Стоит ли открывать интернет-магазин?

Тема он-лайн продаж всегда была интересной. В данной статье я не буду рассказывать где лучше взять движок сайта, где его рекламировать и сколько это стоит. Речь пойдет о второй составляющей интернет-магазина — службе доставке. 

Есть несколько категорий людей которые пришли  в он-лайн бизнес. Одна из них, это вчерашние менеджеры, которые работали "на дядю" и уяснив несложную схемотехнику работы "поставщик-товар-клиент" открывают свои интернет-магазины. Порог вхождения небольшой. Сайт можно купить за 300 у.е. или сварганить самому, с поставщиком связи остались, осталось только дать рекламу и ждать заказов. Офис можно на дому организовать, чтоб не тратится попервой.

Вот он, первый заказ, помчались к поставщику за товаром, с товаром к клиенту за деньгами. Сделка удалась, первые 20 у.е. в кармане. Вот и вся схема.

Самому ездить некогда, надо ведь отвечать на звонки, поэтому нанимаем курьера. Для начала, это как правило знакомый человек, которому можно доверить деньги.

Потом, все сложнее. Курьеры довольно специфические товарищи, редко среди них встречаются люди организованные. Как правило, нужно подгонять и постоянно контролировать. Достаточно случаев с прикарманиванием материальных ценностей, банального ухода в запой за деньги вырученные от продажи и простого исчезовения на некоторое время. Даже у крупных магазинов  с их строгой системой проверки кадров подобные случаи не редкость.

Хорошо, для мелочевки курьеры бегают, а как быть с габаритной техникой? Следующим этапом можно считать найм автомобиля. Водитель будет не водителем, если в своем сознании не будет уверенным, что знает как "намутить" дополнительного дохода. У нас первая машина была таврия, которая после трех лет эксплуатации начала сыпаться так, что обходилась дороже платежей по лизинговому Volkswagen Caddy. Расходы на ремонты, жидкость для омывателя, шиномонтажи, мойка машины и прочие мелочи накапливаясь  в итоге вылетают в копеечку. Начинаешь задумываться как вести всему этому учет. И что самое неприятное, что эти проблемы всплывают именно тогда, когда горят заказы, а водитель чувствует себя единственным незаменимым звеном. Как тут ему откажешь? 🙂

Если у Вас все гладко, со временем начинаем отслеживать конкурентов. Откуда интересно у них такие низкие цены, а где они берут эти товары? Начинаем искать новых поставщиков. Сами поставщики тоже не стоят на месте, заваливая ящик своими прайсами. Сколько в стране фирм, почти столько и форматов прайса 🙂 В одном пять колнок, в другом три. У одних можно понять что есть в наличии, у других только догадываемся. Цены могут быть как в долларах, так евро и гривнах. Скидка от каждой колонки различная. Номенклатура, и та может отличаться дополнительными буквами в маркировке. Как во всем этом разобраться? Какую цену назвать клиенту, если товар в трех прайсах и у каждого свои приколы? Как понять где дешевле постоянно вычисляя скидку то -5% от одного прайса, то  -11% от другого. Для этого необходимо купить систему которая будет работать со всеми прайс-листами. Можно опять же написать самому или нанять программера.

Итак, с прайсами разобрались. Поставщиков у нас уже десяток. Стабильно ездим на пять из них. Приходим к выводу, что надо планировать день так, чтобы делать как можно меньше ненужных поездок. Возникает противоречие: клиенты, удобство и цена доставок против рентабельности бизнеса в целом. Там забирать один товар, а там пять? Сегодня откажешь клиенту из-за того, что на поставщика только один заказ и невыгоден, а завтра этот клиент уже не позвонит.

Клиенты, естественно,  упорно не хотят понять Вашей схемы работы: "Нужен чайник сегодня, через час привезите. Как не привезете? Я же Вам деньги плачу за доставку 20 грн и чайник за 150 грн покупаю. Разве Вам не нужны мои деньги? Хорошо, поищу того кто привезет быстрее!"

Попадается еще категория покупателей: "Кто первым привез, тому и деньги". Его не волнуют Ваши затраченные усилия на то, что этот товар Вам придется вернуть поставщику, чтобы не заморозить оборотные деньги. А если поставщик назад не возьмет? 

А сколько движения, если товар оказался с браком? Или на складе выдали не ту модель :)) Не буду расписывать вроде бы понятно.

Под каждое количество машин, необходима своя схема работы. При трех машинах это схема одна, при десяти совершенно другая. Чем больше машин, тем ярче свет в конце туннеля. Все вроде становится прозрачнее, схема понятна: больше машин — больше заказов можно доставить. Единственная сложность — начинается очень большая зависимость от заказов. Уменьшаются заказы, нет работы водителям. А ведь простой тоже чего-то стоит. Кроме того, начинается моральное расслабление среди водителей. Расслабляются так, что потом тяжело вернуть в нормальный рабочий график. 

Все эти проблемы ожидают любой интернет-магазин, как бы Вы не страховались и не просчитывали ситуацию наперед. 

Лучшее решение передать логистику на аутсорс. По крайней мере, перечисленных выше проблем удасться избежать 🙂

Только вот где найти его?