Тендер опять отменят?

Вот, новый поворот… Президент Украины своим вчерашним указом отменил пункты постановления правительства № 1361-р, касающиеся порядка проведения конверсии радиочастот, проведения тендеров на частоты и лицензии UMTS, а также источников и сроков финансирования конверсии.

Означает ли это, что назначенный на 27 ноября тендер будет в очередной раз отменен? Что будет с залогами?

НКРС предполагает разрешить ситуацию следующим образом.

Завтра, 27 ноября, в 10.00 начнется внеочередное заседание НКРС в расширенном составе, с участием представителей компаний, участвующих в тендере.

Предполагается совместно обсудить сложившуюся ситуацию, а также дать ей правовую оценку. Дальше операторам предложат самостоятельно решать, участвовать ли в тендере на получение лицензии на предоставление услуг в стандарте UMTS-2100, де-факто, без частотных диапазонов (в связи с тем, что НКРС не имеет права выставлять на торги частоты, к тому моменту не освобожденные), или отказаться от него. По итогам заседания будет принято совместное решение, проводить тендер или нет.

Судя по всему, "правовая оценка" заключается в том, чтобы признать указ Президента форс-мажорным обстоятельством, и на этом основании отказаться от участия в тендере и получить обратно сумму залога. Председатель НКРС С.А. Колобов сообщил, что операторы оценивают риски задержек с получением частот как "чрезвычайно высокие".

Наиболее вероятно, что смысл совместного заседания в том, чтобы продемонстрировать, что НКРС находится "по одну сторону баррикады" с участниками рынка, что в данной ситуации полностью соответствует реальному положению дел. С точки зрения политики (а весь вопрос с конверсией частот и лицензированием 3G — это одна сплошная политика) такое совместное решение и заявление выставляет в невыгодном свете действия нынешнего Президента.

Что еще я имею сказать по вопросу? С одной стороны, действия В.А. Ющенко действительно похожи на попытку в очередной раз сорвать очередную попытку (сорри за каламбур, считайте художественным приемом, но эта фраза как раз максимально отображает состояние всей истории с украинским 3G) кабинета министров привлечь дополнительные средства в бюджет. В этом отношении его хочется осудить за препятствование развитию высоких технологий в Украине, и за действия по принципу "чем хуже, тем лучше", направленные на усложнение ситуации с выполнением государственного бюджета с целью снизить предвыборные рейтинги Юлии Тимошенко.

С другой стороны, Президент прав в том, что "сначала конверсия, потом лицензии", так как вопросы обороноспособности страны все же приоритетны. Не то чтобы немедленно в момент выключения спорных военных РЭС Украина немедленно подверглась агрессии со стороны соседей и половины мировых сврхдержав одновременно, вероятность каких-то проблем, вызванных непосредственно этой причиной, исчезающе мала. Но тот подход к конверсии, который предлагает кабмин, "если что", может послужить поводом для разного рода разбирательств в отношении разных организаций и чиновников, с обвинениями вплоть до государственной измены.

С третьей стороны, непонятна реальная стоимость конверсии и природа суммы в 2,5 млрд грн, которая и служит камнем преткновения в вопросе лицензирования частот для UMTS вот уже который год. С этого сентября, с подачи НКРС, утвержилось мнение, что в действительности вопрос конверсии предельно простой и дешевый, и может быть решен чуть ли не "бесплатно". А теперь стоит еще раз вчитаться в текст правительственного распоряжения. В п. 3 этого документа Минфину поручено предусмотреть финансирование конверсии в сумме ~941 млн грн в течение 2010-2011 гг за счет средств, полученных от продажи лицензий, и  1568 млн грн в 2012-2014 гг за счет военных ассигнований (средств, выделенных на закупку вооружений). Здесь обращают на себя внимание следующие факты.

Сумма, выделяемая правительством на конверсию, в итоге составляет те самые 2,5 млрд грн, а это служит подтверждением того, что правительство признает эти расходы необходимыми. Даже если счесть это политической уступкой оппонентам, это все же наводит на мысль, что возможно конверсия — дело не такое уж простое и "бесплатное".

Далее, 941 млн грн — это, по нашим прикидкам, 60-80% суммы, которую удастся выручить за первые две лицензии (~700+500 млн грн), и почти половина от той суммы, которую ожидал получить за все четыре лицензии НКРС (2 млрд грн). Получается, что государство не только не зарабатывает почти ничего на распределении ценного природного ресурса, но еще и вынуждено доплачивать.

Фактически, все, что планирует сделать кабмин, это "размазать" затребованные силовыми структурами 2,5 млрд грн на  5 ближайших бюджетных лет, то есть, это решение в традиционном для кризисного 2009 года русле, предполагающем откладывание бюджетных проблем "на потом".

Завтра будет информация непосредственно с расширенного заседания НКРС.