Обзоры

Fury / «Ярость»

fury_header

Признаться, перед началом пресс-показа Fury, состоявшемся 21 октября, за полторы недели до официального старта в Украине, я знал о фильме, мягко говоря, немного: что он про Вторую мировую войну, что в главной роли в нем снялся Бред Питт, и что там будет танк «Шерман». Пожалуй, оно и к лучшему — в таком случае впечатления о фильме оказываются, как правило, наиболее «чистыми» от всяких предварительных предубеждений.

Fury / «Ярость»

Жанр боевик, драма, исторический
Режиссер Дэвид Эйр
В ролях Брэд Питт (Дон Колльер), Логан Лерман (Норман Эллисон), Шайа ЛаБаф (Бойд Свон), Майкл Пенья (Трини Гарсиа), Джон Бернтал (Грэди Тревис) и др.
Компании Columbia Pictures, QED International, LStar Capital и др.
Год выпуска 2014
Сайт sonypictures.com/movies/fury

Итак, на дворе – апрель 1945 года, Вторая мировая подходит к концу, Германия уже практически обескровлена, однако продолжает оказывать отчаянное, хотя и безнадежное сопротивление. Союзники, хоть и ведут бои уже на немецкой территории, несут серьезные потери, и последний месяц войны для них похож на что угодно, но только не на увеселительную прогулку по фактически уже проигравшей войну стране. «Почему они не сдаются?», спрашивает один из героев фильма, на что второй ему отвечает: «А ты бы сдался?».

«Главный герой» фильма – танк «Шерман» по кличке Fury («Ярость»), а точнее, его экипаж. Четверо бойцов, вместе со своим командиром (роль которого исполнил Бред Питт), прошли Северную Африку, половину Европы и в неизменном составе дошли до Германии, где в очередном ничем не примечательном бою погиб помощник водителя. Ему на смену приходит новичок – молодой необстрелянный парнишка, который сразу из учебки попал на передовую (его отлично сыграл Логан Лерман, знакомый нашим зрителям по «Ною»). Примечательно, что никто облегчать ему жизнь на фронте не собирается – все советы, которые он получил перед первым боем от своих новых коллег, свелись к «смотри — вот так автомат стреляет, а так — нет» и «не заводи друзей». После этого – первый марш-бросок, первый огневой контакт, подбитый танк на расстоянии вытянутой руки, живые факелы, выпадающие из его люка, трупы немецких солдат, которые на поверку оказались знаменитым гитлерюгендом – детьми вдвое моложе главного героя…

После Inglourious Basterds («Бесславные ублюдки») сложно представить серьезный фильм, в котором бы сочетались Бред Питт и Вторая мировая, поэтому я подсознательно ожидал если и не боевика абсурда» в стиле «Ублюдков», то по крайней мере – зрелищного экшена с массой компьютерных спецэффектов и прочими обязательными атрибутами голливудского «мочилова».

Однако уже с первых минут становится ясно, что Fury – не развеселый боевичок. Да, тут есть зрелищные батальные сцены, напряженные танковые дуэли, взрывы, стрельба, спецэффекты и проч., но все это здесь – не самоцель, а лишь средство. Средство показа войны во всех ее лицах – не только героических (или преступных) поступков, но и их последствий. Здесь положительные герои расстреливают в затылок военнопленных, танки на марше равнодушно вдавливают в грязь тряпье, уже лишь отдаленно напоминающее человеческие останки, а новичка в экипаже в качестве «проверки на вшивость» заставляют соскребать с его «рабочего места» все, что осталось от предыдущего пулеметчика.

Сюжет в фильме, по сути, вторичен – это обычная хроника боевых действий одного отдельно взятого танка. Обеспечить огневую поддержку пехоты при зачистке ничем не примечательного участка фронта, взять городок такой-то, выдвинуться и закрепиться на перекрестке там-то и там-то… Именно это и придает фильму реализм – здесь нет никаких сверхгероических поступков, проведения критически важных операций, от которых зависит весь ход войны, и т.д., — просто рутинная грязная работа по продавливанию линии фронта еще на километр вперед. Как ответил герой Бреда Питта на вопрос одной немки в только что захваченном городе — «что вы будете делать дальше?». «Возьмем следующий город. А потом следующий. И так до тех пор, пока вы не сдадитесь».

В общем, сюжет здесь – не главное. А главное – что происходит с персонажем Лермана, который до войны учился на секретаря-машиниста («я не умею убивать, я умею набирать текст со скоростью 60 слов в минуту!»), а теперь вынужден учиться стрелять в живых людей из пулемета — причем учиться очень быстро, потому что иначе стрелять будут в него. Уроки будут жестокими, на пределе человеческих возможностей (а порой – и за пределами), и для психики молодого паренька они бесследно не пройдут. Не сломаться и остаться человеком ему помогут, вполне ожидаемо, старшие товарищи – командир возьмет его под свою опеку и будет доходчиво объяснять, что нужно делать на войне, чтобы выжить, да и после боевого крещения отношение к нему в команде начнет постепенно меняться к лучшему. В общем, парень очень быстро пройдет путь от «я не буду в них стрелять, они же дети!» до «умрите, суки!» — при этом в фильме не дается никакой оценки таким изменениям в психологии одного из главных героев (а по факту, пожалуй, и самого главного), авторы фильма просто показывают как данность – вот что война делает с человеком. И на удивление, Лерману удалось все это очень неплохо сыграть – актер он еще совсем молодой (всего 22 года), однако, похоже, многообещающий.

Если же говорить о других персонажах, то следует признать, что Бред Питт в роли командира танка здесь скорее все-таки для имени в титрах – конечно, плохо сыграть он не сможет, даже если захочет, но проблема в том, что играть тут ему особо нечего. Его персонаж – такой себе крутой невозмутимый ветеран, прошедший огонь, воду и медные трубы, и заботящийся о своих боевых товарищах – в общем, строгий, но справедливый командир. А вот остальные члены экипажа – это уже чуть другой случай. С течением фильма они постепенно раскрываются и перестают быть просто фигурами в грязной форме, обретая индивидуальные черты характера и запоминаясь зрителю. К слову, одного из них сыграл Шайя ЛаБаф (знакомый нам по главной роли в первых трех «Трансформерах») – узнать его тут практически невозможно, и не только из-за роскошных усов.

К сожалению, в целом очень хороший, жесткий и реалистичный фильм про войну оказался несколько подпорчен концовкой – все-таки голливуд диктует свои правила, и нарушить их, создавая фильм-блокбастер, решаются очень немногие. Вот и тут в финале зрителя ждет очень пафосное, зрелищное, эффектное… и нереалистичное Последнее Сражение Шермана И Его Команды С Ротой Эсэсовцев. Если бы его сократить втрое и привести к хоть какому-то подобию реализма, чтобы финал соответствовал всему остальному фильму – было бы в сто крат лучше.

PS: наличие в одной из главных ролей в картине танка «Шерман» позволило компании Wargaming сделать достаточно нестандартный пиар-ход. Так, в результате сотрудничества с Sony Pictures в World of Tanks появился новый танк – «Шерман» из Fury, причем, по словам представителя Wargaming, игровая «машина» будет в точности повторять героя киноленты.


Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: