Британский писатель Джон Гвинн уже успел зарекомендовать себя как один из самых ярких авторов современного эпического фэнтези. Трилогия «Сага о кровной клятве» стала тем достоянием, которое закрепило за ним статус мастера жанра. Серия состоит из романов «Тень богов» (2021), «Голод богов» (2022) и «Ярость богов» (2024). О первом томе я уже писал, а теперь осилил всю трилогию на более чем 2000 страниц и готов делиться впечатлениями.
«Сага о кровной клятве» / The Bloodsworn Saga
Автор Джон Гвинн
Издательство Yakaboo Publishing
Переводчица Алена Воронкина
язык украинский
Количество страниц 2040
Обложка Твердая
Год издания 2025
Размер 145×215 мм
Сайт yakaboo.ua
Сюжет «Саги о кровной клятве» рассказывается через призму трех главных героев, чьи судьбы сначала кажутся несвязанными, но постепенно сплетаются в единый эпический рассказ. Здесь есть опытная воительница Орка, которая стремится вернуть украденного сына, также мы следим за бывшим рабом Варгом, который всю жизнь провел в кандалах и теперь ищет убийцу своей сестры. Его путь приводит его в ряды Заклятых кровью — легендарного отряда наемников, где он впервые в жизни открывает для себя, что такое настоящее братство.
Третью героиню зовут Элвар. Это девушка знатного рода, которая отказалась от привилегированной жизни ради боевой славы. Она хочет, чтобы ее имя вошло в саги не из-за выгодного брака, а благодаря подвигам на поле боя. Элвар присоединяется к другому отряду наемников, Грозных в бою, и ее амбиции ведут героиню через самые опасные уголки Вигрида.
В первом томе «Тень богов» история ведется от этих трех героев, а во втором и третьем томах, «Голод богов» и «Ярость богов» писатель вводит повествование от нескольких дополнительных персонажей и это антагонисты первой тройки. Таким образом Джон Гвинн показывает все стороны конфликта, раскрывая мотивы как условных «добряков», так и «язычников». Но помним, что это темное фэнтези, где нет классического Добра и Зла, и все относительно.
Использованная автором структура с несколькими параллельными сюжетными линиями — классический прием эпического фэнтези, и Джон Гвинн делает это мастерски. Короткие, насыщенные действием разделы, постоянно переключающиеся между персонажами, создают эффект живого повествования. Читатель не успевает устать от одной истории, потому что именно в момент наивысшего напряжения автор переключает повествование на другого героя. Это делает трилогию идеальной для «запойного» чтения, когда начинаешь и не можешь остановиться, пока не дочитаешь до конца.
Но настоящая сила трилогии не в динамике сюжета и не в эпических битвах. Она в персонажах. Орка быстро стала любимицей читателей и это неудивительно. Она воплощение материнской любви, превратившейся в оружие массового поражения. Когда она идет в битву, не остается ничего, кроме трупов врагов и ее непоколебимой решимости найти сына. Но Орка не односторонний персонаж. За всей ее яростью и жестокостью стоит глубокая ранимость, любовь к семье и воспоминания о прошлом, которые она пыталась оставить позади. Джон Гвинн не боится показывать ее слабости, и именно это делает Орку такой убедительной.












Варг представляет другой тип героя. Его путь идет через историю самопознания и отыскания своего места в мире. Бывший раб, не знавший ничего, кроме оков, он постепенно открывает для себя, что значит быть свободным. Но свобода оказывается труднее, чем он думал. Его жажда мести сплетается с новыми узами, формирующимися у Заклятых кровью. Эти наемники становятся для него настоящей семьей, которая не менее ценна, чем кровная. Здесь писатель исследует тему братства через Варга с невероятной глубиной, показывая, как связи, выкованные в битвах, могут быть крепче любых других.
Ну и Элвар. В начале первой книги она кажется наименее интересной из трех героев. Ее сюжетная линия разворачивается медленнее. Но Джон Гвинн точно знает, что делает. Постепенно Элвар раскрывается как сложный персонаж, чьи амбиции и стремление к славе скрывают более глубокие мотивации. Ее история — исследование того, что значит быть женщиной в мире, где сила решает все, и как доказать свое достоинство не только другим, но и себе.
Также важно отметить, что писатель создает мощные женские образы без лишнего пафоса и современной «повесточки». В мире Вигрида женщины не борются за свои права, а просто имеют равные шансы, и это воспринимается как нечто обычное. Орка и Элвар доказывают свою силу не словами, а поступками, и это делает их образы гораздо более убедительными, чем многие другие «сильные женские персонажи» в современной литературе и тем более в фэнтези.









Мир трилогии под названием Вигрид — суровый, жестокий и одновременно поразительно живой. А еще вдохновленный скандинавской мифологией. Три века назад боги уничтожили друг друга в последней апокалиптической битве под названием Гудфалла. Мир, который остался после их падения не постапокалиптическая пустыня в классическом понимании. Это земля, кишащая монстрами, а гигантские кости богов разбросаны по всему Вигриду. Некоторые стали артефактами невероятной силы, другие превратились в фундамент для городов.
Джон Гвинн не просто описывает свой мир, а заставляет читателя почувствовать его. Холод ледяных просторов, запах крови на поле битвы, вес меча в руке. Автор является историческим реконструктором, поэтому его личный опыт тренировок с оружием чувствуется на каждой странице. Боевые сцены в трилогии не абстрактные описания махания мечами, а реальные приемы и навыки, которые имеет писатель.
Магическая система трилогии органично вплетена в мироздание. Центральным элементом являются так называемые запятнанные — потомки богов, в чьих жилах течет божественная кровь. Они обладают необычайными способностями, в зависимости от того, чьи гены они унаследовали: волка, медведя, крысы, орла или дракона. Но этот дар также и проклятие. Общество Вигрида боится запятнанных, охотится на них и превращает в рабов, заставляя носить специальные ошейники, подавляющие их силы. Это создает интересный социальный конфликт, проходящий красной нитью через всю трилогию. Запятнанные не просто люди с суперсилами. Это изгнанники, вынужденные скрываться или бороться за свое право на существование.






Кроме запятнанных и восставших богов мир Вигрида населен разнообразными монстрами, для создания которых Джон Гвинн черпал вдохновение из скандинавского, германского и славянского фольклора. Тролли, веспы, теннуры, различные лесные духи и другие опасные создания сосуществуют здесь с людьми и это не выглядит странно.
Магические практики представлены двумя основными направлениями. Заклинаниями владеют галдурманы. Это люди, изучающие руническую магию, то есть фактически являющиеся мастерами рун. Также здесь есть сейдр магия и это шаманские пророческие способности ведьм, позволяющие видеть будущее. Эти магические системы не являются всемогущими, но играют ключевую роль в судьбах персонажей и политических интригах, да и истории мира в целом.
Говоря о темах трилогии «Сага о кровной клятве», невозможно обойти стороной месть. Она является движущей силой для большинства персонажей. Орка ищет похитителей своего сына. Варг преследует убийцу сестры. Даже антагонисты руководствуются жаждой мести за давние обиды. Но Джон Гвинн не романтизирует месть. Он показывает ее истинную цену, а это потерянные жизни, разрушенные судьбы, бесконечный цикл насилия. В то же время автор исследует, возможно ли прощение в мире, где справедливость часто достигается только через пролитую кровь.
Тема семьи является не менее важной. Писатель различает два типа семьи: кровную и найденную. Орка борется за своего сына с такой яростью, что кажется, ничто не сможет ее остановить. Это материнская любовь в самом чистом и самом страшном виде. Но в то же время автор показывает, что узы, выкованные в битвах и испытаниях, могут быть не менее крепкими. Заклятые кровью и Грозные в бою — не просто отряды наемников. Это семьи, где каждый готов умереть за другого.
Стиль письма Джона Гвинна можно назвать кинематографическим, что является редкостью для жанра. Чтение его боевых сцен не просто представляется в голове, а будто предстает в виде эпизода сериала «Викинги».
Каждый удар меча, каждое движение в стене щитов, каждая капля крови на снегу — все это описано с такой детализацией и динамикой, что перехватывает дыхание. Я уже писал, что писатель в жизни увлекается исторической реконструкцией и сам не раз стоял в стене щитов, как и его герои. Поэтому этот опыт чувствуется на каждой странице. Автор точно знает какой вес оружия, как движется тело в бою, как звучит столкновение щитов. Это не абстрактные описания, а его реальный опыт, мастерски переданный через слова.
Но Джон Гуинн не просто знаток экшена. Он умеет создавать эмоциональную глубину, раскрывать персонажей через диалоги и внутренние монологи. Его герои не являются простыми архетипами — они живые, со всеми своими страхами, сомнениями и надеждами. И именно это делает их судьбы такими трогательными. Когда Гвинн убивает важного персонажа (а он делает это регулярно и безжалостно), то чувствуется настоящая потеря. Как и Джордж Мартин в своих произведениях, Джон Гвинн не боится наносить читателям эмоциональный вред, и это создает постоянное ощущение опасности. В мире Вигрида никто не защищен, даже любимые герои.
Конечно, трилогия не идеальна. Кому-то не понравится медленное начало первой книги, но я так не считаю. А кто-то прицепится к финалу трилогии и вот здесь может он, или она, могут быть правы. Некоторые сюжетные решения автора в конце, наверное, являются поспешными, а определенные линии истории не закрытыми. Некоторые арки персонажей были решены слишком быстро, а финальная битва, несмотря на всю ее эпичность, оставила у меня ощущение нераскрытости.



Украинская версия трилогии, изданная Yakaboo Publishing в переводе Алены Воронкиной сделана хорошо, но в книгах, особенно в первой, много опечаток, перепутаны имена, роды и тому подобное. Это вообще не влияло на мой опыт чтения, потому что книги такие интересные, что мне было все равно. Но все же я скажу об этом, потому что есть люди для которых такое важно. Однако уже во втором и третьем томе количество подобных ошибок существенно уменьшилось.
Картинки на обложках точно жанровые и сразу говорят о направленности книг. Однако я не назвал бы их такими, что сразу привлекают внимание или остаются в голове. Но хорошо уже, что наши издательства постепенно делают соответствующие жанровые обложки, а не что-то абстракто-универсальное. Шрифт мне зашел, качество, цвет и толщина бумаги тоже. Карты мира есть, а вот ляссе не завезли.



Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: