Обзоры Кино 08.11.2025 comment views icon

Рецензия на фильм "Франкенштейн" / Frankenstein

author avatar

Денис Федорук

Автор статей и рецензий

“Франкенштайн”

7 ноября на Netflix премьеровалась готическая научная фантастика «Франкенштейн», в которой известный голливудский любитель монстров Гильермо дель Торо обращается к бессмертной классике Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» (1818). Мексиканский постановщик продолжает свое плодотворное сотрудничество со стриминговым гигантом, и после антологии ужасов «Кабинет курьезов» (2022) и анимационной версии «Пиноккио» (2022) это будет его третий проект, которым пополнится видеотека сервиса. Подробнее о том, что из этого получилось, мчим рассказать в обзоре ниже.

Рецензия на фильм "Франкенштейн" / Frankenstein

Плюсы:

Гильермо дель Торо удалось показать бережное и уважительное отношение к оригиналу, при этом изменения или добавленные им штрихи не кажутся чужеродными; существо в исполнении Джейкоба Элорди способно вызвать искренний зрительский отклик; чрезвычайно красивое кино (за исключением нескольких моментов с неуверенным CGI),

Минусы:

откровенно громоздкое и перегруженное повествование, что приводит к чрезмерному хронометражу и усталости зрителя; порой качество CGI оставляет желать лучшего;

7/10
Оценка
ITC.ua

«Франкенштейн» / Frankenstein 

Жанр готический научно-фантастический фильм ужасов
Режиссёр Гильермо дель Торо
В ролях Оскар Айзек, Кристиан Конвери, Джейкоб Элорди, Миа Гот, Кристоф Вальц, Феликс Каммерер, Ларс Миккельсен, Чарльз Дэнс, Дэвид Брэдли, Ральф Айнесон, Берн Горман
Премьера Netflix
Год выпуска 2025
Сайт IMDb, официальный сайт

Северный полюс, 1857 год. Капитан застрявшего в вечных льдах датского корабля Андерсон озабочен тем, как выбраться из ледяной ловушки. Но совсем скоро его внимание привлечет неожиданная находка в лице истощенного мужчины с ножным протезом. И это еще не все — последнего преследует какое-то неизвестное, но совершенно точно враждебно настроенное существо, наделенное необычайной силой.

За счет нескольких жизней Андерсону и его людям удается на некоторое время нейтрализовать создание. Это позволяет выяснить, кого среди безжалостных снегов нашли моряки и что за чудовище за ним гонится. Немного отогревшись и придя в себя, барон Виктор Франкенштейн готов рассказать свою невероятную историю и принять неутешительную судьбу, обусловленную порождением его непомерных амбиций.

Порой мечты сбываются. Особенно, если упорно идти к своей цели. И особенно, если имеешь поддержку всемогущего Netflix. Голливудский директор по монстрам Гильермо дель Торо никогда не скрывал, что экранизация романа Мэри Шелли — проект его мечты. Когда-то недостижимый Святой Грааль (в 2007-м постановщик признался, что «убил бы» ради него), а сейчас фактически самопровозглашенный magnum opus.

«Когда я увидел Бориса Карлоффа на экране (имеется в виду культовый образ из классической киноадаптации романа 1931 года — прим. автора), я понял, как выглядит святой или мессия. Поэтому я следил за этим существом с самого детства и всегда ждал, чтобы фильм был создан в правильных условиях, как творческих, так и в плане достижения того масштаба, который был нужен мне, чтобы сделать его иным, чтобы воссоздать весь этот мир» — рассказывал режиссер изданию Deadline.

Похоже, момент «правильных условий и масштабов» наконец настал, не в последнюю очередь благодаря триумфу дельторовского «Пиноккио» на «Оскаре». Так что получив солидный бюджет в $120 млн, Гильермо приступил к осуществлению давней мечты. Сразу заметно, что постановщик с огромным уважением относится к оригинальному тексту, что, впрочем, не помешало ему несколько перекроить историю и добавить в нее собственных штрихов.

Более того, заметно невооруженным взглядом и трепетное желание дель Торо сделать как можно лучше, не упустить ни одного важного для него смысла или детали. Именно поэтому внушительный по хронометражу почти в 2,5 часа «Франкенштейн» избыточен и кажется перегруженным и громоздким. И одновременно именно поэтому это кинополотно настолько амбициозное, эпическое и красивое. Ведь иным оно быть просто не могло. Не имело права.

Все в кадре кричит о характеристике «дорого-богато», помноженной на «мастерски» — от впечатляющих декораций и женских платьев до пугающих сцен с прототипами Франкенштейна и более масштабных эпизодов, например, с большим взрывом.

Смерть матери и суровое воспитание отца оставили внутри Виктора Франкенштейна глубокий отпечаток. Он решился бросить вызов Костлявой с косой, однако не понимал, как справиться с новой, созданной им же жизнью. Одни монстры порождают других, но Чудовище Франкенштейна здесь ни при чем — речь идет скорее о том, что в какой-то момент Виктор превратился в еще большее чудовище, чем его отец. Посему ответ на вопрос «кто здесь настоящий монстр?» лежит на поверхности. Ведь сам вопрос риторический.

Трагедия главного героя не в том, что он решил поиграть в Бога — в конце концов, кто из нас не без греха. Она заключается в том, что он понятия не имел, как быть, если у тебя получилось. И стать достойным «отцом» для своего «сына». Отсюда вытекает и трагедия последнего. Обреченный на вечную жизнь, обезображенный шрамами (а, возможно, и наполненный болью погибших, учитывая то, как они умерли, и это явно сойдет за дополнительный содержательный пласт от дель Торо, сегодня актуальный как никогда), он априори обречен на вечное непонимание и несчастье. И это не говоря о том, что мир точно не готов его принять.

Главная звезда этого шоу, конечно, Джейкоб Элорди. Его Существо имеет поистине супергеройскую способность к регенерации и немного смахивает на Инженеров из, снова формально вспоминаем имя титана из древнегреческой мифологии, «Прометея» (2012) Ридли Скотта. Но главное, что его персонаж способен вызвать искренний отклик.

Как всегда убедителен в кадре Оскар Айзек: он пилит ноги не менее ловко, чем персонажи хоррора «Пила» (2004). Так же гармоничен в роли мецената с корыстными мотивами Генриха Харландера и Кристоф Вальц — хотя этого господина не было в романе, здесь он абсолютно уместен. Актер, к слову, в этом году появился и в другой интерпретации знакового героя из классической литературы ужасов — графа Дракулы от Люка Бессона. Бесспорно прекрасна и «королева крика» Миа Гот, антивоенная тирада которой рискует произвести впечатление не только на ошарашенного Виктора, но и на зрителя. Второй раз за неделю рядом с кинотеатральным «Эдемом» мелькает в кадре Феликс Каммерер.

Возможно, «Франкенштейн» дель Торо и вправду несколько похож на работу сумасшедшего. Но «сумасшедшего» в хорошем смысле, то есть одержимого монстрами и готической классикой Мэри Шелли. Здесь он получил возможность воплотить на свой лад обе большие страсти. И пусть кое-где мэтр напоминает ребенка, наконец-то добравшегося до желанных игрушек, не очароваться подобным блеском в глазах решительно невозможно.

Вывод:

"Франкенштейн" Гильермо дель Торо — хотя и не без недостатков, однако достойное и заслуживающее внимания обращение к классике.

Що думаєте про цю статтю?
Голосів:
Файно є
Файно є
Йой, най буде!
Йой, най буде!
Трясця!
Трясця!
Ну такої...
Ну такої...
Бісить, аж тіпає!
Бісить, аж тіпає!
Loading comments...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: