Обзоры
«Тук-тук-тук!» – А все ли у нас дома?
18

«Тук-тук-тук!» – А все ли у нас дома?

0

Ночь. Старый деревянный дом посреди густого черного леса. Одинокого Жильца будит непонятный звук – придется обходить все комнаты одну за другой, проверяя двери и окна, вздрагивая от скрипа половиц, шорохов, странного шепота и с нетерпением дожидаясь рассвета, который один только и может прогнать прочь все ночные страхи. А может быть, это все только сон? Но как же тогда пробудиться по-настоящему?

«Тук-тук-тук»/Knock-Knock

Жанр определению не поддается
Платформы Windows / Mac OS / Linux
Разработчик Ice-pick Lodge
Издатель Ice-pick Lodge
Сайт knock.ice-pick.com

Оценка

Артхаус от игростроя: многослойный сюжет, симпатичная графика – и море информации к размышлению

Собственно игровая составляющая несколько однообразна и миниатюрна

Проект не для всех – но равнодушных точно не будет

Российская студия Ice-Pick Lodge давно уже зарекомендовала себя создателем уникальных проектов в небезуспешных попытках представить компьютерные игры как особый жанр искусства – а не только как форму развлечений или вид спорта. По этой причине делать обзор таких игр довольно сложно: каждая из них содержит в себе несколько смысловых пластов и заведомо настроена на множество возможных интерпретаций, так что каждый желающий может вынести что-то свое из знакомства с «Мором. Утопией», «Тургором» и даже празднично-веселой «Эврикой». Новая игра «Ледорубов» – не исключение. Пожалуй, поверхностный взгляд не обнаружит в «Тук-тук-тук» практически ничего, кроме незамысловатой и даже скучной аркады на включение и выключение света в анфиладе комнат, – в то время как более глубокое знакомство позволит воспринять эту игру как приглашение к путешествию, к исследованию сознания и совести героя игры и даже самого игрока, подобно эффекту от фильмов А. Тарковского и других мастеров авторского кинематографа.

Для разработчиков, которые всегда подчеркивали свое стремление видеть в игроке «не потребителя, а соавтора», вполне логичным было выйти с новым проектом на Kickstarter. Сбор средств оказался довольно успешным, вот только вместо обещанного декабря прошлого года «Тук-тук-тук» увидела свет только в начале текущего месяца. Конечно, за это время игра очень изменилась и скорее даже выросла, но все же запоздание с релизом сослужило ей не очень хорошую службу: и по внешнему виду, и по элементам геймплея она теперь может показаться слишком похожей на Don’t Starve. Хотя, конечно, игры эти разрабатывалась независимо друг от друга – высокотехнологичные ААА-проекты от издателей-гигантов все больше уступают место продуктам небольших студий и инди-разработчиков, способных удивить и порадовать нас играми более оригинальными, пусть и не столь масштабными и красочными.

1

Впрочем, как раз стильную двухмерную графику «Тук-тук-тук» стоит записать в ее достоинства – к сложному многоуровневому сюжету, придуманному Николаем Дыбовским и его соратниками, больше не нужно пробираться через дебри страшноватых 3D-моделей и не совсем удобного интерфейса предыдущих работ студии. Управление в игре сведено к минимуму, как и обучение правилам игры. Более того: здесь вообще нет никаких руководств и разъяснений. С самого начала игрок оказывается один на один с таинственным домом и вынужден осваиваться целиком самостоятельно, постоянно, буквально до самого конца игры, пытаясь понять, кто же такой на самом деле его протагонист, что означают все эти комнаты, и что вообще ему здесь нужно делать. Подход очень даже интересный – хотя пользователей, привыкших относиться к играм именно «потребительски», он отпугнет сразу и навсегда.

2

Разумеется, самые элементарные действия игра таки подсказывает: перемещение по темным комнатам и включение/выключение света. Комнаты располагаются в доме в случайном порядке и поначалу совершенно пусты – но если зажечь в них свет и некоторое время подождать, Жилец начинает «распознавать» появляющиеся из небытия предметы обстановки. Сам он при этом часто делится с нами своими соображениями и воспоминаниями (на тарабарском языке, подобно персонажам The Sims, но с субтитрами), а также находит в освещенных комнатах дневниковые записи, временами позволяющие глубже проникнуть в суть всего происходящего. Главным элементом игрового процесса оказывается время, а главной задачей игрока – дотянуть до рассвета, до семи утра. Рано или поздно в темных комнатах отрываются «бреши», сквозь которые в дом начинают проникать незваные гости. Сталкиваться с ними крайне нежелательно: игрок потеряет время и будет отброшен на начало ночи, к семи часам вечера. Если встречи избежать не получается – стоит спрятаться за предметами мебели, которые появляются в освещенных комнатах, а сам свет при этом лучше выключать, иначе «привидения» нельзя будет разглядеть. Лучшим помощником Жильца на этом этапе будут напольные часы, которые иногда появляются в освещенных комнатах и позволяют на несколько мгновений ускорить ход драгоценного времени.

4

Весь игровой процесс делится на две равные части: «уровни», содержание которых сводится к ночному обходу комнат и на которых Жилец пытается не попадаться на глаза пугающим его привидениям, сменяются уровнями, где игроку ненавязчиво предлагают поменяться ролями со своими незваными гостями и прогуляться по ночному лесу – в поисках чего-то потерянного и вконец забытого героем. Эта часть оказывается более однообразной – прятаться тут интереснее, чем искать. Но и здесь «Тук-тук-тук» предоставляет возможность выбора – продолжать поиски, или же отправиться назад домой. Принятое решение влияет на судьбу игрока по наступлению дня – а настоящий, окончательный рассвет случается сравнительно скоро: весь геймплей занимает примерно 16–20 уровней обоего типа или 3–4 часа игрового времени.

6

Другое дело, что этим знакомство с Жильцом, лесом и таинственными комнатами ограничиться не должно – первое прохождение наверняка приведет вас к преждевременному экрану Game over, который означает сумасшествие героя, недотянувшего до рассвета. Сохранить игру нельзя – имеется лишь автосохранение уровня, – так что при неблагоприятном финале приходится начинать все сначала. Зато при второй и третьей попытке, когда управление и игра в прятки с гостями оказывается уже делом привычным, – тогда уже начинаешь обращать внимание на детали, на другие и более интересные стороны всего, происходящего на экране. В результате, история героя и того маленького мира, который он пытается постичь, – благодаря проявившимся предметам обстановки в комнатах, шепоту и облику незваных гостей, многочисленным загадочным запискам и, в особенности, тому немногому, что посчастливится обнаружить во время вылазок наружу, в лес, – начинает наконец-то обретать свой смысл.

5

Можно предположить, что до такого полного понимания дойдут далеко не все. Несмотря на нестандартный подход к игровому процессу, симпатичную графику и довольно умелое нагнетание пугающей атмосферы тайны, не каждый современный игрок, привыкший к восприятию игр как развлечения, выдержит не отличающуюся особым разнообразием игру в прятки с порождениями кошмаров и ночные обходы старого скрипучего дома со свечой в руке. «Тук-тук-тук» действительно требует некоторого усилия, напряжения, будучи поводом для размышления и даже, если можно так выразиться, прочувствования.

15

Но Ice-Pick Lodge заслуживает всяческого признания уже за свою смелость, за верность делу творчества оригинальных и мало на что похожих проектов, даже если таковые оказываются не совсем играми – а чем-то даже большим, чем игры. Немало у последних и своих преданных поклонников, рождающих из разноплановых намеков «Мора», «Тургора» и «Тук-тук-тук», целые философские дискуссии… Так что, даже если в итоге окажется, что последняя игра при всей своей оригинальности – не совсем для вас, стоит все же познакомиться с этим маленьким шедевром. Тем более, что доступен он для большинства современных платформ, включая Linux, – а в декабре ожидается и выход версий для iOS и Android.

october-300x115-editors-choice-white


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: