Обзоры

Использование памяти в играх

Вопросам использования оперативной памяти современными играми на страницах журналов и специализированных Web-ресурсах уделяется незаслуженно мало внимания. Считается, что в нормальном игровом компьютере должен быть установлен 1 GB в виде двух модулей по 512 MB (для функционирования памяти в двухканальном режиме), а 2 GB – это удел систем высокого уровня. Мы решили проверить данное правило на практике.

Как известно, объем оперативной памяти в 2 GB на домашних системах можно получить двумя способами: установив 4 модуля по 512 MB либо 2 модуля по 1 GB. Что касается расходов, то оба варианта примерно равнозначны, хотя у отдельных продавцов разница в стоимости бывает существенной, причем в пользу как первого, так и второго варианта. Кроме цены, есть еще один фактор, влияющий на выбор пользователя: в случае с четырьмя планками на платформах с процессорами AMD Athlon 64 необходимо либо снизить частоту памяти, либо увеличить задержки 1T/2T Memory Timings, либо сделать и то и другое одновременно. В таблице приведены частоты, устанавливаемые в зависимости от конфигурации модулей и значения вышеуказанных таймингов. На платформе Intel таких ограничений нет, так как аналогичная задержка 1T/2T Command Rate на чипсетах этой компании заблокирована по умолчанию на значении 2T, и в большинстве BIOS материнских плат не встречается. В чипсетах NVIDIA под ту же платформу данный параметр доступен для изменения, однако при значении 1T работает очень небольшое количество элитных модулей памяти.

Использование памяти в играх
Использование памяти в играх
Использование памяти в играх
Использование памяти в играх
Использование памяти в играх
Использование памяти в играх

Перейдем к методике тестирования и характеристикам стенда. Процесс прохождения теста было решено разбить на два этапа: сначала с помощью демо-записей снимались показания производительности в популярных трехмерных играх, а также фиксировалось использование памяти, причем как оперативной, так и виртуальной. На втором этапе запускалась каждая из игр, не менее чем на час, затем закрывалась и фиксировался максимальный объем задействованной памяти. Данные заносились в отдельную таблицу и сравнивались с результатами в режиме тестирования производительности. Для снятия показаний использования обоих типов памяти применялась утилита Perfmon.

В качестве тестового стенда мы выбрали типичную систему на базе процессора AMD Athlon 64 с ядром Venice, что позволило заодно оценить и влияние 1T/2T Memory Timings на игровые возможности системы. Модули объемом 512 MB были представлены моделями JetRAM с заявленными в режиме DDR400 таймингами 2,5-3-3-8 (поскольку процессор в системе разогнан, то память функционировала на частоте 367 MHz в режиме 2-3-3-8). Гигабайтовыми модулями нам послужили две планки оверклокерской памяти от G.Skill с основными задержками 2-3-2-6 в режиме DDR400, однако для корректного сравнения все тайминги (в том числе и дополнительные) были выставлены по более медленным модулям JetRAM.

Как видно из диаграмм, уже существуют игры, которым на максимальных настройках качества могут понадобиться 2 GB оперативной памяти даже на разрешении 1024×768, не говоря уж о более тяжелых видеорежимах. Заметим, что результаты, полученные при прогоне тестовых записей, не дают представления о реальном использовании памяти в процессе игры, цифры могут разниться в полтора раза, как в случае с F.E.A.R. (бенчмарк в данной игре достаточно давно известен как синтетический). Заметно и то, что подключение двух модулей объемом по 1 GB дает весьма незначительный прирост по сравнению с четырьмя по 512 MB. С другой стороны, лишние 3–6% производительности на дороге не валяются, а потому в случае приобретения новой системы стоит остановиться на более эффективном варианте. Если же в системе уже есть две планки по 512 MB, экономически выгоднее приобрести два дополнительных модуля, но нужно помнить, что существенное различие таймингов новых и старых модулей может привести к потере стабильности или даже работоспособности системы.

Набор скриншотов из Quake 4
(zip, 54 Мб)

Кроме результатов, представленных на диаграммах, приведены полные таблицы со всеми результатами тестов для каждой из игр, а также набор скриншотов из Quake 4, сделанных в различных видеорежимах с установками качества High и Ultra-High, чтобы каждый мог самостоятельно решить: ощутима ли разница в качестве и стоит ли ради нее приобретать дополнительный гигабайт оперативной памяти. Представленные в таблицах результаты практически не требуют пояснений, но для читателей, не ознакомившихся со статьей «GeForce 6600 GT: 128 или 256 MB?», дадим небольшое пояснение: в игре Serious Sam 2 значение «Lows, с (fps)» – это минимальное количество кадров в секунду, полученное в процессе теста (в скобках), и время, в течение которого наблюдался данный минимальный fps в секундах. Внимательный читатель может заметить наличие в общей таблице результатов использования памяти в игре The Elder Scrolls IV: Oblivion. Первоначально планировалась также регистрация fps с помощью FRAPS и в этой игре, однако низкая точность полученных данных (разброс значений составил около трех кадров в секунду) заставила нас отказаться от подобной идеи, и оставить только показатели использования памяти данной игрой.

Подведем итог: в этом небольшом исследовании мы разобрались с «аппетитами» нескольких популярных игр, и результаты экспериментов говорят сами за себя. В случае же подобного интереса к новоиспеченным или будущим играм придется провести опыты самостоятельно: столкнувшись в процессе игры с регулярными «подтормаживаниями», хотя известно, что имеющиеся процессор и видеокарта обладают достаточным быстродействием для ее нормального функционирования, будет целесообразным проверить использование оперативной памяти с помощью утилит perfmon или последней версии RivaTuner. Если результат окажется близким к существующему объему RAM или превышающим его, следует задуматься о модернизации подсистемы памяти.

Режимы работы контроллера памяти AMD Athlon 64
Кодовые названия ядер Athlon 64 Newcastle, Winchester Venice и последующие
Конфигурация подсистемы памяти 1T 2T 1T 2T
4 односторонних модуля DDR333 DDR400 DDR400 DDR400
2 одно-+2 двухсторонних модуля DDR200 DDR400 DDR333 DDR400
4 двухсторонних модуля DDR200 DDR333 DDR333 DDR400
Конфигурация тестового стенда
Процессор AMD Athlon 64 3000+ ([email protected] MHz)
Материнская плата ASUS A8N-E (nForce4 Ultra)
Память 4×512 MB JetRAM [email protected] 2-3-3-8-1/2T
2×1024 G.Skill [email protected] 2-3-3-8-1T
Видеокарта ASUS EN7600GT @600/1600 MHz
Жесткий диск Western Digital WD1600JB
Блок питания FSP 550-80GLN (550 Вт)
Операционная система Windows XP Professional SP2, DirectX 9.0c
Драйвер NVIDIA ForceWare 91.28

Завантаження коментарів...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: