Обзоры Кино 29.12.2018 в 09:00 comment

They Shall Not Grow Old / «Они не состарятся»

author avatar
https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://secure.gravatar.com/avatar/a7ff5720c3154f43d346eda1622241d6?s=96&r=g&d=https://itc.ua/wp-content/uploads/2023/06/no-avatar.png *** https://itc.ua/wp-content/themes/ITC_6.0/images/no-avatar.svg

Питер Джексон неспроста доверил работу над масштабным фантастическим блокбастером Mortal Engines своему коллеге и ученику Кристиану Риверсу. У маэстро была более важная и более личная работа – документальный фильм про Первую мировую войну They Shall Not Grow Old, который режиссер посвятил своему деду.

4.5
Оценка ITC.ua
Плюсы: История в очень персональном формате; уникальные документальные кадры и интервью участников событий; невероятно живая картинка; технологии, использованные для раскрашивания и озвучивания старой хроники
Минусы: Раскрашивание черно-белой хроники не совсем этично с исторической точки зрения

They Shall Not Grow Old / «Они не состарятся»

Жанр документальный фильм
Режиссеры Питер Джексон
Студии WingNut Films, Warner Bros.
Год выпуска 2018
Сайты IMDb

They Shall Not Grow Old – документальный фильм, целиком состоящий из интервью солдат Первой мировой и малоизвестных архивных материалов. Никаких комментариев современных экспертов, интерактивных карт сражений, выводов историков, специально приглашенных актеров-рассказчиков. Только надломленные старческие голоса, звучащие за кадром, и кадры старых хроник, иллюстрирующие тот или иной момент военной жизни, который вспоминают ветераны.

Фильм начинается и заканчивается оригинальной черно-белой хроникой – выцветшая дрожащая картинка, очень низкая по современным меркам частота кадров (10–16 кадров/c), дефекты пленки, которую не пощадило время, и т.д. Первые двадцать минут They Shall Not Grow Old смотрятся странно, маленькая картинка занимает от силы четверть кадра, голоса солдат часто сменяют друг друга, не позволяя сконцентрироваться на повествовании. Но постепенно картинка увеличивается, занимает весь экран, частота кадров растет и вдруг, когда солдаты прибывают на фронт, в окопы, появляется цвет и звук. И вы понимаете, что старая хроника выглядит теперь так, как будто ее сняли от силы десять лет назад. Люди на экране оживают, у них появляются лица и голоса. Вы начинаете ассоциировать рассказчиков с теми, кого показывают на экране, очень молодыми парнями, с радостью шедшими на бойню, которая навсегда сломает их.

Питер Джексон и его команда проделали действительно колоссальную работу. Во время создания фильма ими были прослушаны более 600 часов интервью 200 ветеранов Первой мировой (голоса 120 из них использованы в картине) и отсмотрено около 100 часов оригинальной хроники из архивов Имперского военного музея в Лондоне. Затем сотрудники студии Джексона WingNut Films увеличили частоту архивной съемки до 24 кадров/с, заполняя промежутки интерполированными изображениями, и раскрасили каждый кадр. Часть хроники перевели в 3D, чтобы добавить небольшое движение камеры, делающее картинку более естественной. Мало того, специалисты компании еще и озвучили архивные кадры, добавив фоновые звуки боя, выстрелов, взрывов, ржания лошадей, шагов и, что самое интересное, разговоров солдат. Иногда расшифровав слова по движению губ, а иногда просто добавив озвучку по контексту.

Цветная и озвученная хроника действительно шокирует. Люди, бывшие раньше полустертыми силуэтами, становятся живыми и почти осязаемыми. Голоса ветеранов за кадром делают эффект присутствия невероятным. Да, такое раскрашивание и озвучание не совсем корректно с точки зрения истории и искажает архивные источники, но зато и делает события столетней давности ближе к современному зрителю, позволяя сопереживать героям хроники, что достаточно необычно для документального фильма.

Но в They Shall Not Grow Old интересна не только картинка, но и сами воспоминания ветеранов. Многие из тех, чьи интервью использовались в фильме, попали на войну в совсем юном возрасте, кое-кто даже приписал себе пару недостающих лет до необходимых для новобранцев восемнадцати. На войну уходили дети. Уходили с восторгом, ожидая приключений, подвигов, славы, готовые убивать и умирать за свою страну. Все это нетерпеливое ожидание чего-то чудесного еще слышно в дрожащих голосах стариков, записанных на пленку. Ужасы большой войны, с которыми они столкнулись на фронте, постепенно меняют тон повествования, делая его более мрачным, повышая напряжение к невероятному крещендо во второй трети фильма, когда речь идет о наступлении британских войск и последовавших за этим потерях.

Курс Job Interview Crash Course від Enlgish4IT.
Отримайте 6 шаблонів відповідей на співбесіді, які ви зможете використовувати для структурування своїх відповідей. Отримайте знижку 10% за промокодом ITCENG.
Приєднатися

Кроме боевых действий, которых в фильме на самом деле очень мало (камеры того времени были громоздкими и не позволяли снимать во время боя), много экранного времени в They Shall Not Grow Old уделено банальным бытовым вещам, которые игнорируют другие фильмы о войне. Ветераны рассказывают о том, как жили солдаты, чем питались, где спали, как развлекались, как относились к пленным противникам и т.д. Очень ценный пласт воспоминаний.

Что интересно, почти никто из ветеранов, несмотря на страшные вещи, которые они видели и которые делали сами, не жалеет ни о чем, а скорее вспоминает военное время с теплотой и ностальгией. Именно тогда они чувствовали себя живыми, нужными, юными. Позже, когда речь пойдет о возвращении домой, можно услышать в словах бывших солдат сожаление о том, что война закончилась. Они так и не приняли мирной жизни, не смогли смириться с отношением окружающих, со своей ненужностью в послевоенном мире. Они, как и их погибшие сверстники, тоже остались на той войне, они состарились, но так и не выросли. Строчка из стихотворения, вынесенная в название фильма, совсем не о погибших, она о тех, кто вернулся.

Восстановленные и раскрашенные кадры прерываются за пятнадцать минут до конца фильма, когда солдаты возвращаются домой. По сути, цвет и звук в They Shall Not Grow Old есть только в хронике войны, как бы еще раз подчеркивая, что именно тогда солдаты, голоса которых вы слышите, были по-настоящему живыми. Картинка уменьшается, голоса отстраняются, эффект сопереживания пропадает. Война снова отдаляется от нас на сто лет. Но она не забыта, теперь мы лучше понимаем, что чувствовали участники Великой войны, те, кто надеялся, что подобный ужас никогда больше не повторится. Наивные мальчишки…

Продолжается конкурс авторов ИТС. Напиши статью о развитии игр, гейминг и игровые девайсы и выигрывай профессиональный игровой руль Logitech G923 Racing Wheel, или одну из низкопрофильных игровых клавиатур Logitech G815 LIGHTSYNC RGB Mechanical Gaming Keyboard!

Вывод:

Потрясающая работа, которая покажет Первую мировую войну такой, какой вы ее еще никогда не видели

LG рекомендует:

[hl id=10910224] [hl id=10910163] [hl id=11204636] [hl id=11062302]

Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: