Автономные инструментальные средства калибровки, рассмотренные в первой статье, неплохо справляются с возложенной на них задачей. Если вы хотите настроить уже имеющийся в наличии монитор, то использование таких приборов — единственный путь. Если же вы только собираетесь приобрести новый дисплей для точной работы с цветом, целесообразно обратить свой взгляд на аппаратные комплексы, состоящие из устройства отображения, калибратора и соответствующего ПО. Одно из основных преимуществ таких решений — большое удобство в работе при цене, сравнимой со стоимостью отдельно купленных компонентов. Как правило, точность их работы выше, а динамический диапазон мониторов используется более полно, поскольку калибратор с помощью специального программного обеспечения напрямую управляет яркостью, контрастностью и усилением в каналах дисплея, а не просто изменяет загружаемые в видеокарту коэффициенты, как это происходит в случае с автономными средствами.
Sony Artisan Color Reference System | ||
Трубка | ЭЛТ FD Trinitron, апертурная решетка, шаг — 0,24 мм | ![]() |
Размер диагонали/видимого изображения | 21/19,8" | |
Максимальное разрешение | 2048×1536@80 Hz | |
Габариты (ШxВxГ) | 497x499x487 мм | |
Масса | 30,5 кг | |
Комплектация | Монитор, козырек, калибратор, ПО, VGA-шнур c USB-отводом | |
Цена | $2150 | |
Продукт предоставлен | MTI, тел.: (044) 458-3856 | |
+ Высокая точность и удобство работы | ||
— Калибратор нельзя использовать с другими мониторами Sony профессиональной серии | ||
! Бескомпромиссная цветопередача для тех, кто еще не готов платить за Barco |
Sony Artisan Colour Reference System
![]() |
ПО Sony CRS |
В Internet нам удалось найти упоминание о пяти разработчиках, поставляющих подобные комплексы: Barco, QuatoGraphic, NEC-Mitsubishi, LaCie и Sony. Однако на украинском рынке присутствуют лишь системы Barco (Reference и Personal Calibrator), LaCie (серия electronblue) и Sony (Artisan colour reference system). Устройства Barco стоят несколько особняком, предлагая бескомпромиссные цветовые характеристики за соответствующую плату — мониторный Hihg-End будет минимум на треть, а то и в два раза дороже конкурентов. Поэтому для обзора мы выбрали более доступные и близкие по стоимости решения LaCie и Sony.
Этот аппаратный комплекс, состоящий из 21-дюймового монитора GDM-C520, соединительного кабеля, калибратора Artisan и программного обеспечения, появился в арсенале Sony чуть менее двух лет назад одновременно с сообщением об уходе компании с рынка недорогих ЭЛТ-устройств, как доказательство ориентации на профессиональный рынок. Монитор по своим характеристикам близок к известной профессиональной серии GDM-F520 и визуально отличается от нее защитным козырьком и нейтрально-серой рамкой, обрамляющей экран. В его электронную начинку, очевидно, также были внесены некоторые изменения, позволяющие работать в составе комплекса (косвенно этот факт подтверждает неудачная попытка заменить его на устройство серии F — программное обеспечение эту модель не опознало и работать отказалось).
По имеющейся в прессе информации, калибратор Sony Artisan — это колориметр, оснащенный светофильтрами, согласованными со спектральными характеристиками люминофоров ЭЛТ Trinitron. Вероятно поэтому конструкторы постарались сделать так, чтобы он работал исключительно в составе Sony Colour Reference System — с ЭЛТ других типов результаты настройки явно были бы неоднозначны.
Для подключения решения от Sony у компьютера должно быть два свободных USB-порта: первый — для подключения калибратора и второй — для специального VGA-кабеля, имеющего USB-отвод для коммуникации программного обеспечения с монитором. Под управлением ПО все перечисленное "железо" начинает работать как единый комплекс, при запуске оно инициализирует колориметр и монитор. Количество настроек минимально, весь процесс активируется буквально нажатием на одну кнопку — нужно лишь выбрать из списка один из поставляемых в комплекте пресетов, задающих целевую цветовую температуру и гамму. Калибровка происходит полностью автоматически и длится около 10 мин. Если имеющиеся в комплекте наборы настроек не отвечают вашим задачам, то можно сформировать свои — для этого в меню нужно активизировать режим Expert mode. Сформированный после калибровки ICC-профиль будет актуален в течение 30 дней — дальше система откажется работать с ним и предложит произвести перекалибровку. При этом можно ее выполнять не полностью, а лишь обновить критичную часть данных (update calibration data), что займет около 3 мин.
Общее впечатление от работы Sony Artisan Colour Reference System остается весьма благоприятным — система предельно проста в использовании, калибровка (при визуальной оценке) кажется достаточно точной — серый цвет выглядит нейтрально без паразитных подцвечиваний, близкие значения в тенях хорошо различимы.
Калибровка монитора, как правило, включает в себя две процедуры, которые в случае с другими устройствами, например принтерами, производятся отдельно, — собственно калибровку (линеаризацию) и профилирование. Первая предполагает настройку дисплея на оптимальный режим работы (регулируется яркость и контрастность, гамма и точка белого), во время второй ПО строит профиль цветового охвата монитора. Поэтому некоторые специалисты считают термин "калибровка" применительно к монитору не совсем точным, но это выражение уже устоялось в профессиональной среде, и мы также используем его в данной статье. |
LaCie electron22blueIV + LaCie Blue Eye Vision
LaCie electron22blueIV + Blue Eye Vision | ||
Трубка | ЭЛТ Diamondtron, апертурная решетка, шаг — 0,24 мм | ![]() |
Размер диагонали/видимого изображения | 22/20 | |
Максимальное разрешение | 2048×1536@86 Hz | |
Габариты (ШxВxГ) | 495×486,5×477 мм | |
Масса | 29,6 кг | |
Комплектация | Монитор, козырек, калибратор, ПО, VGA-переходник c USB-отводом | |
Цена | Монитор — $1200, калибратор — $715 | |
Продукт предоставлен | WEGА Distribution, тел.: (044) 227-5155 | |
+ Наиболее доступный аппаратный комплекс в Украине; универсальный калибратор | ||
— Точность работы уступает конкурентам; не очень удобное в использовании ПО | ||
! Отличный выбор для экономных — универсальный калибратор можно использовать с разными мониторами, в том числе и c другими моделями LaCie |
Систему LaCieмы вкратце рассматривали в прошлом обзоре два года назад, однако теперь к нам попал ее обновленный вариант. Во-первых, сейчас в ее состав входит новая (появилась на рынке в конце 2002 г.) модель монитора electron22blue четвертой версии. От предыдущей она отличается наличием функции SuperBright, доставшейся ей в наследство от новых ЭЛТ-устройств NEC-Mitsubishi, оем-модификациями которых и являются дисплеи LaCie. Во-вторых, калибратор LaCie Blue Eye изменил свой внешний вид — он превратился в симпатичный цилиндр с прозрачной вставкой на скругленном торце, поддерживая тем самым имидж устройств LaCie, всегда отличающихся интересными дизайнерскими решениями. Внутри же это по-прежнему оем-вариант колориметра Sequel Imaging, по крайней мере, с драйвером от Sequel устройство также работало без проблем. И в третьих — наконец-то система обзавелась программным обеспечением для PC — до недавнего времени комплекс LaCie работал исключительно с платформой Macintosh.
Калибратор LaCie Blue Eye — это универсальный колориметр, с помощью которого можно настроить любой дисплей. Если же в систему включен монитор LaCie, то программное обеспечение будет не изменять коэффициенты в таблице видеокарты, а управлять непосредственно органами настройки его параметров, и, следовательно, образуется аппаратный комплекс. Для работы системы также требуются 2 порта USB — один для подключения калибратора, а второй — специального VGA-переходника с USB-отводом, через который происходит коммуникация ПО и монитора.
![]() |
Главный экран ПО Blue Eye |
Программное обеспечение Blue Eye обладает большей функциональностью, чем ПО Sony. Кроме собственно калибровки, оно позволяет также управлять геометрией, чистотой цвета, сведением и другими параметрами мониторов серии electronblue. После завершения его работы оператор имеет возможность просмотреть графики, отображающие отличие (DeltaE) реально полученных значений от заданных в качестве целевых.
Калибровка происходит достаточно быстро — всего за 2—3 мин. Результат мы попробовали оценить визуально, так же, как и в случае с Sony Artisan Colour Reference System. Если к цветовой настройке никаких претензий нет (серый выглядит нейтрально), то в автоматической настройке яркости и контрастности есть небольшие недостатки — визуальные различия между полями с заполнением в 100 и 90% практически отсутствуют.
Выводы и впечатления
Основное впечатление от работы с этими системами — удобство использования. Достаточно запустить программное обеспечение, прикрепить к монитору калибратор и активизировать процесс калибровки — и все, остальное система сделает сама. При этом результат получается весьма точным, поскольку такой (аппаратный) подход позволяет избежать влияния основной ошибки, допускаемой при ручной калибровке, — неправильной настройки яркости и контрастности. При ручной калибровке универсальными калибраторами настройка яркости и контрастности производится вручную по шкалам, выводимым на дисплей программным обеспечением. В таком случае на результат влияют особенности зрения конкретного человека и параметры окружающего освещения. Аппаратные комплексы подобных недостатков лишены и, следовательно, являются оптимальным решением для всех, кому необходим монитор с точной и предсказуемой цветопередачей.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: