Интервью Софт 12.11.2013 в 09:00 comment

Opera Software: почему мы перешли на Blink и что будет дальше

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Opera-logo

12 февраля 2013 г. Opera Software, достаточно неожиданно для пользователей браузера Opera, по-прежнему популярного в России, Украине, Беларуси и Грузии, объявила о переходе с движка собственной разработки Presto, на котором браузеры компании работали с 2003 года, на движок WebKit, используемый в мобильных и десктопных браузерах Apple, Google, BlackBerry, Nokia и т.д. Первая версия Opera на движке WebKit, точнее, его ответвлении Blink, разрабатываемом Google, появилась 28 мая 2013 года и имела номер 15.0, в то время как последняя версия на движке Presto, поддержка которой будет осуществляться еще некоторое время, имеет номер 12.16. Такой скачок в нумерации должен был символизировать переход браузера на новый этап развития. Но выпуск Opera на WebKit был неоднозначно принят пользователями, часть из которых восприняли это как своеобразное предательство Opera Software интересов гик-сообщества, в котором продукты компании всегда были популярны. О причинах, побудивших Opera Software перейти на движок Blink, планах по дальнейшему развитию браузера и отношении компании к сообществу энтузиастов, мы поговорим с Вадимом Макеевым, веб-евангелистом компании Opera Software.

И все-таки, чем был вызван отказ от движка собственной разработки и переход на Blink? Какие внутренние или внешние факторы привели к такому неожиданному для многих решению?

Vadim_Makeev_02Нас к этому привели две главные причины: совместимость и технологическая конкуренция. Каждая из них достаточная для того, чтобы задуматься о переходе.

Проблемы с совместимостью мешали нашим пользователям на многих сайтах, как на мобильных устройствах, так и на десктопе. Opera – браузер с неравномерной популярностью по миру: где-то мы №1, где-то почти неизвестны или известны только как мобильный Opera Mini. Ситуация с долей на американском рынке привела к тому, что многие разработчики из крупных интернет-компаний (большинство из которых родом из США), даже хорошо знакомые с нашим браузером, ставили нас в слабую совместимость или в принципе не поддерживали. Объясняли они это, главным образом, небольшой долей на американском рынке. В то же время, эти сервисы работали и были популярны в России, Украине и Беларуси, где доля Opera на порядок выше и наши пользователи регулярно получали сообщения вроде «Ваш браузер не поддерживается», а иногда просто видели сайт, закрытый для их браузера. И все это не потому, что мы не поддерживали каких-то технологий или плохо работали.

Ситуация была гораздо лучше для российских сервисов, которые привыкли к большой доле Opera и воспринимали наш браузер как естественную часть ландшафта. За время существования проблемы с совместимостью, мы придумали множество способов борьбы с этим и даже сформировали целый отдел, который работал над проектом Open the Web, в который я пришел в 2009-м году. В Opera была настройка, которая позволяла прикинуться другим браузером, вроде Firefox или Internet Explorer. Очень часто это помогало и сайт снова начинал работать как следует. Но это помогало при двух условиях: а) сайт работает корректно и проверяет имя браузера, б) пользователь знает, что браузер можно замаскировать.

Если же пользователь был не в курсе, что Opera может прикидываться другим браузером или код на сайте в принципе не мог корректно отработать, то мы использовали другой механизм. Он назывался browser.js – это такой файл, который раз в неделю загружается в браузер и содержит инструкции двух типов: список для маскировки, которая применяется автоматически для определенных сайтов и список исправлений в коде, которые применяются для сайтов, работающих некорректно. То есть каждый день команда Developer Relations в рамках проекта Open the Web чинила весь интернет для миллионов пользователей браузеров Opera, как мобильных, так и десктопных. На мобильных системах проблема была гораздо хуже, там самыми популярными были и остаются браузеры на движке WebKit. И здесь мы подходим ко второй причине.

Курс UX/UI дизайнер сайтів і застосунків з Alice K.
Курс від практикуючої UI/UX дизайнерки, після якого ви знатимете все про UI/UX дизайн .
Реєстрація на курс

С момента, когда Apple в 2007 году анонсировала iPhone, началось шествие движка WebKit по планете. Сначала он стал самым популярным движком на смартфонах, а потом, с появлением в 2007 году браузера Chrome, и на десктопе. Помимо Apple, в разработке WebKit приняли участие крупнейшие мировые компании: Google, Adobe, Nokia, Intel и даже «Яндекс». При таком внимании к движку, он стал развиваться очень быстро и все самое новое и интересное начало появляться сначала в WebKit, а потом уже в остальных движках, вроде Presto, Gecko и Trident – Opera, Firefox и IE, соответственно. И нам тоже пришлось включиться в это сражение и раз за разом догонять, наверстывая технологическое отставание. И все это ради развития только движка, а не браузера, то есть интерфейса и возможностей, которые, прежде всего видят пользователи. Мы делали все, чтобы понравиться разработчикам, но уделяли мало внимания пользователям.

В итоге, переход на новый движок позволил нам решить проблемы с совместимостью и сфокусировать усилия на разработке всего браузера, а не только движка.

Как сильно переход на новый движок повлиял на компанию? На сколько человек сократился ваш штат? В Сети даже муссировались слухи, что из Opera ушли многие разработчики и компания перестает разрабатывать браузер, а начинает просто использовать наработки Google.

Решение о смене основной технологической платформы, которую мы разрабатывали с момента основания компании – это, безусловно, одно из самых серьезных испытаний, через которые прошла компания. И такие изменения конечно же потребовали реорганизации отделов и переосмысления приоритетов. После всех изменений штат компании сократился не больше, чем на 10%. Но все происходило не в духе «уволим всех разработчиков». Все самые ценные кадры остались и продолжают заниматься разработкой как интерфейса, так и ядра нового браузера. Да, мы продолжаем заниматься разработкой ядра Blink и фреймворка Chromium. Если говорить на примере моей команды, то из 13 человек, которые занимались совместимостью сайтов и чинили для вас интернет, остались четверо и вошли в новую команду. Часть моих коллег ушла в компанию Mozilla и теперь занимается проблемами совместимости, с которыми столкнулась мобильная Firefox OS.

Opera_Browser_team

Что собственно Opera берет из Blink и Chromium, а что разрабатывает сама?

Курс UX/UI дизайнер сайтів і застосунків з Alice K.
Курс від практикуючої UI/UX дизайнерки, після якого ви знатимете все про UI/UX дизайн .
Реєстрація на курс

Chromium – это фреймворк, разработанный Google для браузера Chrome. Он включает не только движок Blink (ранее WebKit) для отрисовки страниц, но и JavaScript-движок V8, интерфейсные, сетевые и многие другие модули. То есть все, что нужно для того, чтобы сделать браузер. Но, в отличие от других компаний, которые взялись делать на этом фреймворке свой браузер, мы пошли дальше и полностью переписали интерфейс браузера на нативном (системном) коде. То есть интерфейс Opera на каждой платформе, во-первых, полностью соответствует системе и визуально «свой», а во-вторых, работает максимально быстро. Помимо этого, мы реализовали поверх системы расширений Chromium свою систему расширений, дополнив ее некоторыми API. В итоге новая система NEX совместима и с CRX, и в нее легко может быть сконвертирован прежний формат OEX.

Opera 15 на движке Blink оказалась лишена той функциональности, к которой пользователи привыкли за многие годы – RSS-читалки, почтового клиента, закладок. Зато мы получили очень легкий, чистый браузер. Что планируется вернуть в будущих версиях Opera, а от чего отказаться навсегда?

Новый браузер, после решения о переходе на другой движок, был запущен в сжатые сроки. Всего за полгода мы выпустили сначала мобильную версию для Android и почти сразу же десктопную. И конечно, чем-то пришлось пожертвовать, чтобы запуститься как можно быстрее – многое не вошло в первые версии, но начинает появляться уже в текущих. Но это не значит, что мы просто вернем все, что было в браузере предыдущего поколения и довольные успокоимся. Это будет просто скучно. Мы не хотим возвращать то, что было придумано год, два, иногда даже пять лет назад. Мы хотим вернуть то, чем действительно пользуются сегодня и то, что актуально.

Например, согласно выборке из сотни тысяч пользователей, которую мы делали с 2007 года, 90% из них ни разу не добавили ни одной закладки. Цифры для почтовика, RSS-читалки, IRC-клиента еще более скромные. Поэтому вместо того, чтобы тратить время на перенос старых возможностей, которые потеряли актуальность, мы решили сфокусироваться на новых. Вместе с релизом мы представили обновленную Экспресс-панель, Копилку и Рекомендации – все это в комплексе дает отличную стартовую площадку для того, кто открыл новую вкладку: самые любимые сайты, недочитанное раньше и новости по нужной тематике из вашего региона. И это только начало: сейчас ведется активная работа над механизмом синхронизации и над более навороченной системой работы со вкладками для десктопной версии.

Vadim_Makeev_00

Какая судьба ждет Opera 12, как долго будет поддерживаться этот браузер?

Мы решили не обновлять пользователей 12-й версии на новую автоматически и предложить им осознанно выбрать, переходить ли на новый браузер. Главным образом потому, что на момент релиза в браузере недоставало некоторых важных возможностей. У нас нет никаких планов по развитию 12-й ветки браузера на движке Presto, кроме выпуска обновлений безопасности, если такое потребуется. Однако движок Presto хоть и не развивается, но продолжает использоваться в некоторых наших продуктах: на серверах Opera Mini и в Opera SDK для ТВ. В дальнейшем мы, конечно же, хотим перевести все наши решения на один движок.

Каков процент пользователей, которые решили не переходить на Opera 15 и выше, а остались на Opera 12? По статистике ITC.ua – 80% пользователей все еще используют Opera 12.х, но у нас, конечно, в некотором роде гик-сообщество.

По нашей статистике уже около 40% украинских пользователей перешли на новую версию Opera, и их число растет с каждым месяцем. Мы надеемся привлечь как гиков, так и остальных пользователей новыми интересными возможностями в ближайших релизах.

Как сложилось ваше отношение с вашими основными пользователями, энтузиастами и гиками после выхода Opera 15? Вы действительно теперь ориентируетесь на более широкую аудиторию и несколько специфические требования продвинутых пользователей вам неинтересны?

Гики, конечно, обиделись на изменения в браузере и некоторые даже возмутились, что мы сменили движок – хотя последних было мало, видимо всем понравилась улучшенная совместимость. Но чем дальше, тем больше возможностей, вроде жестов и настроек, возвращаются в браузер, а вместе с ними возвращаются и гики. Если раньше звучало «Да вы что, да никогда!», то теперь те же непримиримые пользователи говорят «Ладно, верните синхронизацию, и мы вернемся»! Кроме этого, мы никогда сами не переставали быть гиками и не переставали внимательно слушать гиков. Мы, пожалуй, единственная браузерная компания, которая так внимательно слушает своих пользователей – в блоге на Хабре, в блоге команды Десктопа. Ту же панель закладок, которую мы надеялись заменить новой Экспресс-панелью, мы собираемся вернуть в 19-й версии только потому, что с этим категорически не согласилось сообщество.

В сентябре вышел браузер Opera Coast для iPad. Как появился этот проект и какие цели ставила Opera Software этим релизом? Удалось ли их добиться, ведь бороться с Safari при закрытости архитектуры Apple очень сложно?

Браузер Coast был одним из экспериментов, которыми мы регулярно занимаемся внутри компании. Одна из многих идей «А что если?..» нашла поддержку, была сформирована команда и где-то за год с нуля разработан браузер с принципиально новой моделью интерфейса. Мы решили не бороться с Safari, придумывая что-то навороченное, а сделать то, на что даже у Apple не хватило смелости. Coast – это браузер с минимальным интерфейсом для веб-приложений. Вместо вкладок, кнопок, настроек и меню мы даем пользователю знакомый по интерфейсу iOS список иконок, которые открываются в полноэкранные веб-приложения, передвигаться по которым можно с помощью жестов. Это браузер, который не нужно понимать, он так же хорошо знаком вам, как и сам iPad и платформа iOS. Наверное, это браузер не для всех задач и всех ситуаций, но, судя по рейтингам (второе место в украинском App Store, шестое в России, первое в Беларуси) и отзывам пользователей, наш эксперимент удался, и мы продолжим развитие этого браузера.

В скором времени ожидается выход Opera 18. Какие нововведения или возврат к каким старым функциям ждут пользователей в этой версии браузера?

В Opera 18 в браузере появится возможность менять темы оформления и создавать собственные, можно будет удобно перетаскивать вкладки между окнами браузера, а также улучшится менеджер поисковых систем. Это помимо исправлений ошибок, повышения скорости и поддержки новых веб-технологий – об этом мы расскажем подробнее в наших блогах ближе к релизу.

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: