габаритах, КПК, установленный горизонтально, немного мешает при вождении, поэтому мы использовали его только в вертикальном положении.
Эргономика
После того как мы решили установить КПК в вертикальное положение, нареканий на работу с ним не возникало. Обзору при езде ASUS почти не мешал. С выдвинутой антенной прием субъективно стал более стабильным и точным. При использовании карты «NATEC Навигатор Киев» аппаратными клавишами мы почти не пользовались благодаря возможности в полноэкранном режиме вынести необходимые кнопки на экран. А вследствие грамотной реализации жесткой пружины держателя КПК почти не содрогался при езде автомобиля по плохой дороге.
Автономность
Главным плюсом ASUS A636N является наличие автомобильного ЗУ в комплекте, что обеспечивает стабильную работу независимо от заряда аккумуляторной батареи. Правда, есть здесь и свои минусы: поскольку гнездо прикуривателя в нашей машине находится перед коробкой переключения передач, мы достаточно часто задевали его рукой, например, во время поиска нужной радиостанции. Поэтому было решено подпитывать устройство лишь при необходимости (приблизительно раз в два часа где-то на тридцать минут). Для поездок на далекие расстояния КПК также отлично подойдет, так как способен проработать без подзарядки около четырех часов.
Ноутбук с внешним GPS

GPS-ресивер SiRF Star II/LP
Габариты
ресивер 59×47×21 мм,
ноутбук 354×284×35 мм
Масса
ресивер – 84г
ноутбук – 2,86 кг
Аккумулятор 4400 мА•ч
Длительность автономной работы ~ 2,5–3 часа
Физический размер экрана 15,4"
Разрешение экрана
1280×800 пикселов
Цена
ресивер – $95,
ноутбук – $932,
карта Transnavicom – $30
Продукты предоставлены компаниями ASUS и «Транснавиком»
Какой-то особенный ноутбук мы не искали – был выбран лэптоп средней конфигурации ASUS A6R с диагональю экрана 15,4 дюйма и разрешением 1280×800 пикселов. К нему мы подключили USB-GPS-ресивер BU-303. Выбор такого типа приемника неслучаен, поскольку нас прежде всего интересовала связка ноутбук + GPS, и использовать популярные Bluetooth-устройства мы не стали. К тому же есть даже небольшой плюс – во время тестирования мы ни разу не забыли приемник в бардачке машины, а при динамичной езде после падения с панели его было несложно отыскать – лишь потянув за провод. Кроме того, хоть ресивер и построен на базе SiRF Star II, он нисколько не уступает новому чипу. Завершает комплект GPS-карта Киева от компании «Транснавиком».
Инсталляция
Процесс установки оборудования занял немного больше времени, нежели в случае с КПК. Для начала был подключен GPS-приемник, который в диспетчере устройств по умолчанию получил 15-й порт. Мы же его привязали к свободному порту COM 3. Затем проинсталлировали карту, после чего перезагрузили ноутбук для окончательной установки драйверов защиты диска StarForce. Больше никаких настроек вносить не пришлось – индикатор о подключенном GPS-ресивере появился в нижнем правом углу сразу после запуска карты.
Габариты / практичность
Ноутбук имеет довольно большие габариты и массу, поэтому единственным относительно удобным местом, куда его можно было поставить, являлось пассажирское сиденье возле водителя. К сожалению, из-за невозможности как-то закрепить лэптоп при резких поворотах и экстренном торможении он несколько раз оказывался на полу. Единственным логическим решением было посадить штурмана, который давал указания, ориентируясь по карте.
Эргономика
Естественно, экран ноутбука выводит намного бóльшее изображение, нежели КПК, тем не менее использовать лэптоп при езде достаточно неудобно. По Киеву без помощи штурмана в будний день ездить практически невозможно, так как приходится время от времени останавливаться, чтобы удостовериться, не был ли пропущен нужный поворот и т. п. Хотя мы не имели GPS-карты Украины, можно предположить, что в случае поездок по загородным магистралям работать с ноутбуком будет комфортнее.
Автономность
С автономностью в этой связке не слишком хорошо. Аккумулятора ноутбука хватает приблизительно на 2,5–3 часа беспрерывной работы с GPS – для непродолжительных поездок по Киеву вполне достаточно, но о длительных разъездах без дополнительного аккумулятора или автомобильного ЗУ можно забыть. В принципе, можно периодически вводить ноутбук в режим Hibernate, но это очень негативно влияет на удобство использования. Плюс ко всему тестируемая карта требует наличия оригинального компакт-диска в CD-приводе, что приводит к более быстрой разрядке батареи.
Итоги
Как видно, оба конкурента имеют свои достоинства и недостатки. Однако мы склонны отдать предпочтение карманному компьютеру со встроенным GPS-модулем. Главный плюс КПК – относительно небольшие габариты. Хотя экран по характеристикам уступает дисплею лэптопа, его более чем достаточно для городских поездок. В то же время для передвижения по стране ноутбук является более интересным решением, так как лучше отображает общую картину пройденного пути. К сожалению, мы не смогли проехаться с ним в другой город, поскольку не имели необходимой GPS-карты Украины. Но даже при ее наличии заряда батареи хватило бы лишь на 200–250 км. Поэтому, если вы все же остановите свой выбор на внешнем ресивере и ноутбуке, обязательно приобретите автомобильную зарядку или дополнительный аккумулятор.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: