Обзоры
Interstellar / «Интерстеллар»

Interstellar / «Интерстеллар»


Interstellar

Стало хорошей традицией разбирать фильмы Кристофера Нолана на запчасти, тщательно анализируя все слои повествования и выискивая в них второй, третий, десятый скрытый смысл. И хотя Interstellar уступает по сложности монтажа и общей запутанности Memento и Inception, наверняка дотошная армия поклонников режиссера вскоре препарирует и эту картину. Вам же перед походом в кино стоит знать лишь то, что Interstellar – это первая за очень долгое время умная, добротная космическая научная фантастика без пытающихся захватить мир роботов, кровожадных чужих и безумных инопланетян. Это фильм про Человечество и человека.

Interstellar / «Интерстеллар»

Жанр научная фантастика
Режиссер Кристофер Нолан
В ролях Мэттью Макконахи (Купер), Энн Хэтэуэй (Амелия Бранд), Дэвид Гяси (Ромилли), Уэс Бентли (Дойл), Билл Ирвин (ТАРС), Джош Стюарт (КЕЙС), Джессика Честейн (Мерф), Маккензи Фой (юная Мерф), Эллен Берстин (старая Мерф), Майкл Кейн (профессор Бранд), Кейси Аффлек (Том), Джон Литгоу (Дональд), Мэтт Дэймон (доктор Манн) и др.
Компании Paramount Pictures, Warner Bros.
Год выпуска 2014
Сайт warnerbros.com/interstellar

Самое интересное, что каждый зритель найдет в картине что-то свое. Кто-то – тему любви, кто-то – историю отцов и детей, кто-то – агитку NASA, а кто-то — и злой памфлет на приземленность нынешнего поколения, забывшего, что значит мечтать о звездах. Сложно оценить, как Interstellar в течение следующих 10 лет повлияет на западную киноиндустрию, но уже сейчас очевидно, что Нолан сделал для популяризации космических исследований больше, чем Curiosity и Rosetta вместе взятые. И я бы на месте NASA предлагал Нолану любые деньги за пост пиарщика агентства — глядишь, и бюджет на пилотируемый полет к Марсу нашелся бы уже завтра.

Нолан и не скрывает, что источником вдохновения для Interstellar стал 2001: A Space Odyssey (1968). Режиссер не цитирует классический фильм напрямую, но в некоторых кадрах влияние картины Кубрика видно невооруженным взглядом. Зато Ханс Циммер использует практически без изменений несколько музыкальных фраз из «Космической Одиссеи». Впрочем, обвинять композитора в плагиате мы не будем, саундтрек Interstellar настолько хорош, что представить картину без этой музыки просто невозможно.

46 лет назад Кубрику было легче. До высадки на Луну оставался всего год, человечество бредило космосом, портреты космонавтов не сходили с передовиц, каждый старт был настоящим событием. Задача Нолана сложней – оторвать уткнувшихся в смартфоны современников от Facebook и напомнить им о том, что отличает человека от примата. По лицам зрителей, покидающих зал после почти трехчасового фильма, можно сказать, что у Нолана все получилось.

Наряду с братьями Ноланами, над сценарием Interstellar работал и астрофизик Кип Торн, автор классической книги «Гравитация» (книги, не фильма), Фейнмановский профессор Калтеха, один из лучших на планете специалистов по теории гравитации, квантовой теории измерений и общей теории относительности. Собственно, персонаж Майкла Кейна, профессор Бранд, списан с Кипа Торна, а математические выкладки на доске в кабинете Бранда – это работа Торна. Так что даже не старайтесь прицепиться к теоретической части картины, там все в порядке. Более того, сам Стивен Хоккинг остался доволен картиной и не нашел к чему придраться.

Большинство критиков поругивают первую треть Interstellar, действие которой разворачивается на Земле. Тягучая, сонная жизнь фермеров на фоне экологической катастрофы усыпляет. На самом деле – это прямая отсылка к классическому роману Джона Стейнбека «Гроздья гнева», рассказывающему о Пылевом котле 1930-35 гг. (почитайте, очень поучительная история). Собственно, эта рутина, череда простых диалогов и банальных событий нужна для понимания мотивации героев. Это тот якорь, который позволяет им оставаться на Земле, улетая в другую Галактику.

В Interstellar Нолан решил полностью сменить актерский состав, с которым работал уже несколько фильмов. Оставив в качестве неизменного талисмана Майкла Кейна, он предложил главную роль Мэттью Макконахи, только что получившему свой первый «Оскар» за «Далласский клуб покупателей». И Макконахи не подвел. Его Купер — очень целостный, яркий персонаж, который к тому же развивается от первой до последней минуты фильма. А вот его напарница Энн Хэтэуэй в роль Амелии Бранд не дотягивает, но здесь очевидно больше вины сценариста, чем самой актрисы. С другой стороны, женский персонаж с говорящим именем нужен Interstellar – это еще один якорь, та самая принцесса в далеком замке. В данном случае в самом прямом смысле этого слова.

А вот кто отыграл на все сто, так это обе исполнительницы роли Мерф – юная Маккензи Фой и опытная Джессика Честейн. Роль девочки, которая ждет, далась актрисам отлично. Ну и, конечно, фильм не был бы завершен, если бы не дуэт роботов ТАРСа и КЕЙСа. Несмотря на несуразный внешний вид (похоже, это еще один намек на классический фильм Кубрика) роботы получились на редкость харизматичными персонажами, в отличие от того же HAL 9000.

Отдельной благодарности заслуживают дизайнеры техники и мастера по спецэффектам. Космос Нолана не футуристичен, вся показанная в фильме техника вполне реальна и реализуема даже при нынешнем уровне развития технологий. Такие модули и прототипы вполне могли бы создать и в NASA. Отдельного памятника Нолан заслуживает за попытку показать время, как физическое измерение. Получилось очень зрелищно.

Несмотря на впечатляющий хронометраж, неторопливую манеру повествования и небольшое число action-эпизодов, которые можно пересчитать по пальцам одной руки, Interstellar смотрится на одном дыхании. Величественные панорамы космических событий, приземленные пыльные кадры земных буден… Удивительно, но за декорацией сухого sci-fi прячется один из самых эмоциональных фильмов последних лет. Interstellar из тех картин, которые не стоит пропускать. Даже если вы прохладно относитесь к творчеству Кристофера Нолана и терпеть не можете научную фантастику. Просто оторвите на время глаза от смартфонов – посмотрите на звезды.


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: