Обзоры
Панорамы «Яндекса». Как это делают
19

Панорамы «Яндекса». Как это делают

Многие из вас пользуются сервисом «Яндекс.Карты» и знают о том, что крупные города Украины уже снабжены панорамными снимками. Кто-то даже встречал на улицах маленький цветастый автомобиль с логотипом компании и установленными на крыше камерами. Мы решили узнать, как именно происходит съемка и компонуются панорамы, для чего воспользовались гостеприимством компании и прокатились с экипажем такой машины по столице.

Панорамы «Яндекса». Как это делают

Панорамы «Яндекса». Как это делают
Кабина автомобиля не особо приспособлена для подобного оборудования, поэтому приходится выкручиваться

Для создания панорам «Яндекс» приглашает специалистов из компании neq4, они и занимаются съемкой с помощью своей аппаратуры. Экипаж из 2–3 человек путешествует по стране на одном-единственном автомобиле, фотографируя улицы и проспекты для сервиса «Яндекс.Карты». В день ребятам удается запечатлеть от 50 до 200 км улиц. Все зависит от конкретного города, дорожных условий и прочих непредсказуемых факторов, среди которых важнейшим является и погода.

Главный элемент автомобиля для съемки панорам – камера. Вернее, на солидном металлическом креплении их размещено целых четыре (блок), и с помощью широкоугольных объективов они и производят фотографирование местности. О конкретном изготовителе и используемых моделях аппаратов ребята умалчивают – коммерческая тайна, но все же у них удалось узнать, что внутри железной коробки работают вполне обычные и не самые топовые профессиональные фотокамеры.

Панорамы «Яндекса». Как это делают
С собой у ребят всегда есть запасная камера, а все они взаимозаменяемые. Кроме того, линзы надо периодически протирать от пыли и грязи

Оборудование

Остальная начинка и связка железа с ПО – собственное ноу-хау. По дороге действиями водителя руководит сидящий рядом коллега с ноутбуком, указывающий необходимые повороты. На специальном мониторе демонстрируется карта с улицами, раскрашенными для удобства в два цвета, – обработанные и те, которые еще нужно отснять. Камеры функционируют в полуавтоматическом режиме, фиксируя окружающий мир с промежутком в 20 или 50 метров. На перекрестках оператор использует проводной пульт для принудительного фотографирования, поскольку это место может попасть как раз между двумя ключевыми точками, а наличие перекрестков на панорамах важно для удобства сервиса. Кроме того, на экране ноутбука отображаются параметры съемки и небольшие превью полученных снимков, позволяющие оперативно определить брак или неудачный кадр.

Дальнейшая обработка

Благодаря работе GPS все кадры автоматически привязываются к карте, а позже отснятый материал склеивается в панорамы, в результате чего получается сетка из точек. Для более быстрой загрузки в браузере панорамы разбиваются на мелкие тайлы, а поскольку исходная фотография очень большого размера, создаются дополнительные уровни по глубине – именно они подгружаются, когда вы приближаете в «Яндекс.Картах» какой-то объект, чтобы рассмотреть его поближе.

Панорамы «Яндекса». Как это делают
Размещение панорам на карте и создание связей между ними

Каждая панорама снята с перекрытием, что позволяет потом связать их в единую линию. Впоследствии остается лишь проставить условные обозначения в виде названий улиц и номеров домов – и панорамы готовы к публикации в Сети. Такая работа только на словах кажется простой – на деле же с момента получения готовых фотографий до появления панорамы в сервисе проходит в среднем 1,5–2 месяца. Так что если вы сегодня старательно прыгали и размахивали руками перед автомобилем «Яндекса», не пытайтесь увидеть себя на снимках завтра.

Учитывая, что состав экипажа меняется не очень часто, ребята могут рассказать много интересного про страну и особенности своей работы, поскольку сами побывали почти во всех уголках Украины, а кто-то до этого трудился и в России. Радует, что занимаются они этим с удовольствием и по их лицам незаметно, что путешествовать им надоело. Хотя помимо интересных случаев бывают и сложности. В одном городе отсутствуют почти все канализационные люки, в другом водители ведут себя неадекватно, в третьем постоянно тормозят люди с полосатыми палками. Но в основном яркую машину со странным приспособлением на крыше встречают радушно, а самые сообразительные стараются попасть в поле зрения ее объективов.

Панорамы «Яндекса». Как это делают

Байки

Одно из хобби экипажа – собирать домыслы прохожих о предназначении его машины. По мнению некоторых, они облучают окружающих, берут пробы воздуха, являются передвижным скворечником, снимают телесериал, а также продают доступ для беспроводного Интернета.

Со служителями порядка почти всегда удается благополучно договориться, и взяток они не берут, с подозрением поглядывая на размещенные сверху камеры.

В одном из поселков за машиной долго бежала пожилая женщина, которая думала, что это передвижной пункт продажи железнодорожных билетов. Благо ребята решили остановиться и размяться неподалеку, поэтому бабушке не пришлось покрывать марафонскую дистанцию.

В другом селе съемку пришлось задержать по просьбе одной из жительниц, которая хотела, чтобы ее коза попала на фотографию. Коза попала, однако точное местоположение козы нам, к сожалению, неизвестно.

Панорамы «Яндекса». Как это делают

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: