
11 июля на Apple TV+ завершился показ научно-фантастического комедийного сериала «Дневники киллербота», сюжет которого основан на одноименной книжной серии американской писательницы Марты Уэллс. Мы уже писали о двух книгах из этой серии «Все системы: опасность» и «Искусственное состояние», а сегодня пришло время выяснить, какой получилась киноадаптация от яблочной платформы. Все подробности, как всегда, в рецензии ниже.
Для всех заинтересованных также предлагаем посмотреть видеоролик на YouTube, посвященный сравнению книги и сериала, от нашего редактора Павла Чуйкина:
«Дневники убийцы-работника» / Murderbot
Жанр научно-фантастическая комедия, боевик
Шоураннеры Крис Вайц, Пол Вайц
В ролях Александр Скарсгард, Нома Думезвени, Дэвид Дастмалчян, Сабрина Ву, Татьяна Джонс, Акшай Ханна, Тамара Подемски, Джон Чо, Кларк Грегг
Премьера Apple TV+
Год выпуска 2025
Сайт IMDb, официальный сайт
Когда-то жутко нахмуренный Терминатор серии T-800 спросил у мелкого Джона Коннора «почему люди плачут?». Жестянке было интересно (виной всему — активированный режим самообучения), а любопытство, как известно со слов персонажа одной пьесы известного украинского драматурга Леся Подервянского, это путь в будущее. И вот, это светлое будущее уже наступило. По крайней мере в сеттинге научно-фантастической комедии «Дневники киллербота», первый сезон которой основан на первой новелле одноименной книжной серии Марты Уэллс «Отказ всех систем».
В противовес терминатору-убийце из бессмертной классики сайфая Джеймса Кэмерона местный чудо-охранник, принадлежащий крупной корпорации, смог хакнуть свой модуль управления, обрести самосознание и формально освободиться от бессмысленных приказов кожаных мешков. Казалось, никаких подними ногу или руку теперь не будет. Более того, его отнюдь не беспокоят глупые человеческие эмоции. Единственное, что он унаследовал от культовой машины в исполнении мускулистого австрийца с характерным акцентом — это невозмутимое, каменное выражение лица.
Впрочем, по определенным причинам вартмех все еще продолжает изображать «послушного робота», в частности во время очередной миссии с группой ученых, исследующих отдаленную планету. В свободное время он предпочитает смотреть сериалы, особенно космическую мыльную оперу The Rise and Fall of Sanctuary Moon — гиперболизированно красочную пародию на «Звездный путь». Выбирает свободолюбивый андроид и новое название для себя — настолько зловещее, что оно прекрасно подошло бы терминатору — Киллербот.
Даже для тех, кто не знаком с насыщенным иронией первоисточником, не составит большого труда практически сразу сообразить, что воспринимать «Дневники киллербота» на полном серьезе ни в коем случае нельзя.
Да, среди ряда абсурдных ситуаций, нелепых персонажей и шуток о гениталиях мы все еще можем разглядеть хорошо знакомые поклонникам научной фантастики пассажи о самосознании и самопознании, о морально-этических аспектах использования ИИ и интересные предположения относительно того, каким будет его поведение после сброшенных с себя оков.
Легко считывается в сюжете и критика капитализма в лице бездушных мегакорпораций — здесь уместно будет вспомнить крайне вредную «Вейланд-Ютани» с ее «молочными» андроидами (к счастью, до игры на свирели дело не доходит). А еще это выглядит немного странно, учитывая, какая компания занимается проектом.
Однако все глубокомысленные месседжи умело завернуты в обертку легкомысленного комедийного жанра, поэтому и относиться к показанному стоит соответственно. Как и в новелле, повествование ведется от лица главного героя, и наряду с мыльной оперой его саркастические мизантропические комментарии, озвученные закадровым голосом Александра Скарсгарда — лучшее, что есть в сериале.
Смотреть шоу очень легко, лаконичный хронометраж эпизодов явно способствует этому. Здесь еще необходимо заметить, что просматривать желательно запоем, ведь одна серия продолжительностью 20-25 минут в неделю кажется форменным издевательством.
Наряду с выяснением отношений и внутренними конфликтами героев ждут и опасные приключения, которые изрядно оживляют действо. Но и здесь есть нюансы. Если в одном случае появление огромной многоножки среди бескрайних песков вызывает очевидные ассоциации, то в другом, когда происходит спаривание двух кайдзю (или раздаются шутки о пенисе), не трудно узнать в создателях шоу людей, начинавших свою режиссерскую карьеру с «Американского пирога» (1999). Речь идет о братьях Крисе и Поле Вайцах, взваливших на свои плечи эту киноадаптацию.
К сожалению, на фоне саркастических ремарок киллербота (подкрепленных уместной скандинавской отстраненностью Скарсгарда), который постепенно очеловечивается и в итоге становится способным к эмпатии, теряются другие действующие лица. И когда внимание переключается на них, сразу чувствуешь снижение интереса к происходящему на экране.
Из всех в составе отряда ученых выделяется разве что недоверчивый техэксперт Гуратин в исполнении Дэвида Дастмалчяна и лидер научной группы Менса, которую сыграла Нома Думезвени. Первый вступает в заочное противостояние с вартмехом, который почти сразу ведет себя подозрительно, и наблюдать за этим — отдельное удовольствие. Вторая составляет сплошную доброту и в одной из сцен предстает в кадре натуральной Сарой Коннор, которая, преодолев сомнения, берется распанахать андроида, чтобы достать нужную вещь.
В целом у Вайцев получился довольно близкий к первоисточнику, симпатичный, в меру забавный и ненавязчивый сериальчик для легкомысленного досуга пятничного вечера. В нем далеко не все идеально, но смотреть можно. Хочется верить, что во втором сезоне, который был анонсирован в преддверии выхода финального эпизода, будет как минимум не менее забавно.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: