Статьи Кино 16.11.2023 в 15:00 comment views icon

Топ 10 фильмов-антиутопий

author avatar
https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/InShot_20211019_133817124-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/InShot_20211019_133817124-96x96.jpg *** https://itc.ua/wp-content/uploads/2022/09/InShot_20211019_133817124-96x96.jpg

Денис Федорук

Автор статей и рецензий

Топ 10 фильмов-антиутопий

16 ноября на больших экранах начнется показ ленты «Голодные игры: Баллада о змеях певчих птицах». Это приквел успешной и очень популярной серии блокбастеров «Голодные игры», основанной на одноименной трилогии романов Сьюзен Коллинз. По сюжету события происходят в неутешительном дистопическом сеттинге, поэтому сегодня вспоминаем выдающиеся фильмы-антиутопии. А вы, как всегда, можете дополнять список собственными вариантами. Не забывайте рассказать, почему именно они достойны внимания.

Метрополис / Metropolis 

Дата выпуска: 1927
Рейтинг IMDb: 8,3

Хотя в 20-е годы прошлого века такого понятия еще не существовало, но «Метрополис» Фрица Ланга — полноценный масштабный блокбастер, от которого по-прежнему захватывает дух, даже почти через столетие. Это бессмертная классика немого кино и яркий представитель немецкого экспрессионизма. Лента представляет выразительную антиутопическую картину мира, проявлением которой становится четкое разделение на социальные классы в индустриальном футуристическом мегаполисе.

Что интересно, после выхода «Метрополис» подвергся немалой критике, в частности, от Герберта Уэллса, считавшего ленту банальной и глупой. Кто-то узрел в сюжете откровенно марксистские идеи, хотя сам Ланг отмечал, что важнее для него были машины, а не политика, поэтому в каком-то смысле его детище — это сказка. Как бы то ни было, а сегодня переоценить влияние фильма на кинематограф и поп-культуру в целом решительно невозможно.

Бегущий по лезвию / Blade Runner

Дата выпуска: 1982
Рейтинг IMDb: 8,1

Воркшоп "PR + AI: Рисерч, Креатив, Контент" від Skvot.
Навчіться адаптувати потенціал АІ під задачі піарника. Корисні тулзи, яким можна делегувати рутину, генерувати свіжі ідеї для контенту і піар-стратегій.
Дізнатись більше

Как ни странно, но и «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, основанный на классике научной фантастики «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Филиппа Дика, тоже поначалу не хватал звезд с неба. Мнения критиков разделились, а в прокате фильм вообще провалился. Но со временем история блейдраннера Рика Декарда и репликанта Роя Батти, разворачивающаяся на фоне мрачной антиутопической действительности, справедливо приобрела культовый статус.

В 2017 году вышел сиквел Дени Вильнева «Бегущий по лезвию 2049». Этот неторопливый блокбастер с выразительной визуальной составляющей, как и предшественник, тоже имел низкие кассовые сборы. Но все прекрасно понимают, что это вовсе не показатель качества фильма. Ведь как творение Скотта, так и Вильнева — оба стали яркими представителями жанра научной фантастики, без которых сложно представить хотя бы подобные подборки.

1984

Дата выпуска: 1984
Рейтинг IMDb: 7,1

Воркшоп "PR + AI: Рисерч, Креатив, Контент" від Skvot.
Навчіться адаптувати потенціал АІ під задачі піарника. Корисні тулзи, яким можна делегувати рутину, генерувати свіжі ідеї для контенту і піар-стратегій.
Дізнатись більше

То же относится и к спискам антиутопий, ведь те будут выглядеть неполноценно без упоминания «1984» Джорджа Оруэлла. В нашем случае — его экранизации, в частности, второй, символически вышедшей в 1984 году. Сейчас трудно не обратить внимание на то, как здесь позиционируется война и цели, которые на самом деле преследуют те, кто ее развязывает.

Если во время изображения тоталитарного Лондона Оруэлл отталкивался от сталинских Советов и нацистской Германии, то фильму удалось наглядно передать суть пропагандируемых реальными диктатурами идеологий. На первый взгляд может даже показаться, что события происходят не в фантастическом британском сеттинге, а где-нибудь в реальном Советском Союзе.

Очевидные аналогии имеют место и в современной россии, где влияние «Старшего Брата» не поддается никаким сомнениям, как и тот же культ личности или двухминутки ненависти в виде телепрограмм скабеевых/соловьевых. Но это уже темы для статей несколько иного направления.

Бразилия / Brazil 

Дата выпуска: 1985
Рейтинг IMDb: 7,9

Несмотря на вышеупомянутые ленты, антиутопия может составлять не только сплошную мрачность и жестокость государственного строя, но и остроумную сатиру, на которую невозможно смотреть без смеха. Культовая «Бразилия» не менее культового Терри Гиллиама объединила атмосферу беспросветного оруэлловского тоталитаризма с кафкианской сатирой на бюрократизм, с коим не справился даже Роберт Де Ниро.

Правда, здешний общественный строй базируется не столько на кнуте, как у того же Оруэлла, сколько на прянике. Власть отвлекает внимание народных масс эфемерными радостями консюмеризма и бесконечным заполнением бумажек вместо пропагандистских репортажей, подразумевающих продиктованное заранее психологическое влияние.

В итоге получилось причудливое сочетание неутешительной антиутопии с абсурдистским юмором в духе группы «Монти Пайтон», к которой Гиллиам имел непосредственное отношение. А еще здесь Боб Хоскинс словно примеряет образ Марио для своего будущего перевоплощения.

Бегущий человек / The Running Man

Дата выпуска: 1987
Рейтинг IMDb: 6,7

Раз уж мы приурочили статью к выходу очередных «Голодных игр», то не вспомнить этот фильм со Шварценеггером просто не имеем права. Хотя здесь и изображено условное антиутопическое будущее, буквально все в кадре – от причесок танцовщиц до потрясающей рубашки главного героя – кричит о 80-х. Формально сюжет основан на одноименном романе Стивена Кинга, но от последнего не осталось даже имени в титрах.

Конечно, среднестатистический боевик со Шварцем — это вам не работы Ридли Скотта или того же Гиллиама. Суть здесь проста, как рубленые фразы Арни: правительство отвлекает людей садистскими реалити-шоу, играя на их жажде зрелищ. Но магия тех простецких фильмов с мускулистым австрийцем в кадре заключается не в сложности смыслов или разоблачении деструктивных политсистем, а в умении эффектно бить в рожу и наказывать негодяев.

Среди последних нашлось место и собственнім версиям Sub-Zero с Буббой Сойером, и персонажам с сугубо супергеройскими псевдонимами вроде Шаровая Молния или Капитан Свобода.

12 обезьян / Twelve Monkeys

Дата выпуска: 1995
Рейтинг IMDb: 8

И снова обращаемся к творчеству Терри нашего Гиллиама. Фильм вдохновлен короткометражкой французского документалиста Криса Маркера «Взлетная полоса». Несмотря на это, а также вроде бы серьезный синопсис — герой Брюса Уиллиса отправляется в прошлое, чтобы предотвратить распространение смертоносного вируса — здесь легко угадывается режиссерский почерк Гиллиама.

Поэтому в кадре присутствует немало странностей и абсурда, в частности, причудливый персонаж Брэда Питта, выдавшего один из лучших перформансов в карьере. Да и Уиллис выглядит нестандартно: Крепкому орешку пришлось изобразить парня немного более сложного и мрачного, чем одномерный спаситель мира.

Впрочем, несмотря на все «веселье», постановщик транслирует четкий месседж, сообщая о невозможности отменить судьбоносное прошлое и полную безысходность, в которой оказалось человечество. Или все-таки нет?

Эквилибриум / Equilibrium

Дата выпуска: 2002
Рейтинг IMDb: 7,3

«Эквилибриум» относится к той категории фильмов, которые нравятся зрителям, но их невзлюбили критики. Например, рецензент The New York Times Элвис Митчелл вспоминал экранизации «1984» «451 градус по Фаренгейту» (напишите в комментариях, что думаете о киноадаптации от Трюффо), «Гаттаке», которая тоже имела полное право появиться здесь, сталлоновских «Судью» Дредда» и «Разрушителя». И добавил, что даже при условии соединения этих проектов, такое кино все равно будет лучше, чем творение Курта Уиммера.

Да, с точки зрения содержания «Эквилибриум» не проговаривает ничего принципиально нового и выглядит несколько наивно. А вот в контексте технического исполнения лента работает отлично. Особенно как зрелищный боевик без посягательств на лавры столпов жанра.

Бессмысленная, но крайне киногеничная хореография боев ган-фу, помноженная на заимствованный где-то из «Матрицы» визуальный образ клириков и суровый взгляд Кристиана Бейла, просто не могут не вызвать вполне естественные эмоции. А они, к счастью, вовсе не преступление.

V — значит Вендетта / V for Vendetta

Дата выпуска: 2005
Рейтинг IMDb: 8,2

Этот фильм по сценарию тогда еще братьев Вачовски основан на одноименном графическом романе Алана Мура. Вачовски обещали, что отнесутся к его детищу с максимальным уважением (особенно это было важно ввиду неудачной экранизации «Лиги выдающихся джентльменов»).

Мур все равно остался недоволен, подчеркивая, что братья сосредоточили рассказ на актуальном для США конфликте либерализма и консерватизма, а не последовали первоисточнику и его противопоставлению фашизма с анархизмом. Последней каплей для автора стало то, что на роль 16-летней проститутки из комикса утвердили уже взрослую Натали Портман, героиня которой не имела ничего общего к древнейшей профессией.

Но в итоге зрители и критики в большинстве своем остались довольны. «V — значит Вендетта» представляет увлекательную историю альтернативного будущего Великобритании, где один отчаянный мужчина в маске Гая Фокса не побоялся бросить вызов системе, а одна хрупкая девушка — побрить голову прямо в кадре. Любопытно и то, что роль диктаторской говорящей головы (и это вызывает устойчивую ассоциацию со Старшим Братом) исполнил Джон Хёрт, сыгравший Уинстона Смита в «1984».

Дитя человеческое / Children of Men

Дата выпуска: 2006
Рейтинг IMDb: 7,9

В 2027 году человечество находится на грани вымирания из-за массового бесплодия, которое длится уже почти два десятилетия. Мужчина по имени Тео Фараон абсолютно безразличен к происходящему хаосу и тем более к судьбе человечества. Но одно незаурядное событие дает герою цель в жизни, заключающуюся в архиважной миссии, которую нужно выполнить любой ценой.

«Дитя человеческое» — вольная экранизация одноименного романа английской писательницы Филлис Дороти Джеймс. Альфонсо Куарон создал поистине прекрасное кино, в котором гармонично сочетаются интересное содержание с выразительной формой.

Там, где в жанре сказано, кажется, все, режиссер заставляет буквально прикипеть к экрану, а Эммануэль Любецки выдает фирменную операторскую работу. С высоты полета дня сегодняшнего здесь можно увидеть гиперболизированное изображение трампистской миграционной политики, даром, что действие происходит в Великобритании. Есть в сюжете и очевидные библейские аллюзии, которые намекают на то, что у человечества, вероятно, еще остался крошечный шанс. Но это не точно.

Сквозь снег / Snowpiercer

Дата выпуска: 2013
Рейтинг IMDb: 7,1

В перерывах между съемками в конвейерных марвеловских блокбастерах Крис Эванс как-то незаметно успел сняться в, на первый взгляд, неприметной южнокорейской постапокалиптике «Сквозь снег». На самом же деле это настоящая кинематографическая жемчужина, ставшая международным хитом.

«Сквозь снег» — адаптация французского графического романа Le Transperceneige Жака Лоба, Бенджамина Легранда и Жан-Марка Рошетта от режиссера Пон Чжун Хо. В гротескной манере он изобретательно разоблачает систему обобщенного государственного строя и классовое неравенство как одну из ключевых форм ее функционирования. Исследование последнего позже дойдет до своего апогея в оскароносных «Паразитах».

Как видим, тема оказалась актуальна не только для зрителей Южной Кореи: чего стоит только международное, сенсационное признание «Игры в кальмара». Успех Пон Чжун Хо кроется в вопиющей простоте его кино, доходчивости, которая здесь уместна как никогда. Для жанра антиутопии «Сквозь снег» стал таким же глотком свежего морозного воздуха, как для героев фильма выход за пределы привычной системы вещей в финале.


Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: