Обзоры
The Maze Runner / «Бегущий в лабиринте»
41

The Maze Runner / «Бегущий в лабиринте»

The Maze Runner

Миф о Лабиринте – один из древнейших в человеческой истории, тем не менее авторы продолжают и продолжают возвращаться к классической сказке, переосмысливая ее на новый лад. Последняя итерация – экранизация подростковой антиутопии The Maze Runner по одноименному роману Джеймса Дэшнера.

The Maze Runner/ «Бегущий в лабиринте»

Жанр фантастика, антиутопия
Режиссер Уэс Болл
В ролях Дилан О’Брайен (Томас), Томас Сангстер (Ньют), Кая Скоделарио (Тереза), Уилл Поултер (Галли), Ки Хонг Ли (Минхо), Блейк Купер (Чак), Амл Амэн (Алби), Патриша Кларксон (Ава Пэйдж) и др.
Компании 20th Century Fox
Год выпуска 2014
Сайт themazerunnermovie.com

Дэшнер рассказывает, что идея книги пришла ему в голову во сне. Может быть, вот только сюжет, в котором группа подростков оказывается запертой в странном месте, представляющем собой либо метафорический, либо реальный лабиринт, мягко говоря, не нова. Оставив за скобками классические воплощения мифа, можно вспомнить хотя бы голливудскую продукцию последних лет. Китнисс Эвердин выбирается из лабиринта Арены в «Голодных играх», особенно явно метафора видна во втором фильме – «Голодные игры: и вспыхнет пламя». Трис Приор в Divergent бежит из лабиринта кастового общества и обнесенного стеной Города. Джонас пытается покинуть ограниченную сотнями правил Коммуну в The Giver. Да даже Ник в The Signal ищет выход из лабиринта военной базы и замкнутого мирка, в который он попал не по своей воле. Так что появление в этом ряду реального воплощения Лабиринта из камня в The Maze Runner совсем не случайно.

Дэшнер просто переложил классический миф на новый лад. Здесь есть и сам Лабиринт, меняющийся каждую ночь (передаем привет старику Фрейду), и смертоносные чудовища, живущие в Лабиринте, и приносимые раз в месяц жертвы – мальчики, не помнящие, кто они такие и как здесь оказались. Естественно, есть у этого лабиринта и свой царский сын Тесей, отличающийся от остальных мальчиков и не желающий следовать правилам. А каждому Тесею, конечно же, нужна своя принцесса Ариадна, которая обещает изменить все, единственная девочка в этом странном месте.

Ни автор книги Джеймс Дэшнер, ни режиссер фильма Уэс Болл не собирались копаться в подростковой психологии и истоках сексуальности. The Maze Runner, несмотря на всю метафоричность – это просто подростковая приключенческая фантастика, антиутопия для детей старше 13 лет. Так что не ждите чего-то уровня «Повелителя мух», здесь все несколько прозаичней.

Собственно, из-за этого нежелания копаться в детских головах и происходит некоторая схематичность характеров и условность отношений в фильме. Герои легко читаются, их взаимоотношения – открытая книга, а следующие шаги и реплики предсказуемы.

Уэс Болл взял на главные роли актеров, засветившихся в молодежных сериалах Teen Wolf и Skins, плюс очень неплохого британского актера Томаса Сангстера. Молодежь старается вовсю, но тому же Сангстеру, уже сыгравшему Пола Маккартни, Тристана и Гитлера, явно тесновато в очень простой роли Ньюта, а у Каи Скоделарио, до боли похожей на сумрачную Кристен Стюарт, в фильме буквально пара реплик. За всех отдувается Дилан О’Брайен, но, кажется, он немного переигрывает, впрочем, для подросткового фильма это нормально.

Уэс Болл, для которого The Maze Runner, по большому счету, первый самостоятельный фильм, тоже старается. Он достаточно бережно отнесся к оригиналу, хотя и переставил местами некоторые ключевые события и сделал главного героя более мужественным, добавив в фильм action, впрочем, и подростки в киноверсии традиционно старше своих книжных прототипов. Плюс существенно уплотнил первую часть картины. Это не очень помогло, The Maze Runner все равно растянулся на добрых два часа, хотя в фильме явно хватает мест, которые можно сократить во время монтажа без особого ущерба для содержания.

Вообще, складывается впечатление, что режиссеры и писатели разучились работать в малой форме. И речь даже не о рассказах и/или короткометражках. Сегодня двухчасовые фильмы – стандарт, а писать что-либо меньше трилогий считается крайней глупостью. Авторы перестали думать произведениями и стали создавать IP, а тут уж меньше чем тремя книгами/фильмами не обойтись.

Вы уже поняли, The Maze Runner – как The Hunger Games, Divergent и The Giver, только первая часть трилогии. Вторая часть, The Scorch Trials, уже подтверждена. Судьба третьей экранизации The Death Cure и приквела The Kill Order пока под вопросом.

Мода на жанры идет волнами – поток суровых военных драм сменяется слезливыми мистическими историями и фильмами по комиксам. Сегодня в чести подростковая фантастика и антиутопии – это, в принципе, хорошо, пока режиссеры держат должную планку качества. В этом плане The Maze Runner не уступает тому же Divergent, хотя до уровня The Hunger Games явно не дотягивает. Другие бюджеты, другие актеры.

Отправьте в кино своих младших братьев и детей школьного возраста, им должно понравиться. Взрослой же аудитории стоит подождать Interstellar, благо до ноября осталось уже не так много.

И помните, фантастика при любых раскладах лучше, чем фэнтези или мистика.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: