Обзоры
Хоббит: Битва пяти воинств / The Hobbit: The Battle of the Five Armies

Хоббит: Битва пяти воинств / The Hobbit: The Battle of the Five Armies


the_hobbit_the_battle_of_the_five_armies_imax_poster-1280x720

Можно сколько угодно возмущаться насчет того, что Питер Джексон растянул небольшую детскую сказку на три полнометражных картины, но давайте будем откровенны — кто смог бы снять лучше?

The Hobbit: The Battle of the Five Armies/ “Хоббит: Битва пяти воинств”

Жанр фантастика / боевик
Режиссер Питер Джексон
В ролях Бенедикт Камбербетч (Смауг/Некромант), Мартин Фримен (Бильбо Бэггинс), Иен МакКеллен (Гэндальф), Ричард Армитедж (Торин Дубощит), Кейт Бланшет (Галадриэль), Кристофер Ли (Саруман), Орландо Блум (Леголас) и др.
Компания New Line Cinema, Metro-Goldwyn-Mayer
Год выпуска 2014
Сайт thehobbit.com

С миром Толкина Джексона роднит семнадцать лет кропотливой работы и, нужно отдать режиссеру должное, он как никто проникся духом Арды. Хоббит: Битва пяти воинств полностью оправдывает появление неканоничных персонажей в предыдущих частях и все спорные повороты сюжета, которые оставляли после себя больше вопросов, чем ответов. Хотя закостенелые поклонники творчества Толкина все равно останутся недовольны — отсебятины в ленте хоть отбавляй.

Тут зрителю можно посоветовать только одно — забудьте первоисточник на ближайшие два с половиной часа и просто насладитесь просмотром, фильм этого заслуживает. Тем более, что это последнее путешествие в Средиземье, которое нам с вами светит в ближайшие годы. Подходы к режиссуре не менялись со времен Властелина Колец — первую часть Джексон снимает, практически не отходя в сторону от литературного первоисточника, в сиквеле он знакомит зрителя со второстепенными персонажами и собственным видением происходящих событий, после чего неспешно начинает готовить его к кровавой мясорубке завершающей части трилогии. Хоббит этой схемы придерживается до мелочей.

За исключением того, что Битва пяти воинств, пожалуй, даст фору финалу оригинальной трилогии. В третьей части Хоббита Джексон берет с места в карьер — Смауг сжигает Озерный город дотла и тут же погибает от меткого выстрела Барда, Торин становится полноправным Королем-под-горой и, казалось бы, тут и сказочке конец, но нет, это только начало.

Самое интересное в заключительной части трилогии это, как ни странно, не батальные сцены, которые Джексон умеет снимать как никто другой, ловко переключаясь от столкновений целых армий к многоуровневым дуэлям и обратно, а то, как показаны жители Средиземья. Если вы помните, до того как Властелин Колец превратил местных эльфов, гномов и прочих хоббитов в рафинированные силы Добра, которые порой ругаются и спорят друг с другом, но все больше для виду, они отличались несколько иными характерами. На страницах Хоббита алчность, глупость, трусость, эгоизм и двуличие — обыденные вещи для народов Арды. Даже идиллию Шира нарушает зависть и жажда наживы, напополам с ленцой. В Битве пяти воинств все эти вещи не то что упомянуты, они выставляются напоказ.

Вот Торин, пораженный “драконовой болезнью”, отрекается от своих обещаний, вот эльфы, после смерти дракона любой ценой желающие получить свою долю сокровищ, вот обездоленные жители Озерного города, в секунду забывающие о случившемся горе, требуют обещанное золото, вот возникшее из ниоткуда гномье войско, готовое рубить и крушить все на своем пути.

Однозначна и понятна тут разве что мотивация орков — изуродованные создания хотят захватить очередной блокпост на пути к завоеванию “цивилизованного мира”. Нагло и самоуверенно? Да, но, по крайней мере, открыто и честно (в рамках орочьей философии, конечно). Что касается остальных рас, то тут ситуация несколько сложнее. В решающий момент Галадриэль выглядит страшнее Некроманта-Саурона, Гендальф поражает своей беспомощностью, а остальные правители Арды откровенно пугают узколобостью и недальновидностью, прямо как в жизни.

И, как бы ни хотелось обойтись без проведения параллелей с нашей с вами реальностью, гуманитарный конвой эльфов, служащий лишь поводом для введения в Эсгарот эльфийской армии, говорит сам за себя. Концовка тоже неоднозначна и не зря вызывает в памяти времена возвращения ветеранов Вьетнама домой. Да, основой для Хоббита послужила Первая мировая, но ситуация, с которой столкнулся Бильбо по возвращении в Бэг Энд, знакома каждому, кто слышал о Джоне Рэмбо. За тем только исключением, что Бильбо решил все мирным путем. Причем, даже после вроде как разгромной победы над Врагом, персонажи не обходятся без взаимной лжи. Бильбо врет Гендальфу о якобы потерянном кольце, Гендальф врет о том, что поверил в выдуманную Бильбо басню.

Вот такие моменты трогают пуще смерти Торина, мощнейшую сцену похорон которого Джексон оставил за кадром (или приберег для режиссерской версии), или плача Тауриэль по Кили. Причем только в Битве пяти воинств понимаешь, зачем была введена эта сюжетная линия, вызывающая волны недовольства среди толкинистов — без нее разочароваться в происходящем было бы более чем легко. Джексон здесь очень удачно цитирует первоисточник. Пожалуй, более детально, чем следовало бы, потому что в отрыве от трилогии Властелина колец сопереживать ни эльфам, ни гномам не получается. Обе расы настолько закостенели в собственных убеждениях, что считают за возможное сдаться под предлогом того, что они слишком многое отдали этой войне или забыть о данных накануне клятвах. И только “невозможная” любовная линия хоть как-то спасает положение.

В этой ситуации на первый план выходит, конечно, Мартин Фриман, который играет натурально за весь остальной актерский состав вместе взятый (за исключением Ричарда Армитеджа в сценах с одержимостью драконовой болезнью). К сожалению, и у Гендальфа-МакКеллена, и у Торина-Армитеджа слишком мало экранного времени. Это, пожалуй, главная претензия к ленте. Мы все знаем, чем закончится история, но, если уж режиссер решился добавлять собственные сюжетные линии, то хотелось бы видеть их естественное развитие. А Джексон стесняется. В итоге мы получаем пучок недосказанностей, который пытаются компенсировать взятыми откровенно из воздуха сценами.

Не удивляйтесь, если вы увидите, как без пяти минут враги за кадром достигают консенсуса, или станете свидетелем того как на поле боя появляются персонажи, про которых пять минут назад и намека не было. Просто примите это как должное, ведь Хоббит это в первую очередь детская сказка и только потом все остальное. И как детская сказка фильм однозначно удался, да и закольцевал две трилогии режиссер отменно.

Одним словом, если вы любите хорошее фентези — обязательно сходите на последнего Хоббита, ведь других хороших фильмов в этом жанре в ближайшее время не ожидается.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: